Каток и скрипка
Каток и скрипка, реж. Андрей Тарковский, 1961.
Как происходят встречи и зарождается дружба? Что для этого нужно? Может ли взрослый учиться у ребенка? Кто и что влияет на развитие ребенка, помимо семьи?
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: ребенок, дружба
Мотто:
- Сколько лет надо учиться играть на скрипке? – Всю жизнь.
- Человек человеку – учитель.
Круг психологических проблем:
- дети
- ребенок
- творчество
- воспитание
- наставник
- авторитарная мать
- дружба
- инаковость
- мечта
- дисциплина
- издевательства, буллинг
- взаимопонимание
Системы отношений:
- ребенок-взрослый
- мать-сын
- человек-творчество
- человек-человек
Черты характера:
- тщеславие
- искренность
- интеллигентность
- справедливость
Эмоциональная парадигма:
- скука
- интерес
- симпатия
- разочарование
- обида
- восторг
- восхищение
Нравственные категории:
- уважение
- добро
Символизм, метафоры:
- зеркала в витрине
- отражения
- скрипка
- каток
- большие двери
- яблоко
- метроном
- самолетик
Выразительные средства:
- метафоричность
- музыка
- свет
Дополнительные вопросы:
- Кто и что влияет на формирование личности Саши?
Цитаты:
Отзывы:
- В небольшом отрезке жизни семилетнего мальчика задаются такие жизненные вопросы, ответы на которые можно искать всю жизнь.
— Сколько надо учиться играть на скрипке?
— Учительница говорит — всю жизнь…
Та самая мучнобелая учительница, которая курит Дукат, олицетворяет порядок во всем. Она заставляет ребенка играть под метроном, когда он играет неровно, увлеченно. Мальчик не понимает, почему он должен подстраиваться под метроном, а не играть как ему хочется? Вот и первое разочарование — плохая оценка… Первые эмоции всегда самые сильные, потому что маленький человек еще не знает, что такое бывает, и малейшая обида принимает размеры вселенной.
Отчаяние от невозможности сдержать обещание — безгранично, и каждый зритель вспомнит что-то похожее из своего детства. Но и новые открытия приносят ребенку гораздо большую радость, чем взрослому. Как здорово управлять катком на расплавленном асфальте! И не меньших размеров трагедия разворачивается в душе девочки наедине с чужим яблоком…
Ребенку интересно все. Жизнь в любых проявлениях. Интересны отражения в витринах и жизнь асфальтоукладчика. Дети во дворе дразнят его «музыкантом», и мальчик начинает думать, что быть музыкантом — плохо и тянется к рабочему. Рабочий же тянется к интеллигентному мальчику, с уважением говорит «Он не рабочий, он музыкант», а ребенка это оскорбляет. У них разные системы ценностей, но каждый тянется к противоположной, это и составляет главный конфликт в фильме. Подсознательно мальчик чувствует это несоответствие, когда говорит маме, что рабочий все равно не придет к ним в гости. Мама же делает вид, что не видит разницы, она не может позволить себе искренность ребенка…
Мальчик противопоставляется и враждебным дворовым детям, и добродушному рабочему. Дети и рабочий олицетворяют разные стороны рабочего класса, к которому маленький музыкант не принадлежит, но всячески стремится. Он лезет в драку, пьет сырое молоко, которое мама не разрешает. В рабочем парне мальчик видит свой идеал и хочет именно от него узнать, что такое хорошо и что такое плохо. Зачем курить, если это плохо? Страшно ли на войне? Но и взрослый мужчина узнает от мальчика новое для себя. Что это за зигзаги? Как играть на скрипке? В свои семь лет мальчик уже знает больше него в своей области, и даже имеет мозоль от скрипки.
Мальчик — портрет взрослого интеллигента: разбирается в своей области и ничего не умеет из практических надобностей. Рабочий народ же — исполинская сила, которая крушит дома, но она же их и строит, эта сила строит университеты, в которых потом интеллигенты учатся отвлеченным наукам. Этот маленький, но интеллигент простому парню интереснее девушки из своего круга. Две противоположности тянутся друг к другу, хоть вместе они будут только в воображаемом финале фильма. https://www.kinopoisk.ru/user/177701/comment/198128/ - Также мне показалось, что образ матери из этого фильма является переходящим в фильмах Тарковского. Его уже развитым во времени взаимоотношений можно встретить в фильме «Зеркало». Мать Тарковского и мать по-Тарковскому одинокая женщина. Известный факт, что отец Андрея Арсений Тарковский бросил семью, когда самому Андрею было лет 5, примерно столько же, сколько мальчику из этого фильма, так что дружба шофера и мальчика — это, прежде всего, творчески воссозданный поиск маленьким героем своего отца, человека, на которого он бы мог равняться. Таким другом и «отцом» становится ему на этот, а может и последующие дни, Сергей. Тяга же в рабочему классу — это выбор, обусловленный детским видением мира. Все дети вертятся вокруг катка, поэтому и маленький герой делает объектом своего признания именно шофера. https://www.kinopoisk.ru/user/221735/comment/1277675/
- Излишне говорить, что Саша с ходу воспринимает Сергея практически как отца, которого у него нет. Сергей ненавязчиво, мимоходом, учит мальчика, воспитывает его, доверяет ему опасную технику, тем самым поднимая авторитет Саши в глазах шпаны. Покровительственный тон Сергея несколько забавен: он будто забывает, что рядом с ним — семилетний мальчуган. Но вот происходит переломный момент: из футляра возникает скрипка-половинка, и в глазах взрослого загорается огонь неподдельного восхищения. И здесь уже Саша становится взрослым, он открывает перед Сергеем совершенно незнакомый тому мир, посвящает его в таинства природы звука, и счет становится равным. https://www.kinopoisk.ru/user/1/comment/1787248/
- А суть заложена поистине огромная — о положительном, то есть плодотворном взаимодействии двух кардинально противоположных людей. Противоположных по своим взглядам, воззрениям, социальному уровню, даже возрасту, но все-таки, сумевших найти общий язык и достигнуть полнейшего взаимопонимания. Весь этот смысл подан просто, весьма просто — совокупностью всех режиссерских рычажков: актерской игры, метафоричностью (скрипка и каток), операторской работы. Но эта простота — неглупая, непустая, а проработанная и сбалансированная — ни один из художественных приемов, не тянет на себя одеяло. В результате — совершенно гениальное сочетание противоположностей, но достижимое, как мы можем понять благодаря этому фильму. https://www.kinopoisk.ru/user/2058968/comment/1626213/
- Дружба Катка и Скрипки как взаимное проникновение взглядов, как синтез двух, только на первый взгляд разных, миров. Сила, уверенность, мужественность, героизм, справедливость Катка дополняются мечтательностью, бескорыстностью и доверчивостью Скрипки. Мальчик-музыкант Саша встретил того, кто понимал его скрипку-половинку, кто чувствовал музыку и то невыразимое, что в ней есть.
Но дружба не единственная тема, на которую следует обратить внимание при просмотре картины. Как уже было сказано, взгляд задерживается на деталях: на солнечных бликах в луже на свежем асфальте, на сломанном замке футляра для скрипки, на бело-синем галстуке Саши, на красно-розовом яблоке, на зеркалах и отражении неба. Наверно, эпизод с зеркалами, в которые заглядывает Музыкант, спеша к учительнице, ярче всех рисует город, да и саму жизнь, глазами мальчика. Ребенок находит необычное в самом простом: в проезжающих автобусах, рассыпанных яблоках, стаях голубей, и это ощущение усиливается, потому что он смотрит на мир через зеркало, и сложно понять, где реальность, а где те самые фантазии Саши, за которые его упрекают взрослые.
Складывается ощущение, что все в этой картине является зеркальным отражением одно другого. Девушка, работающая на соседнем с Сергеем желтом катке, пытающаяся показать герою свою симпатию к нему, проявляя это грубовато и неумело, так по-взрослому. И девочка в розовом платье, которую встречает Саша, дожидаясь учителя. Выражение их симпатии друг к другу настолько прозрачно и естественно, что заставляет улыбнуться. Взгляды исподлобья, демонстративные жесты с целью привлечь внимание, нарочито подчеркнутое безразличие и, в конце концов, красно-розовое яблоко, оставленное ей вместо тысячи слов. https://www.kinopoisk.ru/user/5844542/comment/2214791/ - Это легкая, воздушная, полная красок и впечатлений история возникновения дружбы между маленьким скрипачом и водителем катка. Умудренный опытом работяга Сергей дает своему юному другу уроки мужества и взрослой жизни, учит его уважать человеческий труд и плоды этого труда. Но и сам при этом начинает понимать красоту и роль искусства. Слова маленького мальчика о том, что искусству необходимо посвящать всю жизнь дают понять Сергею, что мозоли от игры на скрипке стоят не меньше, чем трудовые мозоли на руках рабочего. Но концовка напоминает нам о том, что не все в этом мире происходит как хочется и только мечты дают возможность забыть о грубых травмах действительности. https://www.kinopoisk.ru/user/2472189/comment/2176852/
Сходная проблематика:
- Внимание, черепаха! реж. Ролан Быков, 1969.
- Дорогой Фрэнки (Dear Frankie), реж. Шона Ауэрбак, 2003.
- Звуки музыки (The Sound of Music), реж. Роберт Уайз, 1965.
- Игрушка (Le jouet), реж. Ф.Вебер, 1976.
- Чучело, реж. Ролан Быков, Аркадий Хайт, 1983.