Ирина Соловьева. Как насилие порождает насилие.
Фильм «Монстр».
Германия, США, 2003
Режиссер: Пэтти Дженкинс
В главных ролях: Шарлиз Терон, Кристина Риччи
Фильм «Монстр» основан на реальных событиях и показывает историю жизни и смерти серийной убийцы. Да-да, это женщина, по имени Эйлин (Ли, как ее называют). Она работала проституткой и однажды начала убивать и грабить своих клиентов.
После многолетнего судебного процесса Ли была казнена, однако вопрос ее вменяемости до сих остается открытым. Создатели фильма попытались показать, что подтолкнуло женщину к серии убийств. Действительно ли она была «монстром» или же стала жертвой обстоятельств?
ЗАЩИЩАЯСЬ ОТ РЕАЛЬНОСТИ
Зритель постепенно узнает историю Ли. С детства она подвергалась сексуальному насилию и жестокому обращению, как в своей семье, так и со стороны посторонних. Дети, ставшие жертвами абьюза (насилия, использования), диссоциируют – теряют контакт с собой, своими чувствами, телом и с реальностью в целом.
С детства Ли любила фантазировать, это было ее защитой от ужасающей реальности. Но постепенно она утратила мечты, надежды и иллюзии.
Это вызвало у нее разочарование и горечь, закономерный гнев. Вначале она направила гнев на себя и думала о суициде, но потом перенаправила гнев вовне, на мир.
ТЕЛО КАК НЕЖИВОЙ ОБЪЕКТ
Жертвы сексуального абьюза нередко не просто перестают чувствовать свое тело, но и начинают относиться к нему пренебрежительно, как к некоему неживому объекту. Ведь именно так к их телу отнесся насильник.
Таким образом, они словно копируют поведение и отношение к ним насильника.
Дети, пострадавшие от сексуального насилия, во взрослости могут повторять этот заложенный сценарий и уже сами ставить себя в ситуации сексуального использования.
Они воспринимают свое тело как некий объект, инструмент достижения целей. Это может подтолкнуть к занятию проституцией, что и произошло с Ли, причем в возрасте 13 лет. Зритель узнает, что уже с этого возраста Ли зарабатывает на жизнь, торгуя своим телом.
ПРОВОКАЦИЯ НАСИЛИЯ
Тело и секс для нее – просто способ заработка, товар, который можно продать или выразить через секс-благодарность, расплатиться. Приятелю, по-человечески к ней отнесшемуся и поделившемуся сэндвичем, она предлагает в благодарность оральный секс.
Используя свое тело как инструмент для зарабатывания денег, Ли ценит его очень низко и берет с клиентов совсем маленькие суммы. При этом ей приходится сталкиваться с грубым обращением и насилием, что повторяет ее детскую историю. Это механизм ретравматизации.
Увы, нередко жертва насилия повторяет этот сценарий, провоцируя новое насилие.
КАК ФОРМИРУЕТСЯ СЦЕНАРИЙ ЖЕРТВЫ
Детское насилие формирует сценарий жертвы. Раз за разом он повторяется… И во многом потому, что жертва не умеет себя правильно защищать. То, как человек себя защищает, тоже формируется в детстве. Это важная часть механизма саморегуляции, заботы о себе.
В детстве есть некий внешний объект, который обязан защищать ребенка: в первую очередь, конечно, это родители. И то, как этот внешний объект его защищает, ребенок впитывает и впоследствии сам защищает себя по такой же схеме.
В случае Ли родитель не просто мало и плохо защищал ребенка: он сам был агрессором. И теперь Ли сама себе худший враг, сама плохо к себе относится и ставит в сложные ситуации.
ТРЕУГОЛЬНИК КАРПМАНА
Стивен Карпман, известный американский психолог, исследуя механизмы человеческих взаимоотношений, предложил модель: так называемый «драматический треугольник Карпмана». Он состоит из ролей Жертвы, Преследователя и Спасателя, они переходят друг в друга.
Так и Эйлин однажды из Жертвы становится Агрессором. Она влюбляется, и у нее появляется мотивация жить. Один из клиентов оказывается извращенцем и, совершив жестокое насилие, планирует убить женщину. Тогда она убивает его.
Эта точка становится переломной: Ли уже не хочет быть Жертвой. Но она защищает себя неправильно.
Один нездоровый сценарий сменяется другим. Теперь она Агрессор и сама совершает насилие над людьми.
ПРЕВРАЩЕНИЕ ЖЕРТВЫ В АГРЕССОРА
Сценарий Агрессора также нездоровый, и в нем нарушен контакт с реальностью. Ли во всех мужчинах видит насильников и убийц, хотя ей попадаются и хорошие люди, которые искренне сочувствуют женщине и просто хотят помочь. С каждым днем Эйлин все больше отходит от контакта с реальностью.
И конечно, не обходится без роли Спасателя. Она влюбляется в юную Шелби и начинает по-матерински заботиться о ней: содержит, покупает одежду и еду, катает на аттракционах.
Спасателем движет механизм гиперкомпенсации. Он инвестирует свою внутреннюю Жертву в другого человека и спасает ее.
Возможно, заботясь о Шелби, Ли пытается компенсировать собственное несчастное детство и отсутствие родительской заботы.
Но сценарий повторяется, и в отношениях с юной подругой Ли снова сталкивается с использованием и предательством.
Беда Эйлин не в том, что она была «монстром», а в том, что из-за жестокого обращения и отсутствия любви в детстве она сама стала к себе относиться как к «монстру». И вести себя как «монстр». Что и привело к трагическим событиям.
НАСИЛИЕ ПОРОЖДАЕТ НАСИЛИЕ
В завершение хочется добавить, что эта статья – не попытка оправдать Эйлин. Убийство остается убийством. Это попытка понять, как насилие порождает насилие и жестокое обращение в детстве формирует трагический сценарий будущей жизни. И конечно, хочется подчеркнуть важность своевременного выявления домашнего насилия и оказания необходимой помощи (медицинской, социальной, психологической).
Фильм тяжелый, но интересный с психологической точки зрения. И конечно, его важным достоинством является актерская игра Шарлиз Терон. Если кто-то видит в ней лишь красотку, фильм «Монстр» развеет предубеждение и убедит в ее актерском таланте.
Источник: https://www.psyh.ru/film-monstr-cmotrim-vmeste-s-psihologom/
© Наша Психология