6 фильмов о дружбе, одержимости и соперничестве между женщинами.
«Материнский инстинкт» (2024)
Режиссер Бенуа Деломм
Действие происходит в Америке 60-х, десятилетии, когда выходит книга Бетти Фридан «Загадка женственности», ставшая впоследствии одним из главных текстов второй волны феминизма, о проблеме, которую нельзя называть. Домохозяйки, у которых есть все, чего они, по версии американской мечты послевоенных 50-х, должны желать, оказываются в депрессии, на диете из алкоголя и транквилизаторов. Или в попытке обрести собственное «я» растворяются в собственном ребенке.
Ровно подстриженный газон, идеально выкрашенное крыльцо, любящий муж и чудесный ребенок — жизнь соседок Элис (Джессика Честейн) и Селин (Энн Хэтэуэй) могла бы стать заготовкой для драмы о скрытых проблемах нуклеарной семьи, но внезапная смерть одного из сыновей превращает фильм Бенуа Деломма в напряженный триллер. До последнего момента зрителям остается гадать, что же движет героинями — расшатанные нервы, уязвленные чувства или злой умысел?
«Материнский инстинкт» — режиссерский дебют известного кинооператора Бенуа Деломма, работавшего с Джулианом Шнабелем, Энтони Мингеллой, Антоном Корбейном и Цаем Минляном. Это ремейк бельгийского фильма 2018 года «Дуэли», его режиссер Оливье Массе-Депасс должен был пойти по следам Михаэля Ханеке и Алехандро Аменабара и переснять свой собственный фильм с голливудскими звездами, но не смог сделать этого по семейным обстоятельствам, и его место занял Деломм. Оригинальный фильм Массе-Депасса неожиданно получился очень американским, пропитанным атмосферой богатого белого и протестантского пригорода из книг Джона Чивера и Ричарда Йейтса, хотя в основе сценария роман бельгийской писательницы Барбары Абель «После ненависти» (в русском переводе — «Инстинкт матери»). Это обстоятельство делает перенос сюжета на американскую почву вполне органичным. Джессика Честейн выступила также в роли продюсера, и ее выбор участия в проекте понять легко. Дружба и соперничество двух главных героинь, в которых замешаны рваные эмоции и холодные улыбки, а одна трагедия открывает дверь для следующей, — подарок для актрисы.
«Взаперти» (2020)
Режиссер Аниш Чаганти
В декабре 2023 года на свободу вышла Джипси-Роуз Бланшар, после 8 лет, проведенных в заключении за организацию убийства собственной матери Ди-Ди Бланшар — женщина придумывала для дочери несуществующие болезни и насильно удерживала ее в инвалидном кресле. История матери и дочери Бланшар прочно вошла в американскую мифологию и неоднократно экранизировалась.
«Взаперти» (в оригинале на английском Run — «Беги»), художественный фильм 2020 года, не имеет отношения к семье Бланшар, но сценаристы Аниш Чаганти и Сев Оганян несомненно обращались к их истории, как и к ленте «Мизери» Стивена Кинга. Король хоррора похвалил фильм в твиттере (теперь социальная сеть X) за «душераздирающий ужас без лишней чепухи».
Сара Полсон и Кира Аллен (первая настоящая колясочница в подобной роли за последние 70 лет) играют мать и дочь Шерман, чьи теплые отношения воспламеняются, когда героиня Аллен обнаруживает, что мать кормит ее таблетками для собак, от которых у людей отнимаются ноги.
«Убийство в маленьком городе» (1990)
Режиссер Стивен Джилленхол
Жарким летом 1980 года техасская домохозяйка и прихожанка методистской церкви Кэнди Монтгомери 41 раз ударила топором свою подругу и соседку Бетти Гор. На суде Монтгомери рассказала, что сделала это в целях самообороны. Гор, по словам Монтгомери, напала на нее с топором, после того как узнала о романе Кэнди с ее мужем.
Разумеется, Голливуд не мог пройти мимо такого сюжета. Первую экранизацию снял Стивен Джилленхол для телевидения с Барбарой Херши в роли обвиняемой Кэнди в 1990 году. Фильм назывался «Убийство в маленьком городе» и был сделан как крепкая судебная драма.
В 2022 году к выходу планировалось сразу два сериала о Кэнди Монтгомери и Бетти Гор: «Кэнди» шоураннеров Ника Антоски и Робина Уэйта и «Любовь и смерть», мини-сериал HBO, написанный сценаристом и продюсером Дэвидом Е. Келли. Первым на стриминге Hulu вышел «Кэнди» Робина Уэйта с Джессикой Бил в роли Кэнди, прошел с большим успехом и заставил создателей второго сериала «Любовь и смерть» перенести премьеру на целый год. Похожая ситуация уже случалась, когда один за другим вышли два биографических фильма о Трумене Капоте: за роль в «Капоте» покойный Филип Сеймур Хоффман получил все мыслимые награды, включая премию «Оскар», а Тоби Джонс, несмотря на абсолютно блистательный портрет писателя в «Дурной славе», — только премию Лондонских кинокритиков и приз на кинофестивале в Ибице (другими словами, ничего). Перенос даты выхода, несомненно, был верным ходом, и обе ведущие актрисы — и Элизабет Олсен за «Любовь и смерть», и Джессика Бил за «Кэнди» — каждая получила свою порцию внимания зрителей и критиков. Одна немаловажная деталь: как и Барбара Херши в версии 1990 года, Джессика Бил максимально приблизилась к внешнему облику Кэнди Монтгомери с ее короткой стрижкой и завивкой и в огромных очках в духе 80-х, тогда как Элизабет Олсен не стала копировать оригинал и выглядит в сериале примерно так же, как и ее героиня Ванда из WandaVision киновселенной Marvel.
«Белый олеандр» (2002)
Режиссер Питер Космински
Британец Питер Космински, выпускник Оксфорда и сценарного департамента BBC, снял всего два фильма для большого экрана (режиссер безвылазно работает на ТВ, для BBC и Channel 4): одну из лучших киноадаптаций «Грозового перевала» Эмили Бронте с Рэйфом Файнсом и Жюльет Бинош и «Белый олеандр».
«Белый олеандр» — название дебютного романа американки Джанет Финч, вышедшего в 1999 году. Опра Уинфри выбрала его для своего книжного клуба и в мгновение сделала бестселлером, экранизация не заставила себя ждать. Белый олеандр — ядовитое растение, которым художница Ингрид (Мишель Пфайффер) отравила своего неверного любовника. Ингрид отправилась за решетку, а ее несовершеннолетняя дочь Астрид (Элисон Ломан) — в путешествие по приемным семьям.
Фильм рассматривает отношения матери и дочери, где образ матери складывается из несколько архетипов: родной матери-эгоистки, свободной художницы Ингрид, которая кормит дочь консервами и арахисовым маслом, а также приемных — матери-притворщицы (Робин Райт) с ворохом приемных детей, матери в депрессии (Рене Зеллвегер), доброй и нежной, но нуждающейся в поддержке не меньше дочери, матери — русской эмигрантки (Светлана Ефремова), которой все равно, что происходит с Астрид, женщина не может быть матерью, но может предложить бизнес-партнерство. Несмотря на появление новых матерей, их бойфрендов, детей, домов и жизненных обстоятельств, Астрид продолжает возвращаться к Ингрид — и в мыслях, и буквально — навещает ее в тюрьме, но очарованность матерью постепенно тает, пока не ослабнет почти полностью. «Белый олеандр» — фильм о тяжести взросления и о созависимости, в которой оба актора — женщины, связанные родственными узами.
«Всегда сияй» (2016)
Режиссер София Такал
Две подруги-актрисы, успешная Бет (Кэйтлин Фицджеральд) и куда менее успешная Анна (Маккензи Дэвис), отправляются провести вместе выходные в коттедже в лесу — гуляют, репетируют и выясняют отношения. После крупной ссоры динамика отношений между героинями меняется, Анна становится загадочной и мягкой, как будто начинает играть роль своей подруги, а сама Бет куда-то исчезает, внезапно появляется и пропадает снова.
Снятая командой друзей (сценарий фильма написал муж Такал, Лоуренс Майкл Ливайн) при помощи краудфандинга (20 тысяч долларов на постпродакшн картины собрали на «Кикстартере»), «Всегда сияй» — это пример маленького независимого фильма-бриллианта, вобравшего в себя необходимое для триллера напряжение, социальную критику и рождение новой большой звезды — Маккензи Дэвис.
Напряжение в фильме и между героинями рождается из сексизма киноиндустрии, которая раздевает Бет на экране, не дает ролей Анне и сталкивает их эго между собой. В год выхода фильма, 2016, карьера Маккензи Дэвис была видимым опровержением этого фильма, но спустя восемь лет и множество блестящих проектов ее по-прежнему называют восходящей звездой, как будто Голливуд не знает, что предложить ее таланту, не помещающемуся в рамки податливой женственности, о которой рассуждает в фильме ее героиня.
«Одинокая белая женщина» (1992)
Режиссер Барбет Шредер
Классический триллер 90-х, фильм об одержимости и одиночестве в большом городе от Барбета Шредера, режиссера фильма «Пьянь» с Микки Рурком. Популярность сюжета об аутсайдере-социопате, преследующем добропорядочного героя, доказал еще Хичкок в своей экранизации романа Патриции Хайсмит «Незнакомцы в поезде» в 1951 году, но именно эпоха конца 80-х и начала 90-х оставила какое-то невероятное количество фильмов с главным героем — социопатом (или героиней), разрушающим жизнь и покой «обычных» американцев: «Роковое влечение» Эдриана Лайна с Гленн Клоуз и Майклом Дугласом, «Тихоокеанские высоты» Джона Шлезингера с Майклом Китоном, ремейк «Мыса страха» Скорсезе с Де Ниро и Джульет Льюис, список можно продолжать очень долго. Фильм Шредера отличается тем, что обе роли — преследователя и преследуемого — в этот раз отданы женщинам.
В 2024-м фильму исполняется 22 года, и с такого расстояния хорошо видно, каким интересным и свободным был сценарий Дона Руса (недавно он работал над сериалом «Без пары» с Нилом Патриком Харрисом) и какими неловкими, пропитанными «мужским взглядом», часто просто ненужными выглядят эротические сцены. Но главное в фильме — дуэт Бриджит Фонды и Дженнифер Джейсон Ли, он электризует и спустя два десятилетия. Интересно, насколько по-разному сложилась карьера обеих актрис. Дженнифер Джейсон Ли — в фильме опасная социопатка Хэди — сыграла с тех пор галерею странных и неординарных женщин, в том числе у Олтмена, Кроненберга и Тарантино, а также в последнем, пятом, сезоне сериала «Фарго», а Бриджет Фонда, сыгравшая в фильме ранимый объект ее обсессии, хотя в свое время тоже работала с Тарантино и играла киллершу в американском ремейке «Никиты» Люка Бессона, ушла из кино и не снимается уже больше двадцати лет.
Подготовила Ирина Карпова