Ирина Соловьева. 6 опасных последствий символического запрета жить.
Фильм «Игра».
США, 1997
Режиссер: Дэвид Финчер
В главной роли: Майкл Дуглас
Главный герой этого психологического триллера – мужчина в самом расцвете сил, но переживающий экзистенциальный кризис. Николас миллионер, у него есть богатство и слава, «самый большой и дорогой дом» в элитном районе, где после развода он живет один и коротает одинокие вечера у телевизора. Ему даже не хочется праздновать день рождения. Рядом нет близких людей, и жизнь теряет смысл.
Символически это может говорить о том, что человек не рад своему появлению на свет, словно бы не хочет рождаться.
Младший брат делает сюрприз Николасу и приглашает его поучаствовать в загадочной игре с непонятными правилами. Жизнь Николаса превращается в детективную загадку, разгадка которой ждет зрителей только в финале фильма.
БОРЬБА ЭРОСА И ТАНАТОСА
Возможно, ключ к депрессивному состоянию Николаса лежит в детстве: его отец совершил суицид, сбросившись с высоты. Ребенком он бессознательно ищет, с кем идентифицироваться. Чаще всего для идентификации выбирают родителей, как самые близкие и родные фигуры. И потом продолжают им подражать, неосознанно стремясь повторить их путь и судьбу.
Если родитель рано ушел из жизни, существует опасность того, что ребенок бессознательно будет стремиться к тому же.
Психоанализ говорит о том, что в каждом человеке есть и влечение к жизни (Эрос), и влечение к смерти (Танатос). И если родитель преждевременно ушел из жизни, у выросшего ребенка примерно в том же возрасте может активизироваться влечение к смерти. Это проявление бессознательной идентификации с родителем и любви к нему, «неправильно понятой лояльности», как принято это обозначать.
ПРОГРАММА САМОУНИЧТОЖЕНИЯ
Если родитель совершил суицид, этот поступок может запрограммировать потомков на сценарное повторение. Символически он запрещает жить, заставляет идти в сторону смерти. Ведь если предок добровольно отказался от жизни, имеет ли его потомок право жить? Конечно, да. Но для потомка это не всегда очевидно.
Человеку может быть трудно воспринимать себя как индивидуальность, со своей судьбой и личным выбором. Бессознательно он может ощущать себя лишь как часть своей семьи, а то и вовсе как некий «придаток» к отцу или матери.
Запрет жить лишает возможности наслаждаться жизнью. Собственно, это и происходит с Николасам. У него лучшая одежда, он обедает в элитных ресторанах, дом наполнен богатством и комфортом, но радости от этого герой фильма не ощущает.
Человек идет по жизни, словно автомат. Делает что-то по привычке, как принято в обществе, но не потому, что этого хочется.
Символический запрет жить может преобладать над продолжателями рода в семье, где предок трагически погиб, покончил с собой, а также если ребенок был нежеланным, его появлению были не рады.
6 ОПАСНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ СИМВОЛИЧЕСКОГО ЗАПРЕТА ЖИТЬ
К каким негативным последствиям это приводит?
1. Не дает получать удовольствие, радоваться жизни.
2. Не позволяет развиваться и реализовываться.
3. Запрещает быть успешным.
4. Порождает опасный сценарий, ведущий к уходу из жизни: болезни, рисковое поведение, суицидальные намерения.
5. Дает ощущение ненужности в этом мире, неприкаянности, невозможности найти свое место.
6. На эмоциональном уровне порождает постоянную тоску, одиночество.
КАК ИЗМЕНИТЬ НЕГАТИВНЫЙ СЦЕНАРИЙ
Такой человек постоянно ощущает себя лишним на празднике жизни. Каких бы высот ни удалось добиться, он не может этим наслаждаться. Вот почему на пике славы и успеха герой может совершить суицид, казалось бы беспричинный; но причина есть, и кроется она на глубоком бессознательном уровне.
Конечно, такой сценарий очень опасен. Но его можно изменить. Нет, не так, как это показано в фильме – с приключениями и невероятным развитием событий. А благодаря переосмыслению, что возможно при длительной работе с психологом, благодаря духовным практикам и другим техникам. Со столь негативным сценарием справиться сложно. Но радость жизни возможна и достижима.
Источник: https://www.psyh.ru/film-igra-cmotrim-vmeste-s-psihologom/
© Наша Психология