КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Лиля навсегда.

Лиля навсегда (Lilja 4-ever), реж. Лукас Мудиссон, 2002.

Ты – одинокий подросток, тебя все предали – мать, любимый, взрослые, твоя родина, новая страна. И тогда самоубийство становится единственным выходом.

Основан на реальных событиях.

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: подросток, эмиграция, самоубийство, субпассионарность, социальная драма

Мотто: Эта жизнь – единственное, что у тебя есть.

Круг психологических проблем:

  • эмиграция, иммиграция
  • нелегальная иммиграция
  • женщина
  • насилие
  • подросток
  • одиночество
  • суицидальные мысли
  • унижение
  • сиротство
  • надежда
  • мечта
  • обман
  • проституция
  • рабство
  • травма
  • безвыходная ситуация
  • дружба
  • самоубийство
  • социальная драма
  • выбор
  • бедность
  • торговля людьми
  • субпассионарность
  • детская травма
  • становление личности
  • взросление
  • неприкаянность

Системы отношений:

  • мать-дочь
  • дети-родители

Черты характера:

  • подлость
  • наивность
  • жестокость
  • хамство

Эмоциональная парадигма:

  • разочарование
  • отчаяние
  • безысходность
  • тревога
  • боль
  • горе
  • страдание
  • ненависть
  • страх
  • растерянность

Нравственные категории:

  • предательство
  • подлость
  • клевета
  • ложь

Символизм, метафоры:

  • картинка с ангелом
  • разрушающиеся дома
  • баскетбольный мяч
  • мост
  • дождь

Выразительные средства:

  • документализм
  • музыка

Дополнительные вопросы:

  • Был ли у Лили другой выбор и другой выход?

Цитаты:

  • Я собирался прыгнуть, потому что вокруг одно дерьмо.
  • Эта жизнь – единственное, что у тебя есть.
  • Мертвым человек бывает целую вечность, живым лишь одно мгновение.

Отзывы:

  • После просмотра фильм меня мучил в кошмарах еще несколько месяцев. Такого со мной никогда раньше не было! Как правило, я смотрю любое кино и привыкаю к мысли, что: «Это всего лишь фильм». Но тут все было иначе. Меня поразили реальные жестокость и безысходность, которыми наполнен каждый кадр. Когда надежда не просто слабая, когда ее просто НЕТ.
    Режиссер заставил меня поставить себя на место главной героини. Ему это удалось. Он заставил меня забыть о том, что я просто смотрю фильм, о котором много слышала. Он заставил меня почувствовать боль и отчаяние Лили. Он заставил меня понять многие вещи.
    Сильный и жестокий фильм. Правдивый как вся наша жизнь. Героиня Оксаны Акиньшиной — это для меня сборный образ всех тех несчастных женщин, девушек, девочек, которые пострадали от всех ужасов торговли людьми. Многих из них уже нет в живых. Многие из них сейчас сидят взаперти и ждут, когда их повезут к клиенту. Это страшно, понимаете? СТРАШНО! https://www.kinopoisk.ru/user/379586/comment/319966/
  • Эта картина, в моем понимании, относится к категории «грязных фильмов». Это фильмы про разбитые судьбы, приправленные угнетающей атмосферой, про наркоманов, про алкоголиков, про проституток, про жестоких убийц… Это фильмы, после которых уходишь в меланхолическую депрессию и долго не можешь выйти. Это фильмы, которым сопереживаешь и которые проживаешь. И
    это мои любимые фильмы, это моя любимая категория. Порой так надоедают сахарные сказки, нереальная фантастика, бесконечные ужасы с пластилиновыми тараканами, что хочется суровой реальности с ее болью и горечью, потерями и страхами. Фильм просто ураганом ворвался в пятерку лучших картин, виденных мною, и прочно там обосновался.
    А вообще у меня возникла мысль, что это кино очень походит на документальное, как будто новости смотришь. Страшно, что показанная страна — это моя страна. Боже, этот город так похож на ту дыру на краю света, в которой живу я. И так же здесь, рядом со мной все мечтают уехать куда подальше, встретить принца на белом коне…
    Философии здесь много, мысли всякие приходят в голову. Многое начинаешь переосмысливать, думать. Но самое главное не выносить из этого фильма ничего. Не стоит, наверное, даже задумываться о нем. Иначе разрушаться все мечты. А куда же без них. https://www.kinopoisk.ru/user/1/comment/98614/
  • Девочку жалко, просто по-человечески. А людей, способных проявить сочувствие — их же ничтожно мало. Есть жестокие, но большинство равнодушных, что в фильме и продемонстрировано с блеском, где на глазах у многих невидящих людей, как наших, так и европейских гибнет девочка. Гибнет долго и отчаянно.
    Тут нет хэпиэнда, нет светлых моментов. Это самая грязь, отвращение, безысходность и обреченность. Практически по Достоевскому. И я до сих пор с трудом могу поверить, что этот фильм снял не русский, а швед, который в России-то, быть может, и не был никогда, но сумел так тонко прочувствовать эту атмосферу гибнущей, спивающейся, захиревшей глубинки, будто он тут жил много лет — вот это меня удивляет до сих пор. https://www.kinopoisk.ru/user/1695563/comment/1358616/
  • Фильм просто душераздирающий… В глазах все два часа слезы, сердце в крови… Фильм меня пронял прямо до кончиков волос. Сердце до сих пор щемит. Но во второй раз смотреть этот фильм моя психика и мои нервы, наверное, не выдержали бы. https://www.kinopoisk.ru/user/355726/comment/364070/
  • Не глубина, но бережность и последовательность в проработке подростковой психологии позволили затронуть многие социальные и общечеловеческие проблемы, начиная от беспризорничества и детской проституции, заканчивая философскими измышлениями о ценности человеческой жизни и естестве загробного мира. Мудиссон ставит своей героине распространенный девичий диагноз — синдром мотылька, бездумно летящего на свет в слепой тяге к тому, кто постарше и посостоятельнее. Жар все сильнее опаляет крылья, а настоящий друг познается в беде. Впрочем, не в том случае, когда беда — одна на двоих, абсолютно безвыходная и беспросветная. Выгнанный из дома 11-летний Володя, искренне влюбленный в Лилю, — невинное дитя, взявшее по глупости тяжкий грех на душу. Он же — ангел-хранитель, так и не сумевший достучаться. Баскетбольный мяч, купленный Лилей на «грязные» деньги в подарок мальчику, становится символом грехопадения и мученической жертвы одновременно. Мудиссону удается создать удивительную эмоциональную полифонию, в которой невозможно определиться с однозначным отношением к малолетней блуднице. Ведь изначально Лиля теряет честь по доброй воле, осознанно идя на это ввиду нужды и душевной слабости, тем самым примагнитив кармическое наказание, выраженное впоследствии запредельными унижениями и насилием. Религиозные аспекты дополняются художественными приемами с пересечением гнетущей реальности и потустороннего мира, в котором усопшие обретают крылья. Где живут ангелы? Каждому ли из них найдется место на Небесах? Можно ли оправдать самоубийство? Успела ли Лиля замолить свои грехи, и достойна ли она милосердия? На эти вопросы создатели фильма не дают конкретных ответов, позволяя зрителю самому поразмыслить над устройством мироздания. https://www.kinopoisk.ru/user/144983/comment/2138328/
  • Ужасно, когда, увидев грязь, люди отказываются осознавать то, что происходит, пускай не с ними, но происходит! Прямо здесь и сейчас! В нашем мире! И от этой грязи никуда не денешься, и отрицая существование проблемы, от нее не избавишься. Эта картина показывает не только горе 16-ти летней девочки, но и беду общества, которое скалится тем, кто споткнулся, или еще хуже: закрывает глаза и выказывает полное безразличие к происходящему, рьяно отрицая всякое его существование.
    А вот дальше и встает вопрос: «Хочу ли я это видеть?».
    Кино подобного рода должно существовать, потому что, в первую очередь, оно дает знание. Знание о жизни, от которой каждый бежит даже мысленно. Знание о временах, от которых бежит наша страна, но зачастую безуспешно, как и героиня. Во время того, как многобюджетные фильмы бьют кассовые рекорды, соблюдая формат экрана, такое кино наиболее всего связано с нами, с людьми по ту сторону экрана. Камера дергается, резко наводя фокус, резко переключая наше внимание с одного героя на другого, она мечется, пытаясь найти опору. Лиля мечется, уже потеряв дно и тонет в этой нищете и похоти, пытаясь оторваться от одного и непременно попадая в капкан к другому, не находя ответа на вопрос «За что я заслужила подобное?»
    На протяжении всего фильма меня не покидало чувство обреченности, знание того, что конец неизбежен, и он уж точно не будет хорошим. Нарастающее чувство беспокойства, осознание того, что что-то не так. Что-то не так с моей страной, с людьми, которые меня окружают, откуда в них столько злости? Почему родители способны бросать своих детей и выгонять их на улицу? Как так вышло, что мы дошли до такого? Пытаясь бороться Лиля оказывается в болоте, в то время как она рвется к лучшей жизни, ее все больше тянет вниз. Того ангела, который кричит «Лиля, пожалуйста, не делай этого!» Лиля уже не услышит, она уже потеряла веру, которая была единственным, что она имела.
    Самое страшное, когда закрыты все двери. Самое страшное, когда задаешь себе вопрос «А что бы я сделала на ее месте?» и заставляешь себя перестать об этом думать, потому что не находишь ответа. Не находишь никакого выхода.
    Остается только верить, что наши двери все еще остаются открытыми. Хотя бы одна. https://www.kinopoisk.ru/user/1/comment/920807/
  • Мы живем не в «Эдеме». Пора запомнить это и развеять иллюзию о том, что у всех все хорошо. Пора понять, что мир может быть дерь***ым, и грязным! Не существует идеально счастливых людей, и идеальных жилищ. Везде есть кошмар. Везде есть проституция. И везде есть люди, находящие только такой выход, который есть у главной героини. Не стоит все время воспринимать мир таким красочным и розовым…
    Всегда есть надежда, всегда есть вера. Как и Володя. Он — это воплощение такой надежды. А надеяться, как мне например известно (даже из Святых Писаний) — тоже весьма великая и тяжело постижимая благодать.
    Не забывайте, что это реальные события, что это имело место быть в реальной жизни. И я уверен есть сейчас! Мы слепы. И потому не видим этого. Но еще хуже то, что не хотим видеть.
    Это гонение. Это предательство. Это безысходность.
    А вас разве никогда не унижали в школе? не смеялись над вами? Не отворачивались от вас, особенно когда вам было, особо плохо…
    А вас разве никогда не предавал лучший друг? Разве никогда не клеветала лучшая подруга/друг?
    А у вас, разве никогда не было момента, когда не хотелось ни есть, ни пить, ни разговаривать, а напиться? Не обязательно водки или пива. Не обязательно нанюхаться. А убежать от своего сознания. Забить его до смерти. Забыть всех вокруг. И раствориться в чем-то материальном. На полчаса. Пускай и с похмельем. Но на полчаса убраться с этого мира, и погрузиться в свой. Разве вы никогда не чувствовали себя никому не нужным, до такой степени, что не хотелось жить…
    Нет?
    Бросьте… Мы же люди! Нам это свойственно! https://www.kinopoisk.ru/user/704440/comment/607655/
  • Мы все время всем недовольны. Недовольны работой, недостатком возможностей, квартирой, машиной… А вы думали, что есть люди, у которых нет и малой доли того, что есть у вас?
    После просмотра хочется выбежать на улицу и почувствовать лицом холодный свежий воздух, почувствовать запах свободы и побежать.
    Надо ценить то, что у тебя есть. Вот основная мысль. Не надо гнаться за несбыточными мечтами, замечая, что все идет слишком просто и быстро. Остановитесь, задумайтесь, настоящая мечта на то и мечта, чтобы не могла просто так оказаться у вас в руках. Не бывает бесплатного сыра в мышеловке и все в таком духе.
    Цените и жизнь и добивайтесь всего сами. Вот, по моему мнению, идея фильма.
    Стоит посмотреть всем без исключения. Вечером. Ведь там описана реальность, которую мы, жители больших городов, даже не замечаем! https://www.kinopoisk.ru/user/404034/comment/352248/

Сходная проблематика:

 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *