КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Елена Малахова. Сексолог о фильме «Нимфоманка».

«Нимфоманка»

Дания, Германия, Франция, Бельгия, 2013

Режиссер: Ларс фон Триер

В ролях: Шарлотта Генсбур, Стэйси Мартин, Кристиан Слэйтер, Ума Турман

Что делать, если сексуальные пристрастия берут власть над жизнью человека и разрушают ее до основания? Чем опасен сексоголизм и почему эта зависимость не менее серьезна, чем алкоголизм и наркомания? Размышляет психотерапевт-сексолог Елена Малахова на примере эротической драмы Ларса фон Триера «Нимфоманка».

ПРИМАНКИ НИМФОМАНИИ*

«Вам скучно?» – «Нет, я просто подумал, что ваш рассказ может тесно переплетаться с рыбалкой. Например, вот эта приманка на стене. Она называется нимфой. Это хорошо вяжется с вашей историей о нимфомании. Нимфа – это ранняя стадия жизни насекомого».

Режиссер с невероятной точностью передал сексуальную зависимость – ее начало, основные этапы развития и исход. Мы видим, как болезнь влияет на главную героиню, овладевает ее мыслями, поведением и в конечном итоге изменяет ее окончательно. Складывается впечатление, что Ларс фон Триер привлекал к работе экспертов в вопросах сексуального здоровья человека.

Картина изобилует сценами натурализма и деструктивной активностью сексуального характера. Некоторые моменты смотреть неподготовленному зрителю тяжело. Но эти сцены наглядно демонстрируют прогрессирование сексуальной зависимости, влияния болезни на поведение человека. Как результат – пренебрежение всеми социальными и моральными нормами.

* Нимфомания – чрезмерное половое влечение у женщин; вид гиперсексуальности. Характерна постоянная сексуальная неудовлетворенность и эротическое фантазирование, непрекращающиеся поиски новых партнеров и, вследствие расторможения сексуального поведения, случайные половые связи.

Уже с раннего возраста у героини обнаруживаются предпосылки к ускоренному психосексуальному развитию и формированию зависимости. Ранняя доподростковая мастурбация – Джо называет ее «игрой в лягушку», таким образом впервые фиксирует сладострастные ощущения в области половых органов, не понимая при этом их сути. Дети ко всем своим манипуляциям с телом относятся как к игре. Они могут без чувства стыда реализовывать это перед взрослыми, считая, что это вполне естественно. Если не обращать внимания и уж точно не бить по рукам, а пытаться отвлечь, переключить внимание, то такой интерес может пройти сам собой. Но у главной героини он закрепился.

ДЕВСТВЕННОСТЬ – МНИМАЯ ПРЕГРАДА

«На уроках физкультуры я залезала на канат и висела так часами, с канатом между ног. Мы называли это ощущением. Я очень хорошо запомнила это слово – ощущение».

В младшем школьном возрасте героиня находит новый способ мастурбации – залезать на канат и висеть на нем. Так Джо еще больше закрепляет свою зависимость от сладострастных ощущений. О вреде каната знают все врачи-сексологи. Это одна из патологических форм мастурбации, со скрещенными ногами. Такой тип мастурбации мешает женщине в зрелом возрасте достигать оргазма при вагинальном половом акте. Устоявшийся «старый» сексуальный стереотип конкурирует с новым.

«Мою маму звали Катерина. Мой отец звал ее Ка. Думаю, она была из тех, кого называют черствой стервой. Она всегда поворачивалась спиной, когда раскладывала пасьянсы. Я ненавидела пасьянсы».

Что мы знаем о родителях героини? Отец – врач, очень добрый человек, он любит Джо и ласков с ней. Отец – важная, значимая фигура в жизни девочки, она очень привязана к нему. Мать – эмоционально холодная женщина. У супругов нет взаимопонимания. В отношениях дочери и матери его тоже нет. Как одна из гипотез формирования зависимости – во всех своих отношениях с мужчинами она ищет ту любовь и ласку, которую некогда давал ей отец.

Ларс фон Триер очень подробно показывает нам все этапы взросления главной героини. Ей 15, и она уже тяготится своей девственностью. Чтобы избавить себя от этого, по ее мнению, недостатка, она проявляет инициативу и обращается к малознакомому парню. Обстоятельства и ощущения первого раза не производят на Джо впечатления. Но достигнуто главное. И теперь ей уже ничто больше не мешает получать удовольствие от секса.

ТЯГА К РИСКУ И АВАНТЮРАМ

Со временем зависимость прогрессирует, Джо становится все сложнее сосредотачиваться на чем-то, кроме секса. За неуспеваемость ее отчисляют из медицинского университета. Она устраивается секретарем в контору, где работает Джером, парень, который лишил ее девственности. Через некоторое время она влюбляется, выходит за него замуж, появляется сын. Это в целом благоприятный период жизни Джо, тем не менее она отмечает, что в этот период у нее пропал оргазм. Героиня очень переживает из-за этого.

«Что случилось?» – «Я ничего не чувствую».

Джером не в силах насытить бесконечную сексуальную жажду своей жены и решается на отчаянный шаг – разрешает ей секс на стороне. Характерный симптом нимфомании – женщина не получает удовольствия от секса и хочет его все больше. Мы четко видим это в картине. Не получая удовольствия от традиционного полового акта, Джо начинает исследовать свою сексуальность и использовать практики БДСМ. Но и это не приводит к долгожданному сексуальному насыщению. Болезнь прогрессирует и разрушает семью Джо – муж уходит от нее и забирает ребенка.

На данном этапе Джо можно было помочь. К сожалению, у героев нет понимания того, что сексуальные аппетиты Джо – результат ее болезни. Если бы лечение было начато вовремя, семью можно было бы сохранить и предотвратить многие неприятные события в жизни Джо.

Вскоре о поведении главной героини фильма узнают окружающие, и начальница ставит ее перед выбором: «Ты лечишься или будешь уволена». В начале Джо исправно посещает собрания анонимных сексоголиков и выполняет правила группы. Ей даже удается преодолеть себя и исключить секс на три месяца из своей жизни. Но потом происходит психологическое сопротивление и обесценивание всей терапии.

Вынужденная уволиться с работы, она неожиданно находит занятие себе по душе, где она может всласть реализовать свои деструктивные сексуальные потребности. У зависимых людей сильна тяга к риску и авантюрам. Работа коллектором становится отдушиной для Джо и позволяет адаптироваться к реальности.

Зависимость от секса проходит те же стадии развития, что и наркомания. Где кайф сменяется ломкой, растет толерантность, а на последней стадии течения болезни речь идет уже не об удовольствии, а лишь об избавлении от страданий.

Круг замыкается, когда у Пэм завязываются романтические отношения с Джеромом. Эта ситуация становится переломным моментом для главной героини. Она достигает дна. У нее теперь два пути – умереть или оттолкнуться от дна. Наконец-то, после стольких трагических событий и ударов судьбы, она понимает необходимость в лечении. Но, возможно, уже слишком поздно…

СКАЗАТЬ «НЕТ» СЕКСОГОЛИЗМУ

Режиссер нарисовал очень мрачную картину болезни, когда похоть берет верх над рассудком. Развязка трагична. По-другому и не может быть у фон Триера. А как же в реальности следовало бы решать проблему нимфомании?

Существуют разные причины возникновения зависимости от секса. В картине мы видим это как следствие расстройства личности. Главной потребностью Джо, реализуемой через секс, является желание заполнить пустоту в душе. О чем она неоднократно и говорит. Такая своеобразная адаптация к реальности.

«Сексуальность – это могучая сила, движущая человечеством. Быть рожденным с сексуальными девиациями может быть мучительной агонией. Я видела мужчину, который нес тот же крест, что и я, – одиночество».

В фильме ситуация доведена до абсурда. Там, где медикаментозное лечение и психотерапия существенно облегчили бы жизнь девушки и снизили бы такое повышенное сексуальное влечение, режиссер выбирает крайние меры и показывает, что бывает в случае отсутствия своевременного лечения.

Современная сексология использует для лечения нимфомании ряд методов. Это и снижение либидо с помощью препаратов, что вполне оправданно, так как сексуальный импульс болезни – некая сверхценная идея, сложно поддающаяся вербальной коррекции. Также используется индивидуальная и групповая психотерапия. В России существует анонимное общество сексоголиков, устроенное по типу программы «12 шагов» для лечения наркоманов и алкоголиков.

В фильме куратор группы говорит о малом проценте выздоровевших. Я же настроена более оптимистично и считаю, что многое зависит от самого пациента. От его воли и активного участия.

Простых рекомендаций в случае зависимости нет. Это целый комплекс лечебных мер, последовательно выводящих человека из сексуального опьянения в трезвость. Таким людям пожизненно необходима поддержка группы и психотерапевтическое сопровождение. Сексуальная зависимость лечится на любой стадии. Отличаются лишь сроки лечения и методы.

Даже в запущенном случае, показанном в фильме, возможно скорректировать и существенно облегчить состояние человека.

Источник: https://www.psyh.ru/proekt-seks-v-kino-seksolog-o-filme-nimfomanka/
© Наша Психология

Метки: , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *