КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Июльский дождь.

Июльский дождь, реж. Марлен Хуциев, 1966.

Когда вам почти 30, а вы еще не знаете, кто вы, зачем и чего хотите… Так быть или не быть? Поддаться принятым в обществе стереотипам или найти что-то свое?

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: отношения, самопознание

Мотто: Когда слова ничего не значат…

Круг психологических проблем:

  • маленький человек
  • субпассионарность
  • самопознание
  • самоопределение
  • поиск себя
  • утрата
  • взаимонепонимание
  • характер
  • отношения
  • мечта
  • идеал
  • переоценка ценностей
  • кризис среднего возраста
  • необходимость изменений
  • расставание
  • приоритеты
  • одиночество
  • выбор
  • любовь

Системы отношений:

  • мать-дочь
  • порядочность-подлость
  • мужчина-женщина
  • человек-человек

Черты характера:

  • безответственность
  • подлость
  • порядочность
  • интеллигентность
  • идеализм
  • независимость
  • нигилизм
  • цинизм
  • чувствительность
  • идеализм

Эмоциональная парадигма:

  • равнодушие
  • скука
  • волнение
  • разочарование
  • влюбленность
  • неуверенность

Нравственные категории:

  • ответственность
  • долг
  • подлость

Символизм, метафоры:

  • кино-афиши
  • дождь
  • телефон
  • Москва

Выразительные средства:

  • музыка
  • юмор
  • ирония
  • монологи

Дополнительные вопросы:

  • Что такое «порядочность» и «подлость»?
  • Кого можно считать интеллигентным человеком?
  • Что такое «живая душа» и когда она нужна?
  • Почему Лена не вышла замуж за Володю?

Цитаты:

  • Сейчас как-то неудобно без неприятностей. Если их нет, их выдумывают.
  • — Я давно заметил, что люди сделаны из различных материалов. Существуют глины обыкновенные и существуют глины огнеупорные. Есть железобетон, очень распространенный материал. Попадаются керамические изделия. Есть люди, крытые черепицей. Существуют конструкции из готовых блоков. Вот Лева, он крыт соломой. – А я? – А вы, по-моему, сделаны из заменителей. – Как? – Я имею в виду самую качественную синтетику. А вот наш друг Володя, он выполнен из современных материалов. Он антимагнитен, морозоустойчив, водонепроницаем, антикоррозиен. Это тугоплавкий металл. Его можно запустить в космос, и он не сгорит в плотных слоях атмосферы. Вот поэтому я за него спокоен.
  • — Владик, придумайте мне хобби.- Ну, на вашем месте я бы коллекционировал друзей.- Прекрасно. Я записываю вас в свою коллекцию. Вы занятный тип, Владик.
  • Ведь никто не знает, о чем думают люди по ночам.
  • В наше время дуэли не приняты. В наше время принято совершать друг другу подлости. Потом противники встречаются: Как дела? Эпоха мирного существования.
  • — Отличная дама сердца. Где он их находит? – В отделе технических игрушек. – В детском мире прекрасные кадры.
  • Я хочу, чтобы все было настоящее! Чтобы можно было умереть, чтобы сделать что-то большое, выше своей судьбы. Мне надоел этот всеобщий треп, когда слова ничего не значат…
  • Кого считать интеллигентным человеком?
  • Бывает такая полоса в жизни, когда очень нужна живая душа.
  • Я, наверное, никогда не смогу объяснить, почему, несмотря на все твои прекрасные качества, я не пойду за тебя.

Отзывы:

  • Какой же это необычный фильм, наполненный философского созерцания, интересных деталей, отвлечённых от основной линии сюжета. весь этот эстетизм, в котором обвиняли этот фильм после выхода, именно он завораживает и не даёт оторваться ни на минуту от экрана. Очень достойно снято, и особенно приятно его смотреть после любимой мной «Заставы Ильича». Сцена на 55 минуте потрясает сочетанием визуального и звукового ряда, динамичная и комичная одновременно. Мне кажется очень точно отражён дух и настроение конца 60-х, конца оттепельной эпохи, когда разрешалось более-менее свободно думать и выражать свои мысли. Жаль что многие кроме курения больше ничего не увидели в картине. https://www.youtube.com/watch?v=VjO4KVjJSrk
  • Всю жизнь пропели, пропили и просидели на кухнях и у костра…никакой активной гражданской позиции, никаких акций протестов и выступлений, как это делала интеллигенция в других странах, аккуратно сгруппировались у кормушки, и стучали друг на друга, а их сажали за анекдоты и запрещенные книжки, а они еще звонче стучали и еще радостнее клеймили своих же коллег, которые не могли молчать и нашли в себе мужество критиковать режим и протестовать против ввода войск в Венгрию и Чехословакию и расстрела рабочих в Новочеркасске…..вот и получается, что советская творческая интеллигенция в массе своей оказалась не способна ответить на вызовы времени и не на что не годилась, кроме как просиживать штаны в ЦДЛ и красиво жить за счет тяжелого труда собственного народа ничего по сути не отдавая взамен ( рабочий на вредном производстве или шахтер получали 400 руб в месяц в полном смысле жертвуя собственным здоровьем, а кинорежиссер средней руки за халтуру типа «Щит и меч» снятую за 1,5 года в белых перчатках получал постановочные в размере 40 тыс) , в какой еще стране мира, людям ничем не занятым и не приходившим на работу и находящимся в творческом отпуске (это когда пили неделями или выбирали натуру для очередной халтуры по полгода) выплачивали годами зарплату? на самом деле, коммунисты банально платили за молчание, только коммунисты переоценивали советскую интеллигенцию, если бы ей не платили — она бы все равно молчала …..это была такая гражданская позиция, всегда и по любому поводу молчать в тряпочку. …а итог жизни этого поколения можно сформулировать одно фразой — как здорово, что все мы здесь сегодня собрались (потом напились и потрахались) — вот собственно и всё, на что были способны эти люди, а народ в это время загибался на великих стройках, недоедал, страну из руин поднимал, ходил на демонстрации, протестовал — а его расстреливали, а эти трусливые кроты с гитарами даже голос боялись из норы подать…….а народ терпел и в итоге начал пить …….кстати, благодаря этой трусливой и конформистской позиции людей с гитарками и папиросками в стране до сих пор нет гражданского общества……зато попили водочки, почитали стишки со сцены пафосно, попели у костра, это же было важнее ….а великая поэзия закончилась на Ахматовой, Цветаевой, Пастернаке и Бродском…..дальше то нет ничего…. https://www.youtube.com/watch?v=VjO4KVjJSrk

Но сквозь необязательные отступления в стиле обожаемого постановщиком Пушкина, через якобы застигнутые врасплох кадры (на самом деле, Марлен Хуциев работает сверхусердно и дотошно, являясь редкостным перфекционистом) сквозит иной смысл. Не только поэтически, но и в какой-то степени трагически (теперь это ещё очевиднее, чем прежде) возвышающий всю эту прозу жизни, данный конкретный период исторического времени, что скрупулёзно подчёркнуто в деталях (допустим, в упоминании имени де Голля — вот вам ещё один пример «французского следа»!). Название вышедшей уже в августе 1967 года ленты «Июльский дождь» — чем не точная метафора середины 60-х, а именно: зафиксированного на плёнке лета 1966 года, когда прошло всего несколько месяцев после XXIII съезда КПСС, где именно произошло закрепление процесса медленного отката назад после тихого «дворцового переворота» октября 1964 года. И даже не кажется случайным, что первый контрреволюционный выпад нового режима произошёл тоже в августе, когда танки войск Варшавского договора в 1968-м вторглись в Прагу. «Ленин, проснись! Брежнев сошёл с ума», — писали на стенах по-прежнему верящие в идеалы пражане-шестидесятники. … Середина 60-х годов — время некоторой стабилизации общества, как в экономическом, так и в социальном и психологическом плане, когда жизнь людей уже не определяется историческими катаклизмами, которые всегда требуют полного подчинения судьбы каждого человека, лишая его возможности собственного выбора. Но как ни странно, именно в переломные моменты можно ощутить себя по-настоящему свободным. Перед человеком тогда не стоит вопрос «быть или не быть». Выбор может быть только один — тот, который совпадает с необходимостью времени. А вот в «обыкновенное время» человек предоставлен самому себе. Он должен единолично выбирать и решать. Никто ему в этом не поможет. Между тем, в обманчивом спокойствии будничной жизни намного труднее разобраться. В переломные эпохи всё ясно. История разводит людей к двум полюсам. Одни правы, другие виноваты. Третьего не дано. Герой или предатель определяются по совершённому действию. А то, о чём размышляет этот человек, что толкает его на поступок — никого не интересует. Важно не «почему», но «что».

В современной жизни всё, что представляется видимым, явленным в мир — то есть действия, поступки, слова, жесты, выражение лица — чаще всего не отражают человека. Его сущность остаётся скрытой. Поэтому почти невозможно провести границу между злом и добром. В этом проявляется своего рода «нравственный релятивизм» жизни. Какое-либо из явлений несводимо к чёткому нравственному понятию. Видимо, следует говорить о нравственности или безнравственности только отдельного поступка человека, но не заключать из этого, что данный человек вообще соответствует или же не соответствует нормам морали. Искусство в этом случае должно исследовать не действие, а момент перед действием, когда герой, согласно своим предшествующим размышлениям, делает выбор. Становится важным не «что», но «почему».

К счастью, никому не пришло в голову рассматривать с точки зрения морали поступки шекспировского Гамлета. Нас волнует его смятение души, трагическое положение человека, который выше своего времени. «Быть или не быть — вот в чём вопрос». Гамлет решает вопрос не о том, убивать ли Клавдия. Перед ним стоит проблема философского выбора: быть или казаться? Он выбирает «быть» — быть Гамлетом, которого ждёт неизбежная смерть, нежели не быть им. Но человек чуть ли не в каждую минуту своей жизни решает тот же мучительный вопрос: быть или не быть? Казалось бы, что может быть проще: оставаться самим собой всю жизнь. Но вновь и вновь приходится сожалеть, что лишь к а ж е ш ь с я собой, живёшь кажущейся жизнью, и всё вокруг — м н и м о е, а не подлинное.

Наверно, любое истинное произведение искусства рассказывает о том, как человек становится самим собой, находит себя, обретает своё бытие. Об этом — и центральный (в том числе — по хронологии творчества) фильм Марлена Хуциева «Июльский дождь». Он — о настоящей и кажущейся жизни, подлинных и мнимых ценностях, истинном человеческом общении и лишь его видимости. Все эти мотивы проигрываются на разных уровнях, но наиболее точно они воплощены, как всегда у Хуциева, во «внесюжетных» эпизодах. https://www.kinopoisk.ru/review/871996/

  • Чтобы полностью осмыслить все то глубокое, что дарит нам этот фильм, его однозначно нужно посмотреть не раз. И даже не два. Это только на первый взгляд он показывает послесталинскую эпоху и людей, живущих в ней. Сейчас нам уже сложно понять и половину тех чувств, которые испытывали граждане Советского Союза. Мы никогда не пройдемся по той Москве, не проникнемся духом того Дня победы, когда однополчане — еще молодые мужчины и женщины — помнят войну и боль, а потому острее ценят жизнь. Ведь они понимают, как она коротка. Как июльский дождь. Но есть в фильме моменты, которые, я думаю, не потеряют актуальности никогда. Одиночество, непонятость близкими, разочарование, переосмысление жизни и преодоление себя. Причем переосмысление именно в тот момент, когда уже есть жизненный опыт, но также еще есть время что-то исправить и изменить. https://www.kinopoisk.ru/user/406934/comment/433976/
  • Ночью, после того, как я посмотрел этот фильм, сон как рукой сняло. Сначала мне было невыносимо обидно, что он закончился, а потом я бродил по квартире и отходил от эмоционального состояния, возвращаясь в настоящую реальность и прокручивая в голове фрагменты фильма, желая снова окунуться в тот мир. Потом мне приснился странный сон, где я видел несколько достаточно важных для меня сцен из моей жизни, но почему-то они выглядели совсем иначе, нежели я их помню. https://www.kinopoisk.ru/user/373429/comment/936236/
  • Наверное, я тоже мечтаю, чтобы мне было о чем поговорить и помолчать по телефону, чтобы мне было о чем погрустить, когда все веселятся или же наоборот улыбаться, когда никто этого не может. Хочется, чтобы не было 400 знакомых, а было несколько друзей, но таких, которые могут позвонить из Саратова.
    Жаль, что главный герой так никогда и не поймет, почему имея столько положительных качеств… он не герой ее романа, даже когда делает предложение так «торжественно и во фраке». Нет… он из слишком современного металла, который не сгорает в слоях атмосферы… А она… она — тот самый июльский дождь! Потому что она: теплая, сильная, упорная и непокорная. Она сама говорила, что хочет остаться свободной, несвязанной. Потому что мало кто способен ее удержать. Если только трубка телефона… с другом на том конце. https://www.kinopoisk.ru/user/40308/comment/909018/
  • Именно очищение— центральная тема фильма, которая воплощается в поэтизации действительности и постепенном метаморфозе главной героини, словно охватывая одновременно малое и большое, душу и вселенную. Средствами возвышения выступают как одухотворенные пейзажи, монтируемые с деформируемым под влиянием внутреннего, ведомого мыслью режиссера движением, так и все построение фабулы. Хуциев смело рвет сюжетные путы, его рассуждения не следуют формальной линии повествования, а канва представляет собой калейдоскоп конкретных и отвлеченных образов. Однако поток сознания не растворяет личную и магистральную историю. Преодоление предметности пространства служит его олицетворению в фигуре главной героини Лены. Именно персонаж фокусирует переживания мира, именно через него транслируется содержание всей картины. Таким образом, композиция, растекаясь многообразием портретов города, природы, коммуналки, компаний друзей, ночными разговорами по телефону, сомнениями и отчуждением, в конечном счете, завязывается в один драматический узел. Детали жизни постепенно собирают противоречия, мельчайшие уколы, что вырастает в тяжелый конфликт человека и среды, ставя его один на один с вопросом самоидентификации. Дилеммой борьбы или согласия.
    Однако Хуциев не разрешает ее, ибо ему важно обнаружить сам факт пошлости быта человека и общества. И это не упрек, ибо пошлость едина с благополучием. А быт как раз к нему и стремится. Оттого, понимая это, наша героиня меняется: из характера беспечного и романтичного, становится меланхоличной и задумчивой. Движение ее к внутреннему терзанию и освобождению от ложных и насаждаемых самой жизнью идеалов и есть цель авторского сообщения. https://www.kinopoisk.ru/user/268592/comment/953564/
  • Где-то в промежутке от 25 до 30 есть что-то неуловимо-отчаянное, бьющееся в агонии. То самое чувство, когда ты все тот же сумасшедший, вооруженный идеями человек: юный, стремящийся. И ты все еще можешь и не можешь одновременно. У тебя те же мечты о другом мире, о вселенском, счастливом перевороте, ты все еще не можешь смириться с тем, что все эти будоражащие, вечерние разговоры за рюмками вина- сплошь утопия. Ничего не изменится. Нужно смириться и плыть вдоль улиц этой не замолкающей, еще свежей и уже по-новому строящейся Москвы.
    Понимание неизбежности, осознание этого скучного, дымчатого кризиса приходит не сразу, ибо нам свойственно бороться за свое призматическое счастье под названием «внутренняя свобода» до последнего. И можно уехать к морю, отдышаться, нырнуть напоследок и вынырнуть новым, чистым. И вернуться в осень, под прозрачное небо Москвы, стряхнуть с плеч пыль пройденных дорог и начать все заново. https://www.kinopoisk.ru/user/1544065/comment/1386089/

Сходная проблематика:

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *