Незнакомка.
В программы курсов по темам «Женщина и насилие» и «Эмиграция-иммиграция»
Незнакомка (La sconosciuta), реж. Джузеппе Торнаторе, 2006.
Когда мечты о счастливой жизни рушатся в результате череды трагических выборов, совпадений, обстоятельств, на что может опереться одинокая запутавшаяся женщина, в чем найти силы и решение? Только ли в мести? И не является ли жажда мести лишь маниакальным симптомом посттравматического расстройства?
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: иммиграция, посттравматическое расстройство, месть
Мотто: Кто покинул родину, обрек себя на скитания.
Круг психологических проблем:
- иммиграция
- одиночество
- травма
- насилие
- изнасилование
- семья
- тайна
- унижение
- месть
- мания
- убийство
- выбор
- садизм
- несчастье
- утрата
- стремление к цели
- рабство
- торговля людьми
- проституция
- самообвинение
- ошибка
- самопознание
- исповедь
- шантаж
- преступление
- дружба
- фрустрация
- любовь
- обман
- подлог
- ложь
- кошмары
- посттравматическое расстройство
- мотивация
Системы отношений:
- хозяин-слуга
- мать-дочь
- прошлое-будущее
Черты характера:
- агрессивность
- вспыльчивость
- покорность
- целеустремленность
- жестокость
- сила духа
Эмоциональная парадигма:
- агрессия
- чувство вины
- страх
- муки совести
- ненависть
- самосожаление
- боль
- страдание
- напряжение
- потерянность
- отчаяние
- раскаяние
Нравственные категории:
- совесть
- ответственность
- справедливость
Символизм, метафоры:
- маска
- Дед Мороз
- Рождество
- клубника
- лестница
- цветы в горшках
- красный цвет
- помойка
- крик чаек
Выразительные средства:
- метафоричность
- музыка
- жанр триллера
- флэшбэки
Дополнительные вопросы:
- «Кто покинул родину, обрек себя на скитания». Какую родину покинула Ирина?
- Месть — это восстановление справедливости или нечто другое?
Цитаты:
- Мне кажется, что я все иду и иду, но никак не могу сдвинуться с места. Я не знаю, где выход, если он вообще есть. Каждый мой шаг – ошибка. Я уже сделала столько ошибок… Жизни не хватит за них расплатиться. Я поверила, что у такой, как я, еще есть будущее, и это моя самая большая ошибка. Только из-за этого я заслуживаю смерти.
- Меня не мучает совесть, только страх. Мне казалось, это я свела счеты с прошлым, но, видимо, это мое прошлое свело счеты со мной.
- Кто покинул родину, обрек себя на скитания.
Отзывы:
- Мне очень понравилось отсутствие однозначной авторской оценки происходящего в полном соответствии с заповедью «не судите да не судимы будете», ибо однозначно положительным образ главной героини не назовешь даже с большой натяжкой. https://www.kinopoisk.ru/user/166255/comment/329692/
- Когда в конце фильма начинались титры я сидела и чувствовала боль. Боль женщины, которая совершила много разных поступков, хороших и совершенно бессердечных, ради желания быть рядом с ребенком. Боль разочарования, что возможно многое в ее жизни было сделано зря. Сожаление за искалеченную пожилую женщину, за смерть матери девочки, за перевернутую с ног на голову жизнь одной семьи. Я уже и не говорю о 12 годах сексуального рабства, насилований и издевательств, вынужденных беременностей и родах, которые пережила героиня. Ко всему прочему, в самом конце в этот коктейль создатели фильма наконец-то добавили капельку положительных эмоций. https://www.kinopoisk.ru/user/786866/comment/648579/
- Фильм доставляющий боль. Сцены, связанные состраданием матери от потери ребенка, продлились они еще хотя бы минуту, вызвали бы у меня, не самого слабого в этом отношении человека бурные рыдания… Счастливый конец здесь формально есть, но можно ли его назвать счастливым после всего увиденного? https://www.kinopoisk.ru/user/733906/comment/631149/
- Этот фильм из разряда тех, что заставляют задуматься, что мир не безопасен, что нужно быть сильным и учиться выживать. Как она учила выживать свою предполагаемую маленькую больную дочь. Да… Вот прелести иммиграции… Где никто не ждет, где можно оказаться на самом дне и нужно бороться за жизнь. Ничего не проходит бесследно, рубцы остаются и на теле, и в душе. Мне вспомнился фильм «Таинственная река», тоже задел тогда за
живое. https://www.kinopoisk.ru/user/164545/comment/585987/ - При просмотре этого фильма я испытала всю гамму оценочных чувств к героине — от презрения и ненависти до всезатопляющей любви и жалости к ней. Наверное, это и есть признак того, что фильм справился со своей задачей. Он заставляет не просто воспринимать зрительно, он вынуждает проживать увиденное сердцем и душой.https://www.kinopoisk.ru/user/1640144/comment/1595328/
- Как всё-таки сложно вернуться из той жизни в эту, новую длятебя действительность, где ты уже не являешься объектом многочисленных унижений, и это особенно тяжело для женщины, слабой и беззащитной, а главное, измученной и уставшей от того унизительного отношения, которое ей пришлось когда-то испытать. Женщины, для которой каждое прикосновение — как пытка, а ночные кошмары как постоянные спутники не дают «освободиться» от прошлого, особенно когда оно [прошлое] снова даёт о себе знать.
Что делать, когда, «куда бы ты не пошёл, каждый шаг — ошибка», но когда нужно действовать, идти вперёд несмотря ни на что, переступая через свои нравственные принципы и моральные качества и всё это только лишь ради того, чтобы достичь поставленной цели.
«Незнакомка» Торнаторре — это картина о женщине, которая несмотря на свою природную слабость смогла решиться на отчаянные меры в попытке изменить свою судьбу. Но оправданы ли будут такие действия, когда тобой движет…любовь. Но какая любовь способна на такое? Быть может, та самая, что ласково зовётся…материнской. https://www.kinopoisk.ru/user/1/comment/1096726/
Сходная проблематика:
- Грязные прелести (Dirty Pretty Things), реж. Стивен Фрирз, 2002.
- Законопослушный гражданин (Law Abiding Citizen), реж. Ф. Гэри Грей, 2009.
- Интердевочка, реж. Петр Тодоровский, 1989.
- Лиля навсегда (Lilja 4-ever), реж. Лукас Мудиссон, 2002.
- Ненависть (La haine), реж. Матьё Кассовиц, 1995.
- Она, реж. Лариса Садилова, 2013.
- Последнее пристанище (Last Resort), реж. Павел Павликовский, 2000.
- Рука, качающая колыбель (The Hand That Rocks the Cradle), реж. Кёртис Хэнсон, 1992.