Irina Mlodik. Рассказ служанки.
Я не могу даже думать про Беслан, у меня не вмещается. Столько лет прошло, я даже думать не могу. Надо ещё подготовиться к тому, чтобы смотреть Дудя. Поэтому поговорю с вами немного с другого ракурса.
Одно из сильных впечатлений лета- сериал «Рассказ служанки». Прочитанный несколько лет назад одноименный роман Маргарет Этвуд вызывал такую оторопь, что смотреть сериал я не спешила, да и не стала бы, начала смотреть почти случайно. Сериал привел меня в шок блестящим исполнением, завораживающими картинами, актерской игрой и жутковатой параллельностью происходящего.
У нас в 2019 году было странное лето: холод, Москва ходила на митинги, боролась не столько с нечестными выборами, сколько за право быть людьми, имеющими голос, который нельзя игнорировать или заткнуть.
В сериале дело происходит на севере США в условном будущем, где ради восстановления рождаемости на территории Америки создаётся тираническое государство, основнное на самых благочестивых помыслах: восстановление рождаемости, освобождение женщин от всех «мужских» обязанностей: от чтения книг, работы, образования. Только рождение детей и уход за мужчинами. Только высокие цели и духовные ценности.
«Служанок»лишают личных имён, они не имеют права говорить, если их не спрашивают, их дело — только отдаваться «командирам», для того чтобы потом родить им и их женам детей. Протесты жёстко караются: виселица, колонии, отрезание конечностей.
В таком окружении выбор один: умереть. Либо умереть как личность, подчинившись, либо физически, потому что будешь истреблен за непокорность. Страхом пронизана каждая секунда такой жизни. Боятся все: даже тот, кто все это придумал и создал, потому что подполье не дремлет. Спрессованная ярость делает человека бесстрашным.
Любая идея правящего большинства, в отрыве от гуманных ценностей, упрощающая человеческую природу и мироздания, отрезающая «плохое», борящаяся с «греховным», возвышающая святость, обещающая благость ценой лишения свободы и прав, становится садистической, калечащей, жуткой в уродстве своего воплощения.
Как страшно осознавать, что незаметно или внезапно мы можем лишиться наших прав, свободы и возможности распоряжаться тем, что принадлежит только нам: тела, достоинства, детей, жизни.
Всегда была уверена в том, что насилие не может быть терапевтичным и лечащим, приносящим благо. Нельзя построить гармоничную и стабильную систему — хоть семью, хоть государство на основе унижения достоинства. Рано или поздно система распадётся или пожнет революцию.
P.S. свои традиционные «психологические пять копеек» — я никогда не соглашусь с теми, кто считает, что нормально или полезно бить и унижать жен, мужей, детей, сотрудников и даже тех, кто нарушил закон. С униженным ничего не построить, только разрушить. Униженный всегда отомстит.