Господин Лазар.
Господин Лазар (Monsieur Lazhar), реж. Филипп Фалардо, 2011.
Трагически потеряв всех близких и спасая свою жизнь, Башир попадает в Канаду. Какое будущее ждет исстрадавшуюся душу в, казалось бы, благополучной стране? Такое ли оно радостное? Удастся ли ему пережить травму, адаптироваться и найти свое место в мирной жизни?
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: иммиграция, школа, самоубийство
Мотто: Только вместе мы можем справиться.
Круг психологических проблем:
- школа
- учитель
- самоубийство
- травма
- иммиграция
- адаптация
- мультикультурность
- культурные различия
- беженство
- утрата близких
- посттравматический синдром
- дети
- одиночество
- чувство вины
- психотерапия, работа с травмой
- катарсис
- переоценка ценностей
- стереотипы
- обвинение
Системы отношений:
- дети-родители
- дети-взрослые
- одноклассники
Черты характера:
- доброжелательность
- инициативность
- интеллигентность
- доброта
- агрессивность
Эмоциональная парадигма:
- горе, скорбь
- страдание
Нравственные категории:
- вина
- несправедливость
- предательство
- подлог
- ответственность
Символизм, метафоры:
- снег
- фиалки
- класс
Выразительные средства:
- крупные планы
- стоп-кадры
Дополнительные вопросы:
- Что толкнуло на самоубийство молодую учительницу на самоубийство, почему Мартин совершила самоубийство именно в классе и почему ей не следовало бы это делать таким образом?
- Что следовало бы сделать Баширу и директору, чтобы отработать случай с самоубийством Мартин?
- Есть ли сходство и различия в переживании Баширом смерти своих близких и незнакомой учительницы?
- Башир, называясь учителем, совершает подлог. Каково твое отношение к этому?
- Как судьба иммигранта Башира переплетается с судьбой учительницы Мартин?
- Метафорой чего выступает в фильме школа?
- О чем заставили всех задуматься истории Мартин и Башира?
- О каких стереотипиях сознания побуждает задуматься фильм?
Цитаты:
- Только вместе мы можем справиться.
- Башир – тот, кто приносит хорошие новости.
- Трудно понять, что толкает людей на самоубийство, и совсем невозможно понять, почему она сделала это в классе.
- Умершие не выходят у нас из головы, потому что мы любили их и они любили нас.
- Ты – не единственный, кому так плохо, но ты единственный, кто был так несправедлив к ней.
- Для большинства эмигрантов это путь без документов в страну, где им нужно приспосабливаться к чужой культуре.
- Все думают, что мы тронулись, но это взрослые сами тронулись.
- Мой сын однажды приехал из оздоровительного лагеря, с ожогами второй степени, лишь потому, что вожатый не мог до него дотронуться, что бы намазать кремом против загара.
- Дети — это словно радиоактивные отходы: не трогай, а то обожжешься.
- Не пытайтесь найти смысл в смерти Мартин, его нет. Школа – это место для дружбы, работы и взаимоуважения. Место, полное жизни. Место, которому вы отдаете всю свою жизнь и которое дает вам жизнь. Не заряжайте школу своим отчаянием.
Выдержки из рецензий:
- Иммигрант из Алжира Башир Лазар в его исполнении (кстати, и сам актер родом из этой страны) вначале выглядит немного чужим. Но слегка неуклюжему, смешному учителю, который то путается в грамматике, то дает 11-12-леткам диктанты из «доисторического» Бальзака, удается стать своим и для коллег, и, что главное, и для детей. И только потом, по ходу сюжета зритель узнает историю главного героя, становится понятно, почему для него крайне важно не предать своих учеников, не бросить их. Потому что этот фильм, как по мне, про потери и про то, как герои помогают друг другу их пережить. Ведь происходит чрезвычайное событие — кончает жизнь самоубийством учительница. Понятно, что это травма для учеников, и они пытаются осмыслить это, разобраться, нет ли их вины в этой трагедии. И когда напряжение достигает кульминации, именно месье Лазар, обращаясь к ученикам, высказывает простую истину: «Школа — это место для дружбы, работы, взаимоуважения. Это место, полное жизни. Вы отдаете ей свою жизнь, а школа дает жизнь вам. Не надо заражать школу своим отчаянием». Согласитесь, не только детям нужно к этому прислушаться. http://www.kinopoisk.ru/user/1711269/comment/1481464/
- Данная картина с одной стороны заставляет задуматься, кто такой учитель? Что он должен, а что нет? Какой он должен быть? Может ли им быть просто очень интеллигентный, умный, добрый, любящий детей человек? Не зря Л. Н. Толстой сказал: «Если учитель имеет только любовь к делу-это будет хороший учитель. Если он имеет любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе и любовь к делу, и любовь к ученикам он — совершенный учитель». По моему мнению, персонаж Мохамеда Феллага сочетает в себе все те личностные качества, которыми должен обладать настоящий учитель. Причем не зря в картине вся совокупность отношений, и не только, показана через призму такого страшного события. Показаны ученики младших классов, поскольку это дети, которые только начинают формировать свое мировоззрение, свое отношение к жизни, и так важно, чтобы в эти переломные моменты рядом с ними оказался добрый, понимающий и чуткий человек. http://www.kinopoisk.ru/user/1929793/comment/1579847/
- Башир Лазар, эмигрант из Алжира, ищущий политическое убежище, устраивается в школу, не имея педагогического образования. Еще одна абсурдная ситуация, которая высмеивает систему образования, неглупый мужчина, но абсолютно не имеющий опыта работы с детьми, старается найти выход из очень сложной ситуации, параллельно пытаясь придумать какие-то задания для своих воспитанников. Режиссер делает акцент на безграничной доброте и чувстве ответственности главного героя, имея ворох проблем в настоящем и понеся тяжелейшую потерю в недавнем прошлом, Башир находит в себе силы для решения проблем абсолютно чужих для себя детей. http://www.kinopoisk.ru/user/1394148/comment/2281297/
Схожая проблематика:
- В Америке (In America), реж. Джим Шеридан, 2002.
- Грязные прелести (Dirty Pretty Things), реж. Стивен Фрирз, 2002.
- Общество мертвых поэтов (Dead Poets Society), реж. Питер Уир, 1989.
- Хористы (Les Choristes), реж. К.Барратье, 2004.