Михаил Маркин. Психологический кинотренинг.
«Из всех искусств для нас важнейшим является кино…»
В.И.Ленин.
Психологические феномены растворены в жизни. Повседневность является тем бульоном, в котором варится наша психическая жизнь. Искусство, будучи одной из отраженных граней повседневности, является одновременно слепком и лабораторией нашей психической действительности. Главная черта искусственного отображения психической жизни в ее целостности и нерасчлененности, что препятствует аналитическому пониманию механизмов психической жизни индивидов, отображая и изображая целые фрагменты длиною в жизнь нескольких поколений многих социальных слоев и групп.
Неудивительно, что время от времени у многих авторов возникало искушение применить к произведениям искусства методы психологического анализа. Это делалось разными людьми, в совершенно в различных целях, и порой довольно успешно.
Опыт, о котором я хочу рассказать, возник из того же суетного желания применить знания, умения и навыки, полученные в психологии, для анализа художественных фильмов. Во многом эта идея результат прошлой жизни и прочитанной литературы, но также продукт случайного стечения удачных обстоятельств.
Идея возникла достаточно давно на одном из социально-психологических тренингов, который имел место в 2000 году. Тренинг был посвящен навыкам искусства коммуникации и проводился с участием налоговых полицейских различных рангов. Именно там возникла идея коллективного просмотра художественного фильма и его же коллективного обсуждения с целью психологического анализа героев и ситуаций их взаимодействия.
Идея воплощалась сразу же по мере ее возникновения. Результат показался интересным, и это определило дальнейшее развитие метода и его практическое применение. После этого было несколько опытов кинотренинга в различных группах, отличающихся по продолжительности и качественному составу участников. Наиболее продолжительный опыт кинотренинга состоит в еженедельном проведении кинотренинга на протяжении почти двух лет.
Итак, в чем же идея психологического кинотренинга?
Она довольно проста, если не сказать банальна. Сводится она к групповому обсуждению фильмов, но по определенной методике.
Изначально процедура сводится к следующему: группа из нескольких человек совместно (это мне представляется важным) смотрит фильм, а затем начинается собственно обсуждение.
Надо заметить, что зрители достаточно редко могут сказать про только что просмотренный фильм что-либо, кроме «понравился — не понравился» и пересказа содержания. Причем пересказ у каждого будет отличаться от других. Это свидетельствует, что зрители практически не анализируют впечатления, произведенного на них фильмом, кроме очень редких случаев. (Это же происходит и в житейских ситуациях в 99% случаев). При этом произведенный эффект может быть достаточно сильным, но он (эффект) остается в глубинах бессознательного. Вытащить, рассмотреть и усилить эффект фильма — и есть одна из задач кинотренинга. Конечно, она не единственная.
Почему данная форма называется психологический кинотренинг, и что, собственно, тренируется?
Мне известно, что иногда обсуждение фильма происходит в форме, которая называется «кинотерапия». Подразумевается, что просмотр и последующее обсуждение фильма имеет психотерапевтический эффект. По моим наблюдениям психотравмирующий, как, соответственно, и психотерапевтический эффект может быть у чего угодно. Это связано с определенным символизмом нашей психики, у которой несколько языков и они порой очень индивидуальны. Каждое событие может трактоваться несколькими способами.
Этот феномен проявляется и при обсуждении фильма. Индивидуальные интерпретации происходящего на экране могут очень и очень отличаться от других. Это позволяет участникам глубже и четче понять себя, «посмотреть на себя со стороны» и задуматься над причинами такой интерпретации и соответствующего ей поведения. (Конечно, это требует некоторых навыков психологической рефлексии и склонности к самоанализу, что есть далеко не у всех, но иногда жизненно необходимо). Это вызывает иногда довольно бурные дискуссии участников друг с другом и может иметь психотерапевтический эффект. Но все-таки, это не основное содержание кинотренинга. Именно кинотренинга, поскольку для достижения терапевтического эффекта необходимо сформировать и развить некоторые навыки, которые помогут участникам разобраться со своими собственными проблемами и наметить пути выхода из неустраивающей их ситуации. Среди этих навыков целый набор психологических умений (или, как сейчас принято говорить, компетенций), которые либо вообще не формируются, либо формируются не осознанно, т.е. стихийно.
Как проходит кинотренинг?
Повторюсь, перед обсуждением фильма, которое проходит в виде представленных ниже упражнений, участники тренинга совместно просматривают фильм. Это создает дополнительное пространство для обсуждения и атмосферу взаимного доверия и сотрудничества уже с первых минут (т.о. совместный просмотр фильма является важным условием тренинга). Замечено, что человек уже поучаствовавший в процедурах кинотренинга, и предполагающий после просмотра участвовать в обсуждении, смотрит фильм «по-другому» – более внимательно, включая на бессознательном уровне функцию анализа. После просмотра объявляется небольшой (15-20 минут) перерыв, после которого участники приступают к обсуждению согласно плана тренера в формате приведенных ниже упражнений.
Первое упражнение. «Рассказ из образа».
Упражнение состоит в следующем. Любой из участников (в идеале каждый, хотя, это не обязательно) садится на «горячий стул» и начинает рассказ из образа любого из героев фильма, отвечая на вопросы: что происходило, что он делал, что чувствовал, как он оценивает происходящее, какие эмоции он испытывал в ходе происходящего и т.п. После того, как он заканчивает свой рассказ, остальные участники тренинга задают вопросы, обращенные к человеку в образе, т.е. фактически к герою фильма.
Тренинговая направленность упражнения:
Данное упражнение позволяет сформировать и развить эмпатию как свойство личности, наработать навыки психологического анализа образа и личности, выявить собственные блоки (психотерапевтический эффект), определить собственную систему ценностей, научиться вербализовывать собственные чувства, мысли, эмоции и т.п. без страха оценки и осуждения со стороны окружающих. У участников тренинга также формируется более полное представление о возможностях коммуникации и важности умения задавать правильные вопросы для ее развития.
Наблюдение:
Несмотря на кажущуюся простоту, упражнение оказывается довольно трудным для участников. Участнику, говорящему из образа все время кажется, что он сказал не все, и самое главное не удалось сформулировать. В общем, это впечатление верное, и оно создает атмосферу сотворчества с авторами фильма. Интересный феномен, возникающий на тренинге, состоит в том, что почти каждый участник начинает с того, что заявляет близок ему или нет этот герой, чаще всего, подразумевая, похож герой фильма на участника тренинга или нет. Таким образом, механизм идентификации зрителя с героем и сравнения уже включается на стадии просмотра фильма. Это подготавливает и обеспечивает начало и проведения и второго упражнения тренинга.
Второе упражнение «Анализ личности героя».
Данное упражнение проходит в виде свободной, но контролируемой тренером дискуссии участников, где они свободно обсуждают и высказывают собственное мнение по поводу личности того или иного героя. Тренер следит за тем, что бы все могли высказать свое мнение, чтобы не было «выскакивания» из упражнения в другие формы (например, когда участники вместо обсуждения личности героя, начинают обсуждать личности друг друга). Тренер следит за регламентом и соответствием происходящего задаче, в тоже время он может выступать и в качестве участника тренинга, вставляя свои замечания по ходу обсуждения относительно личности героя.
Наблюдение:
Данное упражнение проходит довольно бойко, почти каждому есть, что сказать. Одна из задач тренера – «подбрасывать поленьев в костер» за счет собственных замечаний или вопросов, стимулирующих группу к аналитической работе. Когда участники входят во вкус их иногда трудно остановить. Таким образом, данное упражнение еще и активизирует группу.
Третье упражнение «Обратный монтаж».
Это достаточно сложное, но интересное упражнение, направленное на выявление последовательности действий героя фильма с целью анализа его мотивов, понимания скрытого смысла его поступков, определения того, что «осталось за кадром», т.е. более полного анализа его жизненной ситуации. Данное упражнение во многом носит проективный характер, при этом многие дополнительные смыслы возникают в результате коллективного мыслительного синтеза в совместной работе участников тренинга.
В данном упражнении участники тренинга тренируют те функции интеллекта, которые в психологии принято называть социальным и эмоциональным интеллектом, значение которых в глазах психологов весьма выросло в последнее время как условия достижения социальной успешности в бизнесе, карьере, личных отношениях и гармонии жизни в целом. Для людей, профессия которых связана с драматическими видами искусства, данное упражнение может выступать некоторым пропуском в творческую лабораторию автора, показывая те эффекты монтажа, которыми он добивается необходимого эффекта.
Четвертое упражнение «Анализ сюжетных линий».
Данное упражнение во многом вытекает из предыдущего и состоит в направленном анализе взаимодействия отдельный героев фильма с точки зрения оценки его динамики, скрытых и явных мотивов, т.е. психологического содержания этого взаимодействия. В данном случае процедура состоит в избирательном просматривании сцен из фильма, в котором отражено взаимодействие анализируемых героев. Эффект упражнения во многом совпадает с эффектом предыдущего, но содержание значительно усложняется и увеличивается, поскольку данное упражнение направлено на выявление и анализ групповой динамики в развитии сюжета фильма.
Данное упражнение за счет метода «оборачивания» также имеет психотерапевтическую направленность (как и другие), поскольку позволяет участникам тренинга (при наличии у них функции рефлексии), с помощью механизма идентификации с героем анализировать свой собственный опыт взаимодействия с другими людьми. Чаще всего, это процесс происходит «внутри» зрителя, то есть, участника тренинга, но иногда этот процесс «прорывается» наружу, давая интересный материал для психологического анализа участников тренинга.
Пятое упражнение «Что дальше?»
Данное упражнение состоит в тренировке мышления, формировании и развитии его проективных (рефлексивных по способу осуществления) функций.
Упражнение одно из самых сложных и не всегда участники тренинга до него доходят. Состоит оно в том, что участники тренинга в дискуссионной манере определяют возможное развитие событий в отношении каждого героя в отдельности, и взаимодействия героев в будущем, после событий показанных в фильме.
Шестое упражнение «А как бы я поступил на его месте?» Метод критического инцидента.
Данное упражнение носит в основном психотерапевтический характер и направлено на углубление анализа участниками собственной личности.
Упражнение проходит по следующей схеме: участники определяют те события в фильме, которые являются ключевыми для судьбы героя, и рассматривают их с собственной «колокольни», т.е. что в действиях героя было правильным, что неправильным, и как бы они поступили на его месте, а также какие в принципе возможны варианты, чем они обусловлены, какие из них предпочтительнее и почему.
Седьмое упражнение «Что хотел сказать этим автор фильма?»
В данном упражнении автором фильма выступает весь коллектив создателей, поскольку мы анализируем лишь результат совместного творчества, а не позиции отдельных профессионалов. Упражнение трудное, но интересное, в том плане, что позволяет тренировать способность выявлять позицию автора, его мотивы, ценности, пристрастия, установки и т.п. В данном случае это можно рассматривать как диалог между автором фильма и его зрителем, что собственно и является одним из основных содержаний кинопросмотра.
Результаты данного упражнения интересны с точки зрения воздействия фильма на сознание потребителей, развитие вкуса, более глубокого понимания замысла автора и способности к критическому восприятию произведений киноискусства. Успешность данного упражнения в основном зависит от степени профессионализма тренера, поскольку ему в этом упражнении отводится не только роль ведущего, т.е. организатора дискуссии, задающего вопросы, резюмирующего точки зрения участников, а также переводчика высказываний участников тренинга, не совсем понятных для остальных. Тренер должен также разбираться в киноязыке, владеть максимумом культурных ассоциаций, уметь формулировать и передавать другим те впечатления, которые проходят на бессознательном уровне.
Данные упражнения выделены как отдельные в основном с позиции тренера, поскольку для участников тренинга они плавно перетекает одно в другое, иногда без четко определенной границы. Тренинг может не включать некоторые упражнения в связи конкретными обстоятельствами: недостаток времени, неготовность участников и т.п.
Набор упражнений дан для ориентировки. Фактически обсуждение может начаться не с упражнений, а ответа на вопрос, предлагаемый для участников тренинга в самой общей форме, а именно: «О чем данный фильм?». Это можно рассматривать как отдельное упражнение, которое может выступать в качестве разогрева и включения группы в смыслообразующую работу.
Надо отметить, что практика всегда шире любой хорошо схематизированной и описанной ситуации. Поэтому внутри любого обсуждения всегда имеется множество побочных эффектов, свойственных любому психологическому (и не только) тренингу, среди них:
— борьба за лидерство участников тренинга,
— сопротивление участников тренинга психологическому анализу,
— скатывание к социально-одобряемому поведению в ущерб психологическому содержанию,
— ценностные конфликты с переходом на личности,
— анархизм во всех его проявлениях,
— выявление старых, затаившихся обид и выяснение отношений участников тренинга,
— параноидально-истерические приступы у отдельных участников на фоне психологического напряжения, сопровождающего реальную психологическую работу в группе и многое, многое другое.
Отдельного обсуждения требует вопрос о функции тренера в процессе кинотренинга.
Первая функция — выбор фильма для обсуждения. Мне кажется, что не все фильмы подходят для кинотренинга. Я выбираю фильмы исходя из ощущения, что я могу организовать интересное (с психологической точки зрения) обсуждение фильма, т.е. фильм должен быть интересен, прежде всего, мне самому. В этом, конечно, есть определенный авторский произвол, но это свойство всех авторских программ.
Вторая функция — следить за реализацией программы обсуждения в соответствии с намеченным планом обсуждения, т.е., задавать и следить за регламентом, стимулировать участников к высказываниям и активности, особенно в начале процесса, когда все немного побаиваются и смотрят на других.
Отдельная задача — фасилитация процесса обсуждения, которая проявляется в необходимости иногда уточнять прояснять или даже «переводить на понятный язык» отдельные высказывания участников, со временем эта функция сокращается, но иногда она становится насущно необходимой.
В ходе задавания вопросов к герою фильма необходимо стимулировать участие всех участников, поскольку есть тенденция, когда одни сверхактивны, а другие отмалчиваются.
Процесс психологического анализа героев фильма также лежит на плечах тренера, как главного модератора процесса. Здесь главное — не только дать свои впечатления, но и подтвердить их сценами из фильма. Это собственно и является объектом обсуждения и тренингом наблюдения, понимания и навыков психологической интерпретации. Главное здесь — чтобы теория не шла впереди наблюдаемого материала, иначе легко впасть в спекулятивный психологизм, подводя поведение героев фильма под психологические штампы, не важно, какого толка. Важно научиться точно фиксировать наблюдаемый материал и отличать интерпретацию от фактов. Это собственно и есть тренировка навыков наблюдения, столь необходимая не только в профессиональной, но и повседневной жизни. Описать понятно — это довольно трудно, но для этого и проводится тренинг, чтобы показать то, о чем рассказать невозможно.
Одна из особенностей кинотренинга — это возможность использовать его в качестве проективного теста. Но в любом проективном тесте важна правильная интерпретация полученного материала. Эта функция также лежит на тренере, поэтому он должен не только обладать психологическими знаниями и способностями, но четко понимать, когда и как уместно делиться полученными впечатлениями.
Один из важных моментов — это создание необходимого психологического напряжения, которое является необходимым условием продуктивной работы, поскольку, как показывает опыт, без указанного напряжения не получается необходимого продукта. Создавать необходимое напряжение и следить за тем, чтобы не было «понижения градуса» со стороны отдельных участников тренинга, также входит в функции тренера.
По большому счету, зритель смотрит кинофильмы чаще всего ради развлечения. Это основной мотив и его нельзя просто так сбрасывать со счетов. Развлечение присутствует и в рамках кинотренинга. Мы его не только не отменяем, но и наоборот, усиливаем и делаем более рафинированным. Именно поэтому мне кажется, что, наряду с другими видами интеллектуальных развлечений, кинотренинг может и должен занят достойное место.
Автор: Маркин Михаил Алексеевич
Источник: Золотое сечение