Кожа, в которой я живу.
Кожа, в которой я живу (La piel que habito), реж. Педро Альмодовар, 2011.
Когда переживание утраты любимого человека превращается в манию мщения и воскрешения, итог может быть совершенно не предсказуемым…
По роману Тьерри Жонке «Тарантул».
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: утрата, месть, сексуальность
Мотто: Здесь все люди ненормальны.
Круг психологических проблем:
- созависимость, зависимость
- самоубийство
- наука
- утрата
- доверие
- синдром Пигмалиона
- стокгольмский синдром
- насилие, психическое насилие
- изнасилование
- материнский инстинкт
- мания
- травма
- убийство
- садизм
- изменение пола
- транссексуальность
- освобождение
- шантаж
- преступление
- плен
- жертва
- тайна
- любовь
- авария,
- посттравматическое расстройство
- трансформация
- возмездие
- власть
- фанатизм
- талант
- свобода
Системы отношений:
- мужчина-женщина
- муж-жена
- человек-система
- мать-сын
- причина-следствие
- жертва-преступник
- свобода-неволя
Черты характера:
- холодность
- решимость
- целеустремленность
- жестокость
- одержимость
- идеализм
- перфекционизм
Эмоциональная парадигма:
- напряжение
- ярость
- страсть
- страх
Нравственные категории:
- этика, биоэтика
- месть
- справедливость
- уважение
Символизм, метафоры:
- муляжи
- платья
- лаборатория
- тело
- кровь
- двери
- манекены
Выразительные средства:
- свет-тень
- музыка
- макропланы
- флешбэки
Дополнительные вопросы:
- Что движет Ледгардом?
- В чем путь к спасению?
- Кто из героев свободен, а кто в плену?
Цитаты:
- Лицо определяет личность.
- — Мы с тобой не такие, как все люди. – Считай, что это еще один эксперимент – жить, как все люди.
- В каждом человеке есть такое укрытое от посторонних глаз место. Именно в него каждый имеет право спрятаться…
- — Я твоя. Ты создал меня по своим меркам.
Отзывы:
- Это давняя мечта человека — представить себя в другом теле. Но для большинства людей это остается чем-то из области фантазий. Транссексуал же делает смелый шаг, цель которого — достичь своей подлинной идентичности. В фильме показана ситуация, когда перемена пола совершается не добровольно, а насильственно — как наказание. Но если можно неузнаваемо изменить тело и даже пол, душа остается прежней. Именно об этом говорит фильм, именно в этом, если хотите, его гуманизм и уважение к человеческой личности. (Педро Альмодовар) http://kommersant.ru/doc/1677241
- «Кожа» охватывает широкий спектр проблем и вопросов. Возможно ли ради науки и мечты поступиться кодексами нравственности? Если страсть затмевает рассудок, возможно ли влюбиться в человека, так похожего на любимую, которой больше нет? Оправдана ли генетическая революция в мире пластической хирургии? Особенно, если она происходит по воли мести и испепеляющей любви… Да и разве можно назвать человека безумцем, только лишь потому, что он хочет любить и быть любимым; потому что, он предан своему делу? Далеко не многие будут рисковать своим положением в обществе, ради мести, ради открытий. И как рискуя! Красиво, неспешно, будто танцуя медленный танец… http://www.kinopoisk.ru/user/1418562/comment/1382712/
- На этот раз мэтр ушёл в глубины биоэтики, рассказав нам историю пластического хирурга, который приблизился к Богу, ставя эксперименты на человеке. Альмодовар ставит целый ряд вопросов (не являющихся при этом прямым посылом): может ли вмешательство в генетику человека быть благом? можно ли изменить человека насильственно? можно ли полюбить человека, являющегося лишь клоном того, кого ты любил? может ли творец держать под контролем своё творение? и что есть суд человеческий?
Лично для меня в этом фильме наиболее остро стоят два вопроса. Первый — вопрос неволи, как эмоциональной зависимости одного человека от другого. Мы видим, что пленитель зависит от пленника подчас сильнее, чем пленник — от пленителя. На протяжении всего фильма зритель попадает в ловушку взаимного эмоционального напряжения героев. И второй вопрос — проблема индивидуальности, цельности, которую человек способен сохранить вопреки всему. Как возможно не потерять себя, если всё, чем ты был, стёрли и написали заново? http://www.kinopoisk.ru/user/734074/comment/1329383/ - Любовь— это простая необходимость: с нее все начинается, ею все и заканчивается. Просто кого-то недолюбили (Винсенте), а кто-то слишком сильно любил (Роберто), у кого-то отняли любовь к матери (Норма), а кто-то не любил своего супруга (Галь)… Просто никто не задумывался о своих поступках, мыслях и желаниях. Не думал, что может кого-то этим ранить. В этом мире все просто. А о том, что на почве всего этого просто сойти с ума, никто и не мог подумать.
Сумасшествие сквозит через весь фильм. Здесь не только Роберто безумец, но и его мать, его жена, любовник жены, даже дочь и глупый мальчик Винсенте… Все они по-своему сошли с ума. И они, как больные клетки организма Сиггараль должны исчезнуть, самоуничтожиться. Жертва, самая слабая клетка в начале, найдет путь к спасению. Но «счастливому концу» предшествует необычайно интригующий снежный ком событий, в котором жертва и ее обидчик постоянно меняются местами (Роберто и Винсенте, Роберто и его безумный брат, Роберто и Галь, Роберто и Вера…) http://www.kinopoisk.ru/user/624166/comment/1328078/ - Кто он такой этот доктор Ледгард? Если он мститель, то есть ли ему за что мстить? Если он современный Пигмалион, то зачем создавал свое творение? Если он преступник, то в чем его наказание, как можно наказать человека, который уже потерял главное? Мне непонятен этот герой. Роберт Ледгард выбирает изощренный способ мести, но так погружается в процесс, что уже не может остановиться, забывает о первопричине своих действий, загоняет себя в ловушку. Его собственное сознание сыграло с ним злую шутку — Стокгольмский синдром наоборот практически. В конце концов, никто не сомневался, что попытки стать Богом до добра не доводят.
Винсент и Вера. Вера и Винсент. Конечно, Винсент всегда был вполне себе посредственным человечишкой, но ничего сверхкриминального он, по сути, не сделал. Да, парню не повезло. Он оказался в ненужное время в ненужном месте. Только вот расплата оказалась слишком велика.
Каково это: жить в чужом теле? Возможно ли, потеряв свой внешний облик остаться собой? Что ждет Веру? Она прекрасна, почти идеальна, но кто она? http://www.kinopoisk.ru/user/516810/comment/1396370/ - В идее фильма заложен мистический принцип кармы: за свои поступки — мы получаем заслуженное! Не хочу описывать, что случается с героями, когда они идут против разума, но эта участь постигает и описанного выше героя, когда он все-таки дает волю своим чувствам и переходит границу дозволенного. Кроме этого в «Коже…» есть и некое послание людям, которые привыкли подчиняться своим чувствам, а не здравому смыслу. Мы привыкаем слушать только себя, наше мнение становится самым важным в споре и мы не готовы соглашаться с фактами, когда становится очевидным, что мы не правы. А когда мы совершаем поступки, которые оказываются не поправимы, мы осознаем этот принцип, но бывает уже очень поздно: отношения разрушены навсегда, граница недопонимания вылилась наружу. Важно уметь слушать других, прочувствовать их, понять и занять сторону человека, который, как нам кажется не прав.http://www.kinopoisk.ru/user/1668926/comment/1334255/
- Это абсолютно сумасшедшая, дикая, отчаянная и очень красивая, как мне показалось, история, безумной любви к близким и семье, история потери и отмщения за любимого человека. И я всегда искренне восхищаюсь людьми, которым хватает силы духа и смелости отомстить за своих любимых, не смотря на то какие последствия это несет. Нет, это не в коем случае не призыв к насилию или расправе, просто я человек слишком восприимчивый ко всему и эмоциональный. И меня саму всю подтрясывало при просмотре, я говорю именно о данном сюжете, и о данном фильме, и то что я увидела меня повергло в тихий такой, безголосый шок, когда хочется кричать, а не можешь.
Месть! Месть! Месть! Все говорят про месть. А как по-другому? Я полностью понимала чувства главного героя, и все время была на его стороне и хотела, чтобы он «победил» не смотря не на что, взял свое по праву и жил дальше. Люди не должны оставаться безнаказанными! За все нужно платить! Он был полностью уверен, что человек, которого он преследует, был виновен, и это тогда для него было главное. Он не стал разбираться ни в чем, и я его не виню за это, он видел все, что было нужно, чтобы сделать выводы. Он просто сделал то, что на тот момент считал правильным и безоговорочным. Я не на минуту не посчитала что главный герой душевно больной, как это видят многие. Я увидела обезумевшего от горя потери близкого человека, который пытается подавить эти тяжелые чувства за счет своих деяний. http://www.kinopoisk.ru/user/1076214/comment/1416573/ - Что есть мы? Мы есть душа. Не важно, каков наш облик, можно его поменять, можно изуродовать, можно усовершенствовать — душа останется заложником нашего тела. Только там внутри, только глубоко внутри, не известно за каким поворотом живет она, страдает, помнит, переживает, чувствует. Только душа определяет нас, а тело — это лишь временно. Под кожей находится наше убежище, и «что бы ни случилось, всегда останется место внутри тебя, куда никто не сможет добраться»…http://www.kinopoisk.ru/user/1012617/comment/2251013/
- В то время, как тематика мести служит всего лишь фоном, на самом деле, несмотря на всю кажущуюся нереальность происходящего на экране, этот фильм о каждом из нас, о нашей повседневной жизни. Редкий человек не попадал в такие условия, в которых был вынужден играть определенную роль, обычно ему не свойственную. Казалось бы, в этом нет ничего страшного — всем нам приходится носить те или иные маски, чтобы вписаться в окружающее общество. Но что происходит, если эта игра затягивается надолго? Тогда границы между человеком и его маской стираются. Ты перестаешь различать, где заканчивается роль, которую ты играешь, и начинается твое собственное «я». И в этот момент становится уже невозможно безболезненно снять маску, когда-то надетую так свободно, потому что она уже стала твоей новой кожей. Ты можешь попытаться восстановить признаки своей утраченной личности, но ты уже никогда не будешь прежним…http://www.kinopoisk.ru/user/3035753/comment/1783047/
Сходная проблематика:
- Всё о моей матери (Todo sobre mi madre), реж. Педро Альмодовар, 1999.
- Законопослушный гражданин (Law Abiding Citizen), реж. Ф. Гэри Грей, 2009.