Кинотерапия как вспомогательный метод в психологическом консультировании детско-родительских отношений
Изучение психологического влияния произведений искусства на личность позволяет понять закономерности развития личности в процессе ее воспитания в семье. Современный культурно- исторический подход в психологии (А.Г. Асмолов, М. Коул) определяет влияние культуры на личность как необходимый и многоплановый процесс, действие которого зависит и от активности самой личности и от среды воспитания. Кинотерапия как одно из направлений арт-терапии, т.е. терапии души искусством способствует формированию определенных ценностей и смыслов личности, символическое содержание искусства, оказывая глубокое воздействие на процесс социализации. В отечественной психологии исследования, посвященные воздействию и восприятию символического искусства, проводились в рамках смысловой концепции искусства (Д.А. Леонтьев) и персонологического анализа искусства (В.Г. Грязева-Добшинская).
В качестве механизма воздействия произведений искусства на личность, обусловленного структурой произведения, Л.С. Выготский называл катарсис, он трактовал его как очищение, снятие трагического содержания произведения посредством его художественной формы. Катарсис как эффект преодоления пиковых переживаний, сопровождается эстетическим наслаждением, гармонизацией (Выготский Л.С., 1987). В.Е. Семенов, изучая искусство в процессе межличностной коммуникации, выделил эффект антикатарсиса, который эмоционально заражает чувством дисгармонии, хаоса, безобразия, и порождает антигуманные чувства (Семенов В.Е., 1994).
В.Г. Грязевой — Добшинской в искусстве постмодерна обнаружен особый механизм воздействия — «открытая катастрофа» — пиковые амбивалентные переживания, обусловленные динамикой интерпретаций определенных и неопределенных символов произведений. Предложенный ею метод персонологического анализа выявляет как художественные эффекты (от катарсиса до «открытой катастрофы»), так и метахудожественные или персонологические эффекты (эффекты личностной динамики субъектов как отражение субъектности авторов). Данным автором были выявлены символические игровые структуры кинопроизведений в качестве механизма воздействия этих произведений (Грязева-Добшинская В.Г., 2002).
Представление о развитии индивидуальности личности как субъекта культуры связано с эффектами взаимодействия личности с мифологической и символической составляющими культуры (Т.М. Буякас, Э.И. Мещерякова, М.К. Мамардашвили, А.М. Пятигорский, А.Ф. Лосев).
Многие авторы называют механизмы воздействия искусства, связанные с личностью реципиента, — это идентификация с героем (Собкин В. С., Маркина О.С., 2008; Maccoby E.E., Wilson W.C., 1957), эстетическое отношение (Мелик-Пашаевым А., Новлянской З., 1988; Адаскина А.А., 1999), установка на воображение (Натадзе Р.Г., 1972; Басин Е.Я., 1996), рефлексия (Крупник Е.П., 1999).
Знание психологии (базовых понятий), навыки конструктивного межличностного взаимодействия, способность к самопознанию и самосовершенствованию необходимы представителям всех поколений. В связи, с чем перед психологической службой в детском медицинском учреждении здравоохранения возникает проблема профессионального использования качественного психологического инструментария для обучения конструктивному выстраиванию системы детско-родительских отношений.
Таким образом, основная задача данного исследования – формирование социальной компетентности посредством кинотерапии как вспомогательного метода в психологическом консультировании детско-родительских отношений, куда входят следующие умения и навыки, которые намеренно формируются в процессе реализации результатов данного исследования:
1. Эмоциональное переживание и проживание участниками актуальных на данный момент жизни ситуаций и проблем.
2. Осознование и переосмысление себя и своих целей, потребностей, психологических проблем.
3. Развитие способности самонаблюдений и умения быть в позиции объективного наблюдения ситуации.
4. Развитие способности к самораскрытию, искренности в выражении чувств и нахождению в контакте с чувствами и смыслами других людей, способности к сопереживанию.
5.Духовный рост.
6. Формирование позитивного мышления и способности видеть многомерность и многозначность своих мотивов и мотивов значимых для них людей.
Следовательно, актуальность исследования влияния художественных кинофильмов на личность заключается в том, что они оказывают мощное воздействие на процесс воспитания человека в семье. Освоение ценностей познания и самопознание личности будут способствовать успешной коррекции дисгармонии детско-родительских отношений.
Объектом данного исследования является кинотерапия, как вспомогательный метод в психологическом консультировании детско — родительских отношений.
Предмет исследования — рефлексия субъектами эффективного влияния художественных кинофильмов, проявляющаяся на различных уровнях самопознания индивидуальности личности (уровень рефлексии переживаний Я, уровень рефлексии ролевого репертуара личности и уровень рефлексии событий ее жизненного пути).
Цель исследования — изучение психологического влияния художественных кинофильмов на самопознание индивидуальности личности и соотнесение эффектов данного влияния на коррекцию детско-родительских отношений.
В соответствии с обозначенными выше проблемой, объектом, предметом исследования в работе были поставлены и решались следующие задачи:
1.Подобрать диагностический инструментарий для исследования эффективности кинотерапии в консультировании детско-родительских отношений.
2.Изучить стили родительского отношения к детям.
3.Выявить специфику кинотерапия как вспомогательного метода в психологическом консультировании детско — родительских отношений.
Гипотеза исследования — предположение о том, что кинотерапия является вспомогательным методом в психологическом консультировании, способствующим коррекции детско — родительских отношений.
Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Детского поликлинического отделения № 3. В эксперименте приняли участие 36 человек, где из них 26 — взрослых (2 мужчин и 24 женщины), 10 — детей (5 девочек и 5 мальчиков).
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Таким образом, для решения поставленных задач исследования использовался тест-опросник родительского отношения «МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ (ОРО) А.Я. ВАРГА И В.В. СТОЛИНА», представляющий собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
В связи с тем, что культура и искусство — достойная альтернатива психологическим техникам на пути к самопознанию и саморазвитию, то в данном исследовании кинотерапия позволяет объединить эти два ресурса для продвижения на новый уровень развития личности.
1.) Первый этап кинотерапии — подготовительный.
Подготовка к проведению занятия заключается в выборе фильма и в составлении программы проведения занятия. Психолог обязательно заранее просматривает фильм и анализирует его, чтобы избежать непредвиденных реакций. Фильм должен являться высокохудожественным произведением, должен иметь строгую и чёткую тематическую линию. Выбирать лучше такой фильм, который по времени не превышает 120 минут.
2.) Следующий этап — просмотр фильма.
Промежуток между просмотром и обсуждением не должен превышать 20 минут.
3.) Заключительный этап кинотерапии — обсуждение фильма.
Работа с первой группой (контрольная) с помощью методики диагностики родительских отношений А.Я. Варга и В.В. Столина была направлена на исследование воздействий методов коррекции детско- родительских отношений, без применения метода кинотеропии: выборка составила — 13 человек (5 детей и 8 родителей, 1 мужчина и 7 женщин)
Методы исследования: Для решения поставленных задач и проверки предложенной гипотезы использовался комплексный метод исследования, включающий теоретический анализ используемой литературы по теме пилотажного исследования, методы обобщения. Из методов исследования использовались следующие: беседа, наблюдение, тестирование.
Работа со второй группой (экспериментальная) была направлена на исследование влияния художественных кинофильмов на рефлексию дисгармонии детско-родительских отношений, проявляющуюся в различных уровнях самопознания. Для этого были отобраны два кинофильма «Сережа « и «Воскресный папа», выборка — 13 человек (5 детей и 8 родителей: 1 мужчина и 7 женщин).
Проведенное исследование с помощью методики «ДИАГНОСТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ (ОРО) А.Я. ВАРГА И В.В. СТОЛИНА» позволила сделать следующие выводы: по шкалам «Принятие — отвержение»,- низкий показатель в двух группах, «Кооперация»- низкий показатель в двух группах, «Симбиоз», — высокий показатель в двух группах, «Авторитарная гиперсоциализация»,- высокий показатель в двух группах. «Маленький неудачник»- высокий показатель в двух группах. Таким образом, для четкой картины исследования необходимо сравнить результаты первичной диагностики участников экспериментальной и контрольной группы. С участниками экспериментальной группы работа выстраивалась по определенной схеме: первичная диагностика, три коррекционных занятия, метод кинотерапии, повторная диагностика. В контрольной группе работа велась по иной схеме, где кинотерапия не проводилась, а повторная диагностика проходила сразу после коррекционных занятий: первичная диагностика, три коррекционных занятия, повторная диагностика.
Тем не менее, результаты первичной диагностики показывают, что средний показатель в двух группах будет примерно одинаковый. При повторной диагностике родителей из контрольной группы, где были проведены только коррекционные занятия, средний показатель по всем шкалам улучшается менее интенсивно, особенно по шкалам «Принятие- отвержение», «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник», чем в экспериментальной группе. В двух группах намечается тенденция к тому, что взрослый пытается принять ребенка таким, каким он есть, принимает его индивидуальность, старается поддерживать его планы и проявляет искренний интерес к ребенку, старается не навязывать ребенку свою волю, учитывать его интересы и чувства. Такие тенденции прослеживаются и в контрольной группе, но показатель значительно хуже, чем в экспериментальной группе.
На сеансе кинотерапии просмотр фильмов «Сережа « и «Воскресный папа» позволило респондентам исследования пережить многие чужие жизни как свою и обогатиться опытом других людей, присвоить его, сделать его фактом своей жизни, элементом своей биографии. Таким образом, кинотерапия как вспомогательный метод в психологическом консультировании детско-родительских отношений может служить источником влияния искусства на целостную личность.
Так как опыт отношения к миру, сообщаемый в момент кинотерапии, дополняет и расширяет реальный жизненный опыт личности, это дополнение не только имеет характер количественного умножения реального опыта, но и обладает качественными особенностями, а именно раздвигает исторически ограниченные рамки опыта личности, живущей в определенную историческую эпоху, и передает ей исторически многообразный опыт человечества.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский // Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987.
2. Грязева-Добшинская, В.Г. Современное искусство и личность: гармонии и катастрофы : монография / [Текст] / В.Г. Грязева-Добшинская. – Москва : Академический проект, 2002. – 402 с.
3. Семенов В.Е. Катарсис и антикатарсис: социально-психологический подход к воздействию искусства [Текст] / В.Е. Семенов // Вопросы психологии. 1994. № 1. 7.
4. Менегетти А. Кино, театр, бессознательное. [Текст] / А. Менегетти — Москва.2001.-380с.
5. Прокофьева Н.И. Практика кинотерапии. http://www.imaton.ru./ main.php
6. Фадеева Ю. Кинотерапия. http://www.centruh.ru/ kinoterapia.php
Источник — pedsovet.pro
05.09.2016 01:49 |
Что может быть лучше, чем, разместившись удобно на диване, целиком и полностью отдаться просмотру захватывающего кинокартины? Новинки 2016 года, прославленные сериалы или классика киноиндустрии в HD 720 – на портале Baskino показан широчайший ассортимент фильмов в отличном качестве, какие можно смотреть в режиме online бесплатно без регистрации. Кинематографическое творчество и дальше продолжает развиваться, а это значит, что искушенных кинозрителей ожидают всё новые и новые открытия, классные киноленты, что дадут возможность отключиться от повседневных забот и с головой окунуться в абсолютно нереальные миры. Компьютерные технологии вывели киноиндустрию абсолютно на новый уровень. Тщательно прорисованная графика, до мелочей продуманные декорации, профессиональная работа режиссеров и не менее талантливая игра артистов – теперь смотреть превосходные кинофильмы стало еще приятней и увлекательней. Возможность смотреть фильм в онлайне даёт возможность в любое время и в любом месте наслаждаться новинками проката или любимыми сериалами. Более того, сервис представляет полную информацию о том или ином сюжете. Зритель сможет правильно выбрать фильм из наиболее предпочитаемых тематических жанров, посмотреть список актеров, а также получить краткую информацию непосредственно о самом кинофильме.
Внимание, тут баскино новинки
19.04.2017 21:22 |
Отличная статья