Алла Далит. Мне страшно.
После семинара о работе с Демоном, как субличности, самое то было сходить на «Джокера», дабы проверить на собственном восприятии противоречивые отзывы разных по статусу в кино и по-моему уважению людей.
Сразу надо определить, что мнение моё построено исключительно на личности, выросшей на хорошей литературе, склонности к рефлексии и привычным мыслям о судьбах мира, а также старающейся иметь свой взгляд и мнение на мир и людей, с некоторой склонностью к бунтарству и противостоянию всякой власти, но не поддерживающей анархию или бесхребетный либерализм.
Думается мне, что эпопея про Бэтмена, высосанная из пальца до размеров современной мировой мифологии, проанализированная психоаналитиками и разными философами-аналитиками, приписавшими ей тот глубокий смысл, который им самим только и понятен (в чем я очень сомневаюсь) должна была рано или поздно родить что-то подобное. Стерильные и выхолощенные бессмертные супергерои не могли и дальше владеть умами даже тех, у кого мозг не обременен извилинами, а значит должны были западные киношники сделать свою претензию на глубокое кино, способное тронуть думающую аудиторию за нежные интеллектуальные места и заставить задуматься о судьбах мира.
Ставка на классовую ненависть в попытке разжечь огонь в душе простого рабочего человека и призвать его убивать богатых, очищая загнивающий империалистический мир, не сыграла даже при очевидных потугах (местами гениальных) Хоакина-Джокера, безусловно сыгравшего лучшую роль своей жизни. Точнее, это была лучшая игра, ибо роль психически, психологически, личностно и физически нездорового отрицательного, но Героя, когда-то владевшего сердцами бунтарей 90-х, не может считаться лучшей ролью, так как надо быть очень упорным (или упоротым), чтобы придать какой-либо более-менее выше плинтуса смысл его персонажу.
Лично за персонаж мне очень обидно.
Сделать из Джокера такое, на мой взгляд, было нечестно. Низвести очень крепкого персонажа, со своей силой и аудиторией, харизмой и перспективой стать идеалом сил зла (которое, как мы знаем, иногда лучше и честнее, чем добро) до жалкого, измученного внутри и внешне неудачника, стало похоронами великого персонажа.
Жалких попыток в фильме много. Начиная от дешевых трюков вызвать ненависть к тем, кто его обидел, чтобы оправдать его жестокость, до бесспорно красивых моментов танца в красном костюме на фоне беснующейся толпы.
Я много раз набирала воздуха в какие-то моменты для большого и долгого наслаждения, но все лопалось как мыльный пузырь, не успев даже начаться.
Богатые и бедные. Но какие? Я знаю богатых, которые не могли не стать богатыми, ибо способны и смелы. Для них деньги – это ответственность и испытание, которое они проходят, как кармическую задачу. Я знаю богатых, рядом с которыми я бы не села на один гектар, как говорила моя мама, ибо их мерзостность выросла на их деньгах, которые и появились благодаря их мерзостности.
Я знаю бедных, которые бедны из-за отсутствия в их личности наглости или беспринципности, а вовсе не таланта или способностей. Их бедность не мешает им достойно жить в уважении к другим и себе. Я знаю бедных, которых сделали такими мерзостные богатые и они не смогли себя защитить, а просто продолжили пахать. И я знаю бедных, которые может быть и не такие бедные, но им просто всегда мало, и всегда хочется кого-то ненавидеть от зависти и злобы. Они не любят работать, но любят отбирать и бороться за свои права, к которым они не прикладывают никакой ответственности.
Думаю, что фильм снят для них.
И мне страшно. Ибо психическая и личностная патология депатологизируются с такой скоростью, что скоро нас, психологов начнут преследовать за попытки их лечить.
Личность психически больного человека была и есть богатое поле для кинематографа. Построить на таком материале гениальное кино от «Молчания ягнят» до «Сплита» можно и нужно. И больной персонаж может стать многогранным и трогающим душу, ибо кто из нас может с уверенностью сказать, что он здоров?
В «Джокере» он не просто больной, он неубедительно больной. Не структурно и нелогично. Ибо в настоящей патологии есть своя логика и свой алгоритм. А здесь его нет. В конце концов можно было проконсультироваться со специалистами, чтобы прописать персонаж, которому зритель мог бы доверять, а не уговаривать себя верить. «Джокера» просто жаль и эта жалость убивает персонаж хуже, чем оборванные диалоги и сцены.
Фильм снят безупречно с точки зрения визуальной составляющей. Хоакин Феникс безупречен как актер.
Захочу ли я посмотреть его еще раз? Вряд ли.
Порекомендую ли я его к просмотру? Нет.
Затронул ли он какие-либо струны? Нет.
Заставил ли задуматься? Да. О том, почему плохое кино делают так хорошо.
Я не приглашаю к дискуссии, не трудитесь, особенно те, кому понравилось.
Я все знаю про право на разные мнения. Не надо мне напоминать.
Я обещала написать свое мнение для тех, кто ему доверяет. Это для них.