КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Психоанализ фильма

Психоанализ фильма строится по традиционным принципам и этапам анализа художественного произведения (сюжет, идея, композиция, выразительные средства, история создания, позиция автора, в видеопродукции – воплощение каждой составляющей: сценарий, режиссура, актерская игра, музыка, костюмы, декорации, монтаж, спецэффекты и т.д.) с включением элементов традиционного психоанализа, т.е. более подробного разбора именно психологической составляющей: анализа личности и поведения героев, их отношений, причин и следствий их поступков, а также установления параллелей со своим личным опытом.

Психологический анализ фильма – это не традиционная рецензия, дающая экспертную оценку качества работы его создателей, но попытка увидеть изображаемые ситуации и героев глазами постороннего свидетеля или участника событий, прочувствовать вызываемые фильмом ощущения и эмоции, осознать возникающие мысли и сделать некие выводы, способные внести необходимые изменения в личность и жизнь зрителя.

Условия для качественного психоанализа фильма:

  • внимательный неоднократный (2-3 раза) просмотр
  • изучение истории создания фильма и по возможности первоисточников (идея сценария, биография, экранизируемое произведение)
  • подробный разбор представленных для анализа вопросов
  • чтение рецензий
  • обсуждение с близкими, терапевтом или группой

Давайте подумаем вместе, какие вопросы на интересующие нас перечисленные выше (см. задачи) темы мы можем задать себе во время просмотра того или иного фильма:

  • Понравился ли фильм или нет? Почему? Что конкретно понравилось, что не понравилось, что зацепило мое внимание?
  • Каковы сюжет фильма, последовательность событий, действующие лица?
  • Каков психологический портрет каждого героя: личностные особенности, нравственные принципы, черты характера, манеры поведения, история жизни и т.д.?
  • Каковы отношения между героями, их история и особенности?
  • Наблюдал ли я подобные ситуации и отношения в моей жизни?
  • Кто из героев мне наиболее симпатичен/антипатичен и почему? Кому я сочувствую и почему? На кого из героев похож я или кто-то из моих знакомых? На кого я хотел бы походить?
  • Каков стиль общения героев фильма? Как они решают свои проблемы?
  • Что бы я изменил в ситуации и как бы я поступил на месте героя/героев? Что нужно для этого сделать? Что бы я взял для себя как образец для подражания? Что я считаю правильным или неправильным? Кто, по-моему, прав, кто не прав, кто виноват и почему?
  • Что бы произошло, поступи тот или иной герой по-другому?
  • Встретилось ли в фильме для меня что-то новое, ранее неизвестное? Совершил ли я какое-то открытие для себя?
  • Какие эмоции вызвал фильм? Что меня рассмешило, обрадовало, расстроило, вызвало раздражение, рассердило, обидело, испугало, оттолкнуло и т.д.?
  • О чем этот фильм? Какова основная проблема/конфликт и как решает ее режиссер? Какие художественные и технические приемы помогают ему в этом? Что он хочет мне сказать?
  • Почему фильму дано именно такое название? Как название раскрывает смысл фильма?
  • Какие в фильмы встретились метафоры, символы, архетипы?
  • Какие выразительные средства использованы в фильме?
  • Каким образом развивались бы события, сними режиссер вторую серию фильма?
  • Какие психологические, нравственные, философские проблемы затронуты в фильме? Какие из них волнуют меня в настоящий момент или волновали в прошлом?
  • Как этот фильм перекликается с моей жизнью? Какие уроки я извлек для себя и какие выводы сделал?
  • Какие фильмы/произведения освещают сходные проблемы?
  • Как бы отнесся к фильму кто-то из моих знакомых (друг, подруга, мать, отец, жена, муж, ребенок и т.д.) и почему? Кому бы я порекомендовал посмотреть этот фильм и почему?
  • Какие сцены я пересмотрел бы второй раз?

На сайте мы будем давать лишь опорные пункты для анализа, дабы минимально ограничить вмешательство в процесс.

  • Основная психологическая тема
  • Мотто
  • Круг психологических проблем
  • Системы отношений
  • Черты характера
  • Эмоциональная парадигма
  • Нравственные категории
  • Символизм, метафоры
  • Выразительные средства
  • Цитаты
  • Дополнительные вопросы
  • Выдержки из рецензий
  • Схожая проблематика

В комментариях к данной странице ты можешь предложить не учтенные нами направления и вопросы.

Как выбрать фильм для проведения сеанса кинотерапии/кинотренинга?

Ольга Юнтунен

2 комментариев

  • Интересно ВСЕ.Особенно ее двойственность по отношению к крысам…как-будто она и их не хочет отпускать…вроде как избавиться надо,а вроде и не надо….хочу пересмотреть еще раз.Вообще,заметила всегда внимание мое рассеивается на таких моментах,котоые особенно важны для понимания в себе чего то важного,но что то не впускает это,уводя мысли в сторону….Неужели мой бывший тоже пошел на то,чтобы дать мне свободу,символично умереть,используя третьего …зная насколько я ревнива….дать мне дорогу идти вперед без него…Через адскую боль…но она прошла…и я снова свободна.

    • Я так понимаю, это про фильм «Верно, безумно, глубоко» http://kinoterapia.info/truly-madly-deeply/?
      Если хочется пересмотреть фильм, пересмотрите обязательно: скорее всего, многое будет переоценено и замечено то, что прошло мимо при первом просмотре.
      Внимание рассеивается «будто специально» тогда, когда разум еще не готов воспринять некую информацию, организм ее «отторгает» таким образом. Это тоже говорит в пользу пересмотреть.
      Да, часто боль — это метод катарсиса, очищения организма.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.