Александр Павлов. Теория хоррора.
Философ Александр Павлов о разнообразии жанра «хоррор», фрейдо-марксистском подходе и символизме хоррор-фильмов.
Обычно, когда говорят о кинематографе, употребляют несколько терминов — в частности, это хоррор и ужасы. Раньше мы знали его как ужасы, на протяжении 90-х и нулевых, потом он стал более известен как хоррор, чтобы вместить в себя все элементы жанра или, если угодно, субжанра. Сразу оговоримся, что хоррор может быть в комиксах, литературе, вообще растворен в массовой культуре, но мы будем говорить о кинематографе. Проблема в том, что хоррор может быть жанром, а может быть не жанром, тем более если говорить о кино, то часто фильмы, которые считаются артхаусными или тяжелыми для восприятия, сняты с элементами хоррора. И хоррор могут показывать на фестивалях для высоколобых интеллектуалов, что фактически упраздняет хоррор, каким мы его знали на протяжении нескольких десятилетий.
Важно сказать, что это один из тех жанров, который пользуется особым спросом у киноведов и исследователей. Больше всего академики любят изучать хоррор; если они занимаются кино, то мало изучают, например, комедию. Думаю, что хоррор может тягаться по популярности в среде академиков с порнографией. То есть порнографию и хоррор люди любят изучать, в отличие от других жанров. Какие же есть на эту тему тексты, как его изучают? Один из авторов, наиболее известный и наиболее популярный, — американский критик Робин Вуд, который сначала написал книгу про Хичкока, а потом стал изучать голливудское кино и, в частности, хоррор. Он попытался анализировать фильмы хоррора с точки зрения фрейдо-марксизма и прежде всего через интерпретацию фрейдизма Гербертом Маркузе. Он считает, что хоррор символизирует собой фигуру, которая была вытеснена из общества, но не просто вытеснена, а вытеснена сексуально. Это, в общем, различные виды сексуальности. И появление тех или иных персонажей в фильме ужасов говорит о том, что общество их боится. Например, Франкенштейн — символ пролетариата. Так или иначе, каждая из фигур — это отражение, символ некой иной сексуальности, которая вытесняется нормальным сознанием.
Хоррор можно исследовать с точки зрения жанрового разнообразия, можно исследовать теорию монстра, с точки зрения социологии или истории. Например, что тот или иной фильм доносит до нас, что он объясняет нам на символическом уровне о социальном, какова его идеология. В последнее же время исследование хоррора — это связано и вообще с модой в Cinema Studies — связано с новым экстремальным кино. Вообще тема хоррора чрезвычайно важна, большая и нуждается в более детальном анализе.