КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Как выбрать фильм для кинотерапии?

(методы работы с материалами сайта Кинотерапия.инфо)

Как выбрать из множества прекрасных фильмов для сеанса кинотерапии/кинотренинга (в дальнейшем для краткости будем использовать только первый термин) тот, который наилучшим образом отвечает терапевтическим или учебным запросам целевой аудитории? – вопрос, с которым сталкивается каждый ведущий терапевт/тренер. Это касается не только профессионала, но каждого человека, который хочет самостоятельно попытаться решить свои проблемы при помощи кинотерапевтического метода. Давайте попробуем вместе поразмышлять, а действительно, как? Возможно ли составить некий алгоритм выбора?

Для начала, профилактируя комплексы перфекционизма и неполноценности, поймем, что одинаково для всех «лучшего» фильма быть по определению не может и выбор всегда будет носить индивидуально-субъективный и ситуативный характер. Стремление составить универсально-идеальную программу, подходящую для всех и всех удовлетворяющую, будет, по меньшей мере, наивным. Тут не только у каждой группы будут свои целевые запросы и качественные особенности (например, возраст и образование), но и у каждого ведущего будет свой терапевтический взгляд, своя методика и даже эстетические предпочтения (жанры, актеры, режиссеры). Будем понимать, что нереально добиться разбора и решения всех проблем посредством анализа одного, пусть даже самого замечательного фильма, как невозможно исцелить застарелую болезнь при помощи одного терапевтического сеанса. Не стоит ставить себе непосильных задач: каждая наша встреча – это всего лишь один небольшой шаг вперед. Любая трансформация редко когда бывает мгновенным чудом, обычно это результат кропотливой и долговременной работы. Мы уж не говорим о том, что просто нереально пересмотреть все фильмы, и каждый терапевт будет, прежде всего, отталкиваться от того, с чем встретился он сам, по мере выхода новых фильмов и овладения новыми методиками изменяя и совершенствуя ранее составленные программы. А предела совершенству, как мы знаем, не существует. Поэтому все самые лучшие перфекционистские намерения рекомендую сразу отодвинуть в сторонку. Максимально сосредоточьтесь на современном моменте, своих ощущениях и возможностях.

В данной заметке мы попробуем лишь схематично определить некоторые аналитические и практические варианты-шаги, способные облегчить вам подбор фильма и поиск его на этом сайте. Ваши замечания и пожелания будут с удовольствием учтены в следующей редакции. 🙂

Определение цели конкретного сеанса или программы в целом.

Кинотерапевтические сеансы могут проводиться в виде разовых тематических встреч открытых групп, собирающихся обсудить конкретную интересующую людей тему, или в формате тематического цикла нескольких закрытых (когда заранее формируется одна группа) встреч, посвященных решению специфического комплекса терапевтических задач. В таком случае рекомендуется продумать заранее список фильмов на весь курс целиком, распределив их по актуальным задачам. И естественно, чем точнее будет сформулирована нужная тема или задача, тем, надо думать, оптимальнее будет подобран фильм.

Формулировки могут носить общий характер – «Карьера», «Старость», «Депрессия», «Семейные отношения», а могут быть более конкретными или в виде вопросов – «Подростковые проблемы и депрессия», «Развод», «Как преодолеть депрессию?». Эти запросы можно ввести в строку поиска на сайте или выбрать из уже имеющегося проранжированного Списка фильмов.

Выбрать фильм из списка тематических программ.

Помимо общего большого тематического Списка фильмов, мы потихоньку будем формировать программные курсы из 5-10 фильмов, специализирующихся на проработке той или иной групповой тематики с учетом возможно большего количества смежных проблем. Например, терапевтический курс «Женщина и семейное насилие», «Старение как этап жизни» или «Подросток, переживающий депрессию».

Возможно также составление подобных программ по вашим заявкам, которые можно оставить в комментариях или прислать по почте.

Уточнить круг интересующих вопросов при помощи меток (=ключевых слов).

В строке поиска перечислить через запятую ключевые слова, определяющие спектр интересующих проблем – «депрессия, семья, подросток, терапия, преодоление, апатия» и выбрать фильм из предложенных поиском вариантов. В список меток сайта, которые являются не чем иным, как ключевыми понятиями, входящими в список решаемых проблем, включены отраженные в фильмах психологические проблемы, системы отношений, характерологические черты, эмоциональные переживания, нравственные категории.

Либо же изучить набор меток в ранее выбранных по теме фильмах и определить оптимально вам подходящий.

Либо выбрать актуальную для вас метку из Облака популярных меток, находящегося в правой колонке сайта – «взаимопомощь», «депрессия», «выбор», «дети-родители», «доброта», «доверие», «разочарование», «страх» и т.д.

Также, кликнув на интересующую вас метку в анализе того или иного фильма, вы сможете узнать, какие еще фильмы иллюстрируют данное понятие.

Будьте внимательны, в Облаке представлены только самые популярные метки, то есть наиболее частотные, и возможно, что нужная вам не отражена, но это не значит, что ее нет, поэтому лучше использовать строку поиска. Также еще далеко не все фильмы, входящие в основные списки, получили свой подробный разбор с метками – учитывайте это.

Оттолкнуться в выборе фильма от желания целевой аудитории.

В некоторых случаях можно предложить клиентам самим определить фильм (или серию фильмов), который они хотели бы проанализировать на сеансе. Тогда задача ведущего – составить программу встречи и круг аналитических вопросов и методик таким образом, чтобы они смогли удовлетворить целевые интересы. Анализ же выбранного фильма можно попытаться найти на сайте посредством заведения названия в строку поиска. Если он уже проанализирован или занесен в тот или иной список, он появится в результатах поиска.

В любом случае, какой бы принцип выбора фильма вы ни избрали, всегда необходимо учитывать качества вашей клиентской группы – возраст, образование, социальный слой, запросы, предпочтения и т.п. У каждого фильма существует своя целевая аудитория, и то, что с удовольствием будут смотреть подростки, не подойдет пожилым людям, а то, что восхитит художников, скорее всего, оставит равнодушными или даже возмутит руководителей предприятий. Можно предположить, что чем большие интерес и симпатию вызовет фильм, тем эффективней пройдет его обсуждение.

С.В. Березин, к слову, с целью лучшего осознания происходящих процессов рекомендует выбирать такие фильмы, в которых возраст героев совпадает с возрастом участников группы. Можно предположить, что важно также совпадение и других характеристик – пол, социальный статус и т.д.

Оттолкнуться в выборе от предпочтений ведущего.

Если ведущий сеанса заранее знает, какой фильм он хотел бы показать группе по заданной теме, он может попытаться найти анализ фильма, введя название фильма в строку поиска.

Также возможно оставить свою заявку на странице «Проанализируй это!» или прислать свой вариант для публикации с обязательным указанием авторства и возможных ссылок.

Оттолкнуться в выборе в зависимости от используемой аналитико-психотерапевтической методики.

Можно попробовать ввести в строку поиска ключевые понятия той аналитико-психотерапевтической методики, которую вы собираетесь применить в ходе сеанса. Ну, например, «колесо жизни» или «что характеризует переживание счастья?». Возможно, поисковая система выдаст вам те фильмы, при просмотре которых вы сможете применить желаемую методику.

Оттолкнуться в выборе от имеющихся в фильмотеке фильмов.

Иногда, к сожалению, волею разных обстоятельств мы значительно ограничены в репертуаре, но это не беда. Благодаря определению задачи и ключевых слов (=меток) можно попытаться выбрать оптимальный к просмотру фильм из имеющихся. Как ни странно, порой это даже может облегчить муки выбора из большого количества.

Общие рекомендации от С.В.Березина

«Важным критерием включения кинофильма в кинотерапевтическую фильмотекиу является представленность в нем различных проявлений межличностных отношений и другой психологической феноменологии. Так, в фильме «Ребро Адама» (реж. В. Криштофович) герои, общаясь друг с другом, используют манипуляции, двойные послания, провокации; по их играм и отдельным репликам можно диагностировать их сценарии; в фильме представлена феноменология супружеских и детско-родительских отношений, драматический треугольник, задачи взросления и др. Иными словами, фильм должен быть многоплановым. Многоплановость фильма является предпосылкой возможности диалога зрителей друг с другом и зрителя с режиссером. Подбирать фильм для кинотерапии нужно так, чтобы, как пишет Н.А.Хренов, «публика могла вступить с режиссером в диалог, которого она не всегда хочет, но на который в принципе способна» [54, c.141]. Преобразующая напряженность диалога в кинотерапии во многом обеспечивается уникальностью способа (фильм), которым выражается всеобщее. Всеобщее в фильме – это то, что соответствует, как сказал бы С.М.Эйзенштейн, «природным законом». «Воздействует только то, что протекает согласно природным законам» [58, с. 189]. Таким образом, важнейший критерий выбора фильма для кинотерапии – богатство психологической феноменологии, отражающей объективные закономерности индивидуальной и социальной психологии.

Опыт проведения кинотерапевтических групп показывает, что максимальный отклик у зрителей получают фильмы, герои которых решают универсальные проблемы, отражающие конфликты нормальной психики, которые, как сказала бы А.С.Спиваковская, «воплощают бытийные законы» [49, с.203]. Эмоциональное воздействие фильма выше, если герои оказываются перед необходимостью совершения значимых для них выборов («Второй лучший» (реж. Крис Мэнджес); «Боже, любовник моей матери и сын мясника» (реж. Элаин Иссерман). Важным критерием выбора фильма для кинотерапии является наличие в действиях героев конструктивных способов решения «вечных проблем». Не менее полезны фильмы, в которых прослеживаются деструктивные последствия поступков и стратегий героев («Покидая Лас-Вегас» (реж. Майк Фиггис), «Реквием по мечте» (реж. Даррен Арофонски), «Горькая луна» (реж. Р.Поланский), «21 грамм» (реж. А.Иньярриту)).

Наконец, не менее важным критерием выбора является невозможность однозначной оценки героев фильма в терминах «хороший – плохой». Фильмы, в которых такая оценка задана изначально, оказываются для кинотерапии малопригодными.

Таким образом, основными критериями выбора фильмов для кинотерапии является богатство психологической феноменологии, универсальность проблем, решаемых главными героями, представленность конструктивных и деструктивных моделей и стратегий поведения».

От себя добавим, что традиционно сеанс кинотерапии длится 3-3,5 часа, поэтому, с учетом, необходимого перерыва (обычно между просмотром и обсуждением), важно обращать внимание на длительность фильма. Если продолжительность фильма больше двух часов, то времени на обсуждение практически не остается.

Спросить рекомендацию

Теоретически можно попросить «помощь зала», задав вопрос в комментариях типа «Какой фильм стоит посмотреть в таком-то и таком-то случае?». И тогда, возможно, кто-то из гостей сайта или я любезно поделимся с вами своим опытом.

 

Надеюсь, эти элементарные подсказки помогут вам быстрее ориентироваться в материале и максимально оптимальным образом планировать свои занятия. Помните, что даже самый слабый в художественном отношении фильм, как и самая захудалая человеческая жизнь, несет в себе возможности для психоанализа. Удачи и рабочего настроения!

Ольга Юнтунен 🙂

2 комментариев

  • Всем привет!

    Прежде всего, спасибо Ольге за такой чудесный ресурс.

    Нуждаюсь в «помощи зала». Мне нужно выбрать фильм для первого просмотра в киноклубе, аудиторию которого можно описать метками как «тяжелые жизненные обстоятельства, стресс, разлука, посттравма, семья». Нужен фильм который сможет включить всех в обсуждение, при этом достаточно плавный и не травмирующий.

    • На здоровье, Jericho. Попробуйте сами забить эти ключевые слова в строку поиска.
      Возможно:
      В Америке (In America), реж. Джим Шеридан, 2002.
      Невозможное (Lo imposible), реж. Хуан Антонио Байона, 2012.
      Светлячки в саду (Fireflies in the Garden), реж. Дэннис Ли, 2008.
      Судья (The Judge), реж. Дэвид Добкин, 2014.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *