Эмиль Кустурица: Задача творца — всегда выбирать реальность, проживать свою жизнь.
Творческий путь Эмира Кустурицы — это постепенное движение от остросоциального реализма к фантасмагории и гротеску. Первые полнометражные картины, снятые режиссером в 1980-е гг., затрагивали вопросы, беспокоившие многих югославов: сделки с совестью, похищения детей. Вершиной этого периода его творчества можно назвать фильм «Время цыган» (1988) — сагу о цыганском мальчишке Перхане, который ставит свою жизнь на кон ради благополучия семьи.
Но даже в этом фильме были элементы магического реализма, который расцвел в творчестве режиссера в 2000-е гг. После краткого и неудачного с точки зрения кассовых сборов опыта в Голливуде («Аризонская мечта», 1993) Кустурица вернулся в Европу, где снял несколько картин, рефлексирующих на тему войны в Югославии («Андеграунд», 1995; «Жизнь как чудо», 2004).
В них он переплетает трагическое, комическое и фантазийное — и запоминается российским зрителям настолько, что группа «Братья Грим» посвящает ему самый популярный свой хит
В фильмах «Завет» (2007) и «По млечному пути» (2016) социальный аспект уступает место гротеску и наслоению метафор — однако режиссер не утратил умение достучаться до людских сердец, и даже порой чрезмерная «странность» поздних картин не мешает им быть трогательными. В конце концов, именно чудаковатость персонажей и сюжета «Черной кошки, белого кота» (1998) в свое время пленила российских зрителей, так что режиссер стал частым гостем нашей страны.
Сейчас Эмир Кустурица снимает кино в России. Это будет история о том, как «князь Мышкин превращается в Раскольникова», и носить она будет название «Инженер легких прогулок» (оно связано с экстравагантным хобби главного героя — сопровождать других людей в прогулках). Как отметил Кустурица на кинофестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске, фильм должен выйти на экраны к концу 2025 года.
Приводим наиболее интересные цитаты с мастер-класса, который провел режиссер на фестивале.
ЦИТАТЫ
«В своем будущем фильме об „инженере легких прогулок“ я расскажу о человеке, который спасает других от одиночества и просто ходит с ними за компанию на футбол, в театр, куда угодно. Просто потому что он — хороший человек. Проблемы, конечно, у хорошего человека начинаются, когда он влюбляется».
«К сожалению, современная кинематография базируется на проектах, а не на авторах. Подлинные авторы живут в полуизоляции небольших фестивалей — это такой безопасный дом, где происходит самое интересное».
«Сегодня в большинстве стран люди постоянно живут под камерами видеонаблюдения. Но даже камеры видеонаблюдения — это фикция, а не реальность»