КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Олег Быстрицкий. Возможности кинотерапии для повышения психологической компетентности педагогов.

Возможности кинотерапии для повышения психологической компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми. Методические рекомендации для педагогов-психологов

         В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.  

Забота об одарённых детях сегодня — забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Повышенное внимание к проблемам обучения и развития одарённых детей очевидно не только в учебной среде, но и в обществе в целом. В президентской инициативе «Наша новая школа» поставлена задача создания и развития  системы поиска и поддержки одаренных, талантливых  детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.                                

         Как известно, эти дети требуют особого подхода, потому что, чем выше их отличие от других, тем богаче перспективы их профессионального и личностного развития.

         Но в то же время, чем выше уровень достижений, тем шире и глубже у многих из этих детей диапазон собственных переживаний, тем больший груз собственных проблем ложится на их плечи и тем труднее им прожить без психологических потерь свое так называемое «счастливое детство». Иначе говоря, одаренность — это не только дар, но и испытание для ученика. Но при этом, одаренный ученик — это тоже дар и тоже испытание для учителя, то есть тот пробный камень, споткнувшись о который можно упасть и разбиться или, напротив, преодолев боль и недоумение, подняться на более высокий уровень своего профессионального сознания и личностного становления [3]. Работа с одаренным учащимся, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном  и даже в духовно-нравственном отношениях. Такая встреча дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.                                                                                                              

         Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Если же говорить о факторах, которые наиболее значимы для успешности работы учителя, то таковым является глобальная личностная характеристика — система взглядов и убеждений, в которой большой вес имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении. Межличностное общение, способствующее оптимальному развитию одаренных детей, должно носить характер помощи, поддержки, недирективности [5].

         Психолог может помочь учителю в  развитии личностных и профессиональных качеств, актуальных при работе с такими детьми.

         Одной из популярных форм повышения психологической компетенции педагогов являются тренинги. Разнообразие приёмов и методов, которые можно использовать во время тренингов, позволяет достаточно эффективно работать с учителями и воспитателями. Кинотренинг может стать одной из таких форм групповой работы. Кинотренинг (кинотерапия) относится к групповым занятиям под общим названием «терапия искусством». Фильмы, как и сказки, и сны, богаты образами и подтекстом. Каждый человек видит и интерпретирует их по-своему, через призму своего жизненного опыта, психологических особенностей, ценностей и отношения к миру.

Можно сказать, что кинотерапия как один из целебных методов воздействия на психику человека возникла одновременно с появлением кинематографа. Великая сила кинематографа заставляла людей страдать и восхищаться, смеяться и плакать. Без единого слова фильмы открывали перед человеком удивительный мир, где он мог прожить любую жизнь и испытать любые чувства, оставаясь при этом защищенным темнотой зрительного зала.
Кинематограф, также как и другие виды искусства, был замечен психологией и «возделан» ею. Этот естественный и доступный способ «лечения души» был подкреплен психологическими теориями, под него подвели методологическую базу, опробовали на практике и, таким образом, сделали его одним из психотерапевтических методов.

В чем разница между кинотренингом и стандартной формой групповой работы с педагогами? При обычной форме групповой работы жизнь там присутствует в интерпретации самого педагога — он рассказывает и исследует трудные для него ситуации, напряженные отношения и т.п. Но при этом не каждый может поделиться сокровенным в присутствии  других людей. Эти же ситуации и отношения в глазах другого человека могут иметь, с одной стороны,  прямо противоположную трактовку,  с другой  —  он  может  выделять при анализе совсем иные элементы.

По анализу фильма видно, что обычно человек объясняет действия героев, исходя из своих проекций (особенно, если происходит психологическое соединение с кем-либо из персонажей), и поэтому практически не замечает те нюансы поведения, которые указывают на иную трактовку действий, иные движущие мотивы и т.п. В процессе кинотренинга учителя и воспитатели учатся выявлять и выстраивать логику поступков других людей, видеть их скрытые мотивации, объяснять поведение человека, основываясь на его характеристиках, а не на своих проекциях.

Безусловно, исследуя киноматериалы, педагоги тренируют свои интеллектуальные навыки, улучшают наблюдательность, расширяют набор стереотипов  поведения; происходит поиск и раскрытие внутренних резервов и потенциала личности. Причем, такая форма работы позволяет проделывать это, не вынося на обозрение других личностные проблемы, как в стандартных тренинговых группах. Положительным моментом кинотренинга является тот факт, что участники группы получают возможность анализировать собственную жизненную ситуацию через посредника, каковым является киноперсонаж.

Зритель может занимать две позиции: видеть себя на месте героя и переносить героя на свое место. Данные рокировки составляют основу восприятия, сопереживания и понимания фильма. Поэтому терапевтический эффект фильма заключается в сопоставлении и проживании собственной жизни в фильме и возможных изменений в реальной жизни под влиянием нового культурного опыта. В таблице 1 наглядно представлена структура восприятия фильма и формирования двустороннего отношения к событийному ряду и своему пониманию фильма [2].

Таблица 1. Структура восприятия фильма  (по В.Р. Шмидт).

Опыт

Я на месте героя

Герой на моем месте

Восприятие и внимание (поведение героев, взаимоотношения, вербальные и невербальные сигналы, выражение отношения через поведение, переживания героев)

Как я понимаю чувства героя, по каким признакам я распознаю то или иное переживание героя? Разделяю ли я чувства героя или нет?

Что я чувствую по поводу… (название того или иного эпизода)?

Кто мне нравится, а кто нет? С кем сравнивать себя не очень хочется?

Герои, которые мне нравятся (или не нравятся), они чем-то похожи на меня или нет?

Мои эмоции в отношении фильма: в какие моменты реальной жизни я испытывал сходные чувства?

Понимание поведения, рефлексия (осознание движущих сил героев)

Как герой понимает ситуацию в фильме, и как я понимаю ситуацию?

Совпадает ли восприятие героя с мнением авторов фильма, и присутствует ли в фильме четкая позиция его создателей?

Почему именно с этими героями я сравниваю себя?

Каковы побуждающие силы и ресурсы героев? Что в них такого, что и мне не помешало бы? Что мне никогда не приобрести? Могу ли я принять такое ограничение?

Исполнение задуманного (способ действия, окружение героев и роль окружения в достижении целей)

Какие приемы героев фильма меня привлекают?

Какие действия героев обнаруживают проблемы, присущие и мне?

Как герой меняет способы действия и могу ли я измениться
как он?

Какие проблемы моей жизни наиболее близки тематике фильма?

Какие приемы героя фильма доступны и мне?

Как герой смотрел бы на мои проблемы?

Уровень анализа фильма зависит от целей проведения кинотерапевтического сеанса (таблица 2).

Например, если целью встречи группы является создание атмосферы доверия   и поддержки, тогда одной из задач будет получение эстетического удовлетворения при совместном действии (просмотре кинофильма и обсуждении). В этом случае зоной внимания в момент группового обсуждения станет    удовольствие, полученное участниками. Ведущая роль, предлагаемая участнику – «наблюдатель». Результатом просмотра и обсуждения явится снижение внутренних напряжений путем иллюзорного исполнения желаний.

Если целью встречи является получение нового опыта путем непосредственного проживания, то зона внимания в момент обсуждения будет находиться в области ролевых предпочтений и выборов частников, анализе жизненных сценариев и стратегий. Тогда ведущей ролью, предлагаемой участнику кинотерапевтического сеанса, будет  «активный участник событий», что в результате с помощью ролевых игр и упражнений приведет его к изменению поведения в реальной жизни.

Если участники собрались на встречу с целью самопознания, то внимание в обсуждении будет сосредоточено на их мировоззренческих установках, жизненных принципах, ценностях и позициях. В таком обсуждении участник берет на себя право быть соавтором фильма. Кинокартина становится частью его жизни, содержание присваивается полностью или корректируется отчасти с помощью активного воображения, что в результате приводит к философскому переосмыслению реальности и своего места в ней.                              

Таблица 2. Уровни анализа фильма в зависимости от целей проведения кинотерапии.

Цель сеанса

Эстетическое удовлетворение

Получение нового опыта путем непосредственного проживание

Самопознание

Зона внимания

Принцип удовольствия.

Познание.

Ролевые выборы участника; жизненные сценарии и стратегии

Мировоззренческая позиция и установки

Ведущая роль, принимаемая участником

Наблюдатель

Активный участник событий

Соавтор

Результат

Снижение  напряжений путем иллюзорного исполнения желаний

Получение нового опыта (тренинг) и осознание возможности самостоятельного выбора. Изменение поведения.

Осознавание,

коррекция установок ,

философское переосмысление реальности и своего места в ней

Возможные вопросы обсуждения

  • Поделитесь своими впечатлениями от фильма.
  • Что с Вами происходило в момент просмотра? Какие чувства Вы переживаете сейчас?
  • Какие ассоциации приходят в связи с фильмом?
  • Что нового узнали о мире, людях  и о себе?
  • Если бы вы имели возможность стать активным участником фильма, какую роль вы сыграли бы? (из существующих или вымышленных вами же дополнительных)
  • Что означает для вас выбор именно этой роли? Какая ключевая идея вашей жизни стоит за этим выбором?
  • А как в жизни? Насколько тот выбор, который вы произвели сейчас, соответствует  осознанным стратегиям, которыми вы руководствуетесь в реальной жизни? Насколько этот выбор вы считаете эффективным для себя? Хочется ли что-нибудь изменить?
  • О чем этот фильм был для Вас?
  • Какой символ показался Вам наиболее значимым? От имени выбранного вами символа сделайте краткий анонс фильма («Про что было кино?»)
  • Если бы Вы были режиссером, что бы вы изменили в подаче основной идеи фильма?
  • Если бы вы были сценаристом, какое продолжение сценария вы могли бы придумать?

Используя просмотр специально подобранных кинофильмов в группе, мы видим, что они не только оставляют ощущение истинного наслаждения и обогащают духовную сферу личности, но и содержат в себе огромный целительный потенциал, который открывает широкие возможности участнику группы для осознанных личностных изменений. Помимо этого, в фильмах содержится богатый обучающий материал, позволяющий развивать социальные и культурные стандарты, а также нравственные и моральные нормы. Несомненно, к тому же, что этот вид  арт-терапии позволяет познакомиться с мнением и опытом других людей, что значительно расширяет спектр представлений о себе и мире.

Как мы видим, возможностей у кинотерапии очень много. Но их реализация зависит не только от профессионального мастерства психолога, но и от правильного подбора фильма. И здесь существует ряд тонкостей.

Во-первых, фильм должен быть позитивным. «Позитивность» фильма определяется многими характеристиками: первым (интуитивным) впечатлением от него, наличием жизненной правды, органичностью сюжетного и образного ряда, эстетическими переживаниями и др. Но главный критерий, который можно выделить для отбора фильма, весьма прост: фильм должен учить высшим ценностям (добро, любовь, правда, терпение, красота), нести в себе гуманистические идеалы (свобода, ответственность, смысл) ставить перед участниками нравственные вопросы («свобода и вседозволенность: где между ними грань?», «что лучше: слушать свое сердце или сохранить репутацию).

Во-вторых, фильм должен соответствовать целям кинотерапии, а также учитывать возраст, уровень образования и психологическую ситуацию, пришедших на данный тренинг [1,4].

В-третьих, попробуйте сформулировать идею фильма двумя-тремя словами: выделите те ключевые идеи, которые наилучшим образом описывают главную мысль фильма. Такое упражнение позволит вам не только подобрать схему анализа фильма, но и ответить на главный вопрос при подготовке кинотренинга: «А стоит ли этот фильм того, чтобы использовать его в работе?» Ведь отсутствие внятной идеи (пусть и с точки зрения психолога) – важный критерий, хотя и субъективный, того, насколько именно это кино подходит для тренинга. Фильм с четкой идеей, позволяет сфокусировать внимание зрителей на определенной ценности [2].

При работе с педагогами, которые работают с одаренными детьми, можно использовать следующие фильмы:

         «Умница Уилл Хантинг», США, 1997 г. — Уилл Хантинг — 20-летний одаренный парень из Бостона, который то  и дело ввязывается в неприятные истории. И когда полиция арестовывает его за очередную драку, профессор математики берет его под свою опеку, но при одном условии: Уилл должен пройти курс психотерапии. Сеансы «перевоспитания», начавшиеся с недоверия, постепенно перерастают в дружбу между Уиллом и его наставником.

         «Испытание Акилы», США, 2006 г. —  Потерявшая отца в шесть лет, одиннадцатилетняя девочка Акила, со временем стала для своего города символом надежды на лучшее. Путём обмана матери, во всём упрекающей свою дочь, Акила нашла себе наставника, передавшего ей все свои знания и давшего ей позитивные жизненные установки, воспользовавшись которыми она ставит себе цель пройти централизованное тестирование по орфографии и выиграть национальный кубок на чемпионате в Вашингтоне.

         «Хористы», Германия, Франция, Швейцария, 2004 г. —   Франция, 1949 год. Отчаявшись найти работу, учитель музыки Клемент Матье попадает в интернат для трудных подростков. Там он видит, к каким жестоким «воспитательным мерам» прибегает ректор этого заведения Рашан. Добродушного по натуре Матье возмущают эти методы, но он не в состоянии открыто протестовать. Но однажды ему, автору многочисленных музыкальных произведений, которые он скромно прячет в своей комнате, приходит в голову замечательная идея: организовать школьный хор. Это доброе и благородное начинание учителя музыки, позволило изменить жизнь Дна пруда (так необычно называется это заведение), а в итоге привело к достижениям в творческой карьере выросшего Моранжа.

Технология ведения кинотерапии — это технология ведения групповой беседы. Прежде чем вынести фильм для обсуждения в группе, психолог просматривает его несколько раз сам, чтобы свободно ориентироваться в последовательности сюжетов, основных символах и даже фразах. Важно, чтобы психолог мог восстановить фильм с любого момента. Во время групповой беседы обсуждаются впечатления от просмотренного фильма  (чувства, мысли), анализируются герои, их поступки, то, что показалось символичным, обозначить наиболее запомнившиеся эпизоды. Это поможет ведущему вычленить значимую для каждого проблематику и с ее учетом подбирать фильмы для следующих занятий. Однако следует помнить о том, что групповая дискуссия о просмотренном фильме может содержать в себе опасность ухода на искусствоведческие темы. Это одна из ловушек кинотерапии: вместо обращения к собственным чувствам и переживаниям, участники могут обсуждать игру актеров или режиссерские промахи. В этом случае очень важно помнить о целях кинотерапии и возвращать к ним группу.

Для более полного самоанализа можно использовать не только беседу, но и рисование (чувств, героев фильма, нравственных дилемм), написание писем героям или от имени героев фильма, а также элементы психодрамы, где участники группы, становясь героями фильма, разыгрывают наиболее значимую сцену из фильма. В конце обсуждения, подводя итоги, можно поговорить о том, чему научил этот фильм, какой самый главный урок вынес каждый участник группы [1].

Выделим основные этапы работы кинотерапевтической группы: 

      1) Начальный этап: создание доверительной атмосферы в группе.

           2) Задание, концентрирующее внимание на теме.

           3) Просмотр фильма.

           4) Спонтанное обсуждение.

           5) Обобщение результатов обсуждения.

           6) Анализ несоответствий и индивидуальных проекций.

           7) Работа с образами.

           8) Анализ актуальной ситуации.

           9) Заключительный этап: подведение итогов

     Рассмотрим их  подробнее.

Создание доверительной атмосферы. Эта процедура  может включать в себя:

— представление не знакомых между собой  участников;

— совместное обсуждение какого-либо вопроса, связанного или отстраненного от предстоящего фильма;

— формулирование «запроса», планирование целей присутствия и личного результата кинотерапии, постановка ключевых вопросов сеанса;

— обсуждение  одной из тем, которую затрагивает фильм

Задание, концентрирующее внимание на теме.  Перед сеансом можно попросить участников обращать внимание на

— эмоциональные и физиологические переживания

— позитивные и негативные образы и характер музыки

— разыгрываемые героями фильма стереотипы поведения

— приемлемые и неприемлемые с точки зрения участников стили поведения героев фильма.

Просмотр фильма. Стоит позаботиться об удобстве участников в процессе просмотра – свободное расположение стульев в помещении, возможность угоститься чаем или кофе, записать свои впечатления.

Спонтанное обсуждение. Участники в кругу высказывают мысли и чувства, вызванные затронувшими их эпизодами и образами фильма.

Обобщение результатов обсуждения. Резюмируя, ведущий может выписать на флипчарте общий список тем, затрагиваемых фильмом, и символов, значимых для участников.

Анализ несоответствий. Внимание зрителя обращается на его утверждения, расходящиеся с реальным содержанием фильма. Таким образом, через осознание проекций, искажающих  восприятие реальности, происходит выявление и осознание участниками связи между личными эмоциональными реакциями и скрытыми потребностями.

Работа с образами. Здесь могут быть использованы упражнения, направленные на:

— детальное исследование значимых символов фильма;

— работа с воспоминаниями и их новым, в свете фильма, прочтением;

— дискуссии на отдельно выбранную, значимую для участников тему, затрагивающую их мировоззренческую позицию;

— работа с выявленными установками;

— экспериментирование с индивидуальными сценариями и ролевыми выборами.

Анализ актуальной ситуации. Ведущий  помогает участникам проанализировать свои жизненные ситуации,  осознать свои актуальные  потребности, скрытые за значимыми символами.

Заключительный этап. Перед расставанием участникам можно предложить:

— подвести итоги сеанса и сделать полезные для себя выводы;

— принять решение о дальнейших действиях, ведущих к удовлетворению выявленных и осознанных потребностей;

— выполнить  домашнее задание (сделать дневниковую запись, провести наблюдения или изменения в рабочей ситуации, нарисовать по следам кинотерапии рисунок или сделать коллаж, укрепляющий принятую новую позитивную установку).

Культура и искусство — достойная альтернатива «чистым» психологическим техникам на пути к самопознанию, саморазвитию, повышению профессионального мастерства. Кинотерапия позволяет объединить эти два ресурса для продвижения на новый уровень развития личности учителей и воспитателей, работающих с одаренными детьми.

Литература и интернет-ресурсы

  1. Быстрицкий О.А. ТЕРАПИЯ КИНОИСКУССТВОМ. Методы повышения
    психологической компетенции педагогов //  Школьный психолог. 2007. № 3
  2. Шмидт В.Р. Организация тренингов на основе мультфильмов // Справочник классного руководителя. 2009. № 3.
  3. Панов В.И.. Не только дар, но и испытание // Директор школы. 2000. № 3.
  4. Повышение социальной компетентности детей и подростков. Фильмотека / Коблик Е.Г. – М.: Генезис, 2006.
  5. Интернет – ресурс: http://krastalant.ru/teachers/ Одаренные дети Красноярья

Быстрицкий Олег Александрович

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *