КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Жертвуя пешкой.

Жертвуя пешкой (Pawn Sacrifice), реж. Эдвард Цвик, 2014.

Является ли безумие одним из основных атрибутов гениальности и при каких условиях? Хорошо ли это, быть гением? Как окружающая среда – от семьи до государства – воздействует на гиперсензитивную психику? И может ли гений противопоставить что-либо охватывающему его безумию?

Основан на реальных событиях.

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: психическое расстройство, депрессия и творчество, спорт

Мотто: Он ненавидит ничьи. Все турниры для победы.

Круг психологических проблем:

  • биография
  • спорт
  • мания преследования
  • психическое расстройство
  • талант
  • фобия
  • сублимация
  • одержимость
  • концентрация
  • соревнование
  • конкуренция
  • поражение
  • страсть
  • безотцовщина
  • психопатия
  • эгоизм
  • вера в себя
  • вера в победу
  • фанатизм
  • осознанность
  • мечта
  • наставник
  • политика
  • вундеркинд
  • соперничество
  • борьба
  • гиперчувствительность
  • девственность
  • социопатия
  • гениальность
  • призвание
  • Эдипов комплекс
  • шизофрения
  • паранойя
  • галлюцинации
  • психоз
  • идеология
  • антисемитизм
  • сознание
  • вера
  • холодная война
  • выбор
  • победа
  • инаковость
  • одиночество
  • мания величия

Системы отношений:

  • сын-мать
  • творец-творчество
  • учитель-ученик
  • соперники
  • личность-система

Черты характера:

  • упорство
  • нетерпеливость
  • грубость
  • вспыльчивость
  • тщеславие
  • самоуверенность
  • целеустремленность
  • самомнение
  • капризность
  • высокомерие
  • импульсивность
  • эпатажность
  • меркантильность
  • уверенность
  • невозмутимость
  • хладнокровие
  • самообладание

Эмоциональная парадигма:

  • злость, гнев
  • раздражение
  • разочарование
  • напряжение
  • спокойствие
  • волнение
  • страх

Нравственные категории:

  • гордыня
  • честность
  • уважение

Символизм, метафоры:

  • шахматы
  • океан
  • списки условий

Выразительные средства:

  • визуализация образов
  • черно-белые кадры
  • макропланы
  • документальные съемки
  • тишина
  • звуки
  • саунд-трек

Дополнительные вопросы:

  • Чем вера в себя отличается от самоуверенности?
  • Чего боится Бобби?
  • Что могло бы помочь Бобби преодолеть проблемы?
  • Какие качества характера Бобби являются симптомами его болезни?
  • Почему инициатива принадлежит тому, что готов покончить с собой?
  • Антиподы ли Фишер и Спасский?
  • С какими демонами борются Фишер и Спасский?
  • Почему шахматы – это поиск истины? Какой?

Цитаты:

  • Это наша церковь для моей веры и расы.
  • Большинству молодых людей не хватает концентрации, чтобы играть на высоком уровне.
  • Он ненавидит ничьи.
  • Я либо выиграю, либо проиграю. Вроде того.
  • Я где вообще мой отец? Я же как-то родился!
  • Да пола бы ты на хрен отсюда! Вообще, убирайся в Москву к своим поганым коммунистам! Я тут учусь день и ночь! И я стану новым чемпионом мира! И мне нужна тишина! Тебе ясно? Я требую тишины!
  • — К чему ты теперь стремишься? – Я хочу сыграть с русскими. Они лучшие в мире, а я их обыграю.
  • Над чем я работал последние десять лет? Я должен был стать самым молодым чемпионом мира! Они отняли мою мечту!
  • Американский мальчик не любит Россию, но не может без наших журналов.
  • Меня волнует только игра: один ходит, другой ходит…
  • — А если я критикую священника, я попаду в ад? – Только если ты веришь в ад.
  • — Ты же знаешь, что турнир – это дипломатия. – Нет, турнир и все турниры для победы.
  • — Чем ты занимаешься, Дона? – Я задаю людям жару. – Ну, я тоже.
  • Я требую минимум три метра между мной и публикой. Я чувствую, как у них изо рта пахнет. Это все равно, что я слышу их мысли, а я должен думать об игре.
  • — Как ты? – Нормально. – Ты ел что-нибудь? – Можно не разговаривать.
  • — Никто не ожидал, что ты выиграешь у Спасского. – Я ожидал. – Тебе должны вручить серебряную медаль. – Нет, спасибо.
  • Это все, что у него есть. Он без шахмат не существует.
  • Какой ценой он может победить?
  • Эта игра – кроличья нора. После первых четырех ходов открывается больше трехсот миллиардов комбинаций. Партий в сорок ходов больше, чем звезд в Галактике. Это может свести вас с ума.
  • — Психиатр тут не поможет. – Но, может, диагноз поставит, таблетку даст… — Это все равно, что зацементировать святой родник.
  • Мне не нужно играть. Я знаю, что я лучший.
  • Третья мировая на шахматной доске. Китай мы проиграли. Теряем Вьетнам. Тут мы должны победить.
  • Мой тренер говорил: инициатива всегда принадлежит тому, кто готов покончить с собой.
  • Они все против меня – и русские, и евреи.
  • — Мне кажется, что он очень боится проиграть. – Нет, он очень боится выиграть.
  • Людям кажется, что здесь море возможностей. Но есть лишь один правильный ход, и в конце концов у тебя нет выбора.
  • Шахматы – это поиск истины. Вот я ищу эту истину.

Отзывы:

  • И «паранойю» Спасского нам почти не показали. Точнее, показали, будто он подозревает слежку КГБ. Нет и намека на то, что Спасский подозревал, что его систематически травят американские спецагенты в прямом смысле, подсыпая в еду нечто, вызывающее сонливость и депрессию. Нет даже упоминания о том, что Борис похудел за матч на 8 килограммов. Что еду стала готовить жена.
    Вот такие два параноика. Нервное напряжение игроков помноженное на закулисные махинации двух сверхдержав. И оба игрока возненавидели свои державы, убивающие шахматы в угоду политике. Спасский эмигрировал уже в 1976 году во Францию. Фишер остался на родине, но тоже покинул её после 15 лет остракизма и унижений. http://www.kinopoisk.ru/user/5263354/comment/2338273/
  • Фильм показывает, что как и в шахматах, так и в любом спорте главное, самое главное — психологическая подготовка. Будь ты самым быстрым, самым умным, без психологической подготовки, мандраж съест тебя заживо. http://www.kinopoisk.ru/user/4086992/comment/2343250/
  • Что понравилось, так это ещё один пункт, на который делают упор создатели фильма. Каким бы классным шахматистом не был Фишер, он навсегда остался маленьким обиженным мальчиком, да ещё и скованным различными страхами. Вырос как профи, но не слишком вырос как человек. Капризы — в этом весь истинный Фишер. http://www.kinopoisk.ru/user/1283366/comment/2321670/
  • В первую очередь, это кино о преодолении себя. Фишер, в конце концов, смог победить собственный разум, подчинить себе своих тараканов в голове и сыграть на чемпионском уровне, забыв о собственных абсурдных требованиях о проведении матча в зале для пинг-понга без присутствия журналистов. http://www.kinopoisk.ru/user/2614842/comment/2335660/
  • Тот, кто думает, будто «Жертвуя пешкой» — кино про шахматы и шахматистов, немного заблуждается. Авторы через призму этой умнейшей игры хотели показать непростую организацию «я» человека как существа разумного. Он — человек — должен все время находиться на тонкой грани между миром реальным и собственным внутренним, все время рискуя разорвать связи с первым и с головой погрузиться в последний. Грань настолько тонка, что практически любой раздражитель, будучи принятым очень близко к сердцу, может спровоцировать настоящее безумие. http://www.kinopoisk.ru/user/6301622/comment/2332874/
  • Основная же цель «Жертвуя пешкой», несмотря на заданный жанр — вовсе не изображение жизни эксцентричного шахматиста. Эдвард Цвик смог снять прекрасную историю о том, как абсолютный шизофреник, тотальный грубиян и стопроцентный асоциальный эскапист смог стать национальным героем. Фишер бросает чемпионат и посылает всех на три буквы — ему тут же лично звонит такой же хамоватый подонок Никсон, Бобби говорит на камеру о том, что нужно убить всех евреев — ок, ничего страшного, парень просто немного устал после матча. Эта двуличность общества, которое готово простить все человеку, прославляющему страну, кажется порой в фильме не меньшим сумасшествием, чем раскуроченные в поисках жучков телефоны во всех отелях шахматиста. Порой кажется, что два параноика нашли друг друга. И Фишер, и пропаганда того времени. http://www.kinopoisk.ru/user/1943631/comment/2352998/

Схожая проблематика:

  • Блеск (Shine), реж. Скотт Хикс, 1996.
  • Игры разума (A Beautiful mind), реж. Р.Ховард, 2001.
  • Камилла Клодель, 1915 (Camille Claudel 1915), реж. Бруно Дюмон, 2013.
  • Паук (Spider), реж. Дэвид Кроненберг, 2002.
  • Поллок (Pollock), реж. Е.Харрис, 2000.
  • Солист (The Soloist), реж. Джо Райт, 2009.

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *