КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Я только хочу, чтобы вы меня любили.

Я только хочу, чтобы вы меня любили (Ich will doch nur, daß ihr mich liebt), реж. Райнер Вернер Фассбиндер, 1976.

Тривиальная история маленького человека, любящего сына и заботливого мужа, подошедшего к последней черте, несмотря на все свои усилия быть хорошим и любимым…

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: влияние детской травмы на личность, субпассионарность

Мотто:

  • Я только хочу, чтобы вы меня любили.
  • Любовь как необходимость.

Круг психологических проблем:

  • строгость воспитания
  • строгая, суровая, холодная мать
  • суровый отец
  • телесные наказания
  • эдипов комплекс
  • работа с психологом
  • молодая семья
  • финансовые проблемы
  • кредиты, долги
  • убийство
  • депрессия
  • мысли о самоубийстве
  • обман
  • унижение, психологическое и физическое насилие
  • самостоятельный выбор
  • субпассионарность

Системы отношений:

  • сын — родители
  • муж – жена
  • работник – работодатель
  • заемщик — кредитор

Черты характера:

  • суровость
  • доброта
  • простодушие
  • бесхитростность
  • искренность
  • слабость

Эмоциональная парадигма:

  • строгость
  • холодность, отчужденность
  • ненависть
  • растерянность

Нравственные категории:

  • честность
  • порядочность

Символизм, метафоры:

  • букеты цветов
  • постройка дома для родителей
  • фотография родителей

Выразительные средства:

  • мозаичность монтажа
  • речь за кадром

Дополнительные вопросы:

  • Как относится Петер к родителям?
  • Как бы вы поступили на месте Петера?

Цитаты:

  • Кто увлечен работой, тот забывает о времени.
  • — У многих есть такие дома. – Но не у всех есть такой сын.
  • Ты не сможешь прокормить себя, потому что ты бездельник.
  • У кого какие запросы.
  • Я часто задаю себе вопрос: как у них это получается? Как им на все хватает? Ездят в отпуск и живут без забот.
  • — Я всего-навсего хочу, чтобы ты меня любила. – Если ты будешь обманывать, нам не будет легче.
  • Деньги пришли на следующий день. И ни одного слова. Почти как оскорбление.
  • Я лучше сдохну, чем попрошу у отца денег.
  • Вы можете как-то объяснить, почему не могли поговорить с женой о сложившейся ситуации?
  • Где деньги – там все.
  • Я думаю, это не я, и все же я.
  • — Вам хочется жить? – Я хочу только, чтобы вы меня любили.

Выдержки из рецензий:

  • В аннотации к фильму говорится о неком «униженном и раздавленном» герое по имени Петер. Весьма спорное описание. Разве Петер похож на отщепенца, униженного и оскорбленного? Думается, что нисколько не похож. Да, у него весьма странные родители, но он их принял такими, какие они есть, и даже любит их, особенно мать! Хотя кажется, что вовсе они не его родители, а так — случайные люди, однажды в истерзанной послевоенной Германии брезгливо подобравшие никому не нужное человеческое существо с одной лишь целью — чтобы оно, подросши, сполна отработало затраченные на него средства. В любом случае никаких особых комплексов Петер не проявляет на протяжении всего фильма, разве что демонстрирует собственную неприспособленность к окружающей бурной действительности за пределами родного «чужого» дома. Петер ничего ни от кого не требует, кроме пресловутого «хочу, чтобы меня любили». Он совершенно спокоен и даже как-то равнодушно принимает на себя удары судьбы — той нелегкой жизни, когда важно лишь вкалывать от зари до зари и не просить добавки. Этого он не боится, к этому привык. Не привык он только к неожиданно свалившейся свободе, к тому, что вдруг ты оказался никому не нужен и ничего нельзя с этим поделать. Есть, конечно, семья, но как смотреть в глаза супруге и совсем еще крохотному ребенку, когда в кармане ни пфеннига.
    И так, на протяжении всей своей недолгой вольной жизни главный герой, стремясь делать людям добро, дарить радость любимой женщине, последовательно загоняет себя в угол. Проблем становится всё больше, а выхода из тупика так и не предвидится. Надеяться на счастливый случай бесполезно. Нарастающее внутри напряжение должно рано или поздно выплеснуться наружу, оружие, заранее прикупленное, ждет, когда им воспользуются. Только вот кто станет жертвой?

Финальное убийство у Фассбиндера, вроде бы совершенно спонтанное, выглядит не просто как случайная кульминация событий и не только по вышеназванным обстоятельствам. Конечно, на первый взгляд, оно совершенно бессмысленно хотя бы потому, что Петер убивает не того, кого задумал. Вполне вероятно, что его мишенью была куда более беззащитная жертва, чем хозяин кафе, — бабушка его (Петера) супруги — одинокая, почти выжившая из ума и памяти старуха, у которой Петер неслучайно подглядел, где хранятся деньги. Если бы все произошло так, как задумал главный герой, вряд ли бы сюжет фильма произвел на нас столь серьезное впечатление. Ни в чем не повинная бабушка — это почти по Достоевскому, это мы проходили: «нужда заела» — вот вам и оправдание. А вот хозяин питейного заведения, который за минуту до собственной гибели с гневом вышвыривает за порог своего кафе очередного безденежного паренька, фактически ровесника Петера, эта фигура гораздо более «подходящая» для фассбиндеровского замысла о насилии как вынужденной реакции на отчуждение, отсутствие взаимопонимания и, в конечном счете, любви. Мы ничего не знаем о хозяине кафе, но видим, что этот персонаж явно устроен в жизни, ему комфортно, он «не парится» по мелочам. Всегда найдется собеседник, с которым не жалко выпить по стопке-другой. В таком положении, считая денежки, он может без вреда для собственного здоровья тихо ненавидеть богатых евреев (думается, даже проявлять симпатию к нацистам). Именно это самодовольное, хотя и с виду вполне себе добродушное существо взбесило и без того находящегося на грани нервного срыва Петера. Нелепое, почти в состоянии аффекта убийство подвело черту под страданиями героя, но и закономерный финал он воспринял как должное и снова спокоен, охотно повествует о своей вроде бы как нелегкой судьбе тюремному психологу.
Идея фильма, как и его сюжет, очень простая: в современном мире не добившиеся любви вынуждены становиться (или оставаться) маргиналами. Таковым был и сам Фассбиндер. Несмотря на то, что его творчество было всегда, в том числе и при жизни очень востребованным, он никогда не изменял себе и никогда не был счастлив, иначе как за работой. Пахать, пахать и еще раз пахать, не жалея сил — лозунг героя фильма, так же, как и объяснение всех его поступков, вынесенное в заглавие картины, суть самого режиссера, которого мы все, конечно же, любим. http://www.kinopoisk.ru/user/140295/comment/1482023/

  • «Я хочу только, чтобы вы меня любили» снят для немецкого телевидения и представляет собой поучительную драму о последствиях психологического давления на детей. В основу фильма легла книга Клауса Антеса и Кристиана Эрхардта «Про жизнь», а также личные воспоминания режиссера о детстве и первой любви. Фактически, Фассбиндер в 1976 г. предвосхитил современный жанр острой документальной социальной драмы о людях, попавших в безысходное положение, в котором работают братья Дарденн и Кен Лоуч. Для Петера безысходность становится спусковым крючком его психологической нестабильности.
    Любить или быть любимым? Этот вопрос мы часто задаем себе и своим друзьям, в подкорке мозга понимая, что эти два действия не столько редко совместимы, сколько невозможно их равновесие внутри самого человека. Кого-то недолюбили в детстве, а кто-то готов поделиться этим чувством со всем миром. Герои Фассбиндера живут практически идиллической жизнью, и поддерживают отношения, похожие на сказку. Всё настолько гармонично, что диссонанс гармонии, патология, становятся заметны лишь с десятым букетом цветов, которые несет Петер жене, бокалом шампанского, купленного на последние деньги. Взгляд мужчины постепенно меняется от слегка затравленного до параноидального. Ему кажется, что еще немного, и долгожданная любовь от него ускользнет. http://www.kinopoisk.ru/user/920793/comment/1797016/

Схожая проблематика:

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *