КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Ирина Соловьева. Соблазн: два сценария отношений.

Фильм «Соблазн» интересен не только тем, что в нем вместе снялись Антонио Бандерас и Анджелина Джоли, но и психологическим содержанием. Зритель видит, как в одном человеке могут проявляться лучшие и худшие черты в зависимости от того, с кем он имеет дело.

США, Франция, 2001

Режиссер: Майкл Кристофер

В главных ролях: Антонио Бандерас, Анджелина Джоли

ТАКИЕ РАЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Действие фильма начинается на Кубе. Преуспевающий бизнесмен Луис (Антонио Бандерас) хочет жениться на американке: «Здесь люди живут прошлым, а в Америке – будущим». Он переписывается с Джулией (Анджелина Джоли) и приглашает ее к себе, влюбляется и женится.

Поведение Луиса безупречно: красивый, умный, благородный, он окружает жену заботой и любовью. Казалось бы, и она ведет себя, как идеальная супруга, но постепенно проявляется ее вторая натура – жестокая и коварная. В итоге и вовсе выясняется, что настоящая Джулия была убита на корабле и на берег к жениху сошла занявшая ее место Бонни – авантюристка. Бонни убегает, ограбив Луиса, тот начинает искать ее и находит.

Джулия/Бонни разрывается между двумя мужчинами. Луис любит ее и все прощает. Ради нее он готов на все. Но сообщник и любовник по имени Билли не оставляет ее в покое, склоняет к новым преступлениям, а потом и вовсе к убийству Луиса.

Интересно, что Луис называет девушку Джулией, а Билли – прозвищем Бонни. С ними она ведет себя по-разному, кажется, что это и правда две женщины, но на самом деле – одна. И при этом ни одно из этих имен не является настоящим.

Одновременно находясь в любовной связи с обоими, Джулия/Бонни выстраивает с ними совершенно разные отношения. С Луисом это любовь, забота и уважение, с Билли – нездоровые зависимые отношения. В фильме есть две эротические сцены, с каждым из мужчин. И они выстроены контрастно: нежность и страсть в эпизоде с Луисом и садомазохизм в эпизоде с Билли. Каждый из мужчин пробуждает разные стороны Джулии/Бонни.

НА ТЕМНОЙ СТОРОНЕ

ВЫ ЗАМЕЧАЛИ, ЧТО С РАЗНЫМИ ЛЮДЬМИ ВАМ ХОЧЕТСЯ ВЕСТИ СЕБЯ ПО-РАЗНОМУ?

Скорее всего, да, и во многом это зависит от того резонанса, который между вами наступает: какие стороны вашей личности активизируются и реализуются в контакте с партнером.

Возможно, в вашем окружении есть тот, с кем проявляются ваши худшие черты. Например, вы ловите себя на том, что сплетничаете и злословие, становитесь злым, жестоким.

Или начинаете нарушать правила и даже предаете собственную систему ценностей, о чем потом жалеете. Значит, в этом контакте активизируется Тень – все худшее, запретное, подавленное и вытесненное.

Есть люди, которые пробуждают в окружающих все самое худшее. Именно таким «теневым контактом» является для Бонни негодяй Билли. Он ужасно с ней обращается, но ей это нравится. Более того, в отношениях с ним она сама становится лживой и жестокой.

КАКИМ ОБРАЗОМ МОЖНО ПРОБУДИТЬ «ТЕНЕВЫЕ» СТОРОНЫ В ДРУГОМ ЧЕЛОВЕКЕ?

Иногда – своим примером. Именно так приятель-хулиган склоняет к преступлению мальчика из хорошей семьи.

Случается, что, напротив, худшие стороны в окружающих пробуждает тот, у кого собственная Тень подавлена.

Например, есть сценарий Жертвы – виктимного поведения. Жертве еще в детстве запретили проявлять агрессию и защищать себя, в ее «теневой стороне» оказалось много подавленной агрессии. И Жертва бессознательно провоцирует окружающих на то, чтобы они ее обижали. Подавленная агрессия Жертвы вступает в резонанс с окружающими и активизирует их собственную злость.

Бывает и сценарий «Красавицы и Чудовища»: Красавице для контраста нужно рядом Чудовище, чтобы она сама оставалась Красавицей. Люди такого типа не готовы признать в себе никакие теневые чувства: «Я никогда никому не завидую!», «Я со всеми такой добрый!» У них нарциссическое ложное Я, идеализированное представление о себе, которое они пытаются сохранить любой ценой. И тогда им приходится проецировать собственные чувства на окружающих: «Я никогда ни на кого не злюсь, потому что я добрый. Это вокруг все такие злые!»

ЧТО В ПОДОБНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРОИСХОДИТ С ОКРУЖАЮЩИМИ?

Может возникнуть эффект проективной идентификации: на вас сбрасывают проекцию, и вы начинаете вести себя в соответствии с ней. Красавица сбрасывает на окружающих проекцию Чудовища, и кто-то и впрямь начинает ей соответствовать и вести себя, словно Чудовище.

КАК РАСПОЗНАТЬ СЦЕНАРИЙ КРАСАВИЦЫ И ЧУДОВИЩА?

Если кто-то из ваших знакомых играет в игру «мой партнер/друг/родственник плохой, но я с ним общаюсь, потому что я хороший» – это верный признак Красавицы, которой требуется Чудовище.

СБРОСИТЬ МАСКИ

В вашем окружении могут быть и люди другого типа. Они кажутся «хорошими», исключительно позитивными, но это лишь поверхностная маска, в соответствии с которой человек живет.

Их отношения поверхностны, поведение неискренне и определяется правилами, позволяющими сохранять позитивный образ себя. Окружающие в их присутствии перестают быть искренними и начинают выдавать ожидаемую модель поведения, опасаясь оценивания.

И с теми, кто заставляет нас вечно быть в маске, и с теми, кто поддерживает лишь наши худшие качества, трудно оставаться собой и понимать, какие мы на самом деле.

Так и героиня «Соблазна» мечется между двумя мужчинами, теряя себя. Лишь в конце фильма она обретает себя и настоящую любовь: когда Луис доказывает, что любит ее настоящую, а не маску идеальной Джулии. За этими играми он сумел увидеть настоящую женщину, полюбить ее и принять.

Это и есть настоящая любовь, которая строится не на идеализации и игнорировании недостатков, а на принятии партнера таким, какой он есть.

Источник: https://www.psyh.ru/dva-stsenariya-otnoshenij-film-soblazn/
© Наша Психология

Метки: , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *