Максим Малявин. Психиатрическая польза сериалов.
В рубрику Статьи
Да, хочу поговорить именно о пользе. Поскольку о том, что сериалы съедают время зрителя и пополняют кошелёк сценариста, режиссёра и прочих причастных к телевизионной кухне лиц, можно ворчать долго, но безрезультатно: всё равно же народ не бросит их смотреть, и на каждый сериал найдётся собственная целевая аудитория.
А между тем, польза всё же имеется. И не только общесоциальная, как это было с советским сериалом «Семнадцать мгновений весны» — по воспоминаниям некоторых причастных к делу товарищей, в те часы, когда по телевидению показывали очередную серию про Штирлица, в стране даже преступность шла на спад: про Штирлица смотрели все. А если взять более узконаправленный аспект? Скажем, психиатрический?
Да легко. Если говорить об общем действии подавляющего большинства сериалов, вне зависимости от их контента и направленности, то основным и сиюминутным будет действие транквилизирующее. То есть, расслабляющее, снимающее внутреннее напряжение. Человек на те самые двадцать-тридцать-сорок минут просто выпадает из цепи событий, в которых варится ежедневно. Он там, в сюжете, в той обстановке, среди тех героев. Он, хоть и на короткое время, переключился и отвлёкся, проникся не собственными проблемами и переживаниями, а тем, чем живут и дышат персонажи. А переключение — это тот же отдых для нервной системы.
Есть и более длительные эффекты, но для них нужны регулярные, так сказать, процедуры. Хотя о чём это я — как раз регулярностью сериалы и отличаются, скажем спасибо финансовым аппетитам их авторов и исполнителей. И среди зрительской аудитории, помимо возрастных, есть и определённые психопатологические целевые группы, каждой из которых был бы полезен определённый вид сериалов. Чтобы не быть голословной, приведу пару из них в качестве простого примера.
Первый пример — это пациенты с начинающейся, легкой деменцией и преддеменцией. С ними всё понятно с точки зрения симптоматики: снижение интеллекта пока не столь заметно, зато на первый план выступает снижение памяти, прежде всего на текущие события — помните, в последней статье про синдромы с красивыми названиями Максим упоминал про закон Рибо? Так вот, для таких людей оптимально подошли бы сериалы вроде «Богатые тоже плачут». Почему? Всё просто: сериал незамысловат, обстановка яркая, но главное — способ подачи идеи. Для каждой серии берётся одна-единственная мысль или одно-единственное событие — и тщательно муссируется, обсасывается со всех возможных ракурсов. Как раз то, что надо для такого пациента: даже в условиях сниженной способности запоминать он что-то да удержит в памяти. Тренировка, однако, причём мотивированная личным интересом.
Второй пример — это люди сорока-пятидесяти лет. Возможно, чуть постарше. Люди, с точки зрения психиатра здоровые, но нуждающиеся в профилактике мнестических нарушений — то есть, в той же тренировке памяти и внимания, но более масштабной и объёмной. Ведь просто взять и заставить себя эту самую память потренировать какими-то сухими, скучными упражнениями далеко не всякий человек сможет: то лень, то времени нет, то мотивации. Но зато — вуаля — есть сериал, который может заинтересовать. Вот тут-то и пригодятся сериалы вроде «Остаться в живых», «Инспектор Морс» или «Игра престолов». Принцип прост: имеется много персонажей, каждый со своей историей, есть много сюжетных линий, событий, отдельных фактов — и всё надо держать в голове, чтобы не запутаться.
Так что наше телевидение, само о том не подозревая, занимается психиатрической профилактикой — правда, лишь в тех редких случаях, когда продукт находит свою целевую нишу.