Angry Birds в кино. Влияние травматического опыта.
Предлагаю немного отвлечься от всеобщей карантинной паники и поисследовать тему незавершенных гештальтов , влияния травматического опыта на жизнь человека на примере птички Реда из мультфильма Энгри Бердс.
Ред будучи маленьким остался один и был отвергаемым в обществе его сверстников. Этот травматический опыт, который не был прожит и переварен из-за незрелости личности в тот момент, закрепился у него как стойкий жизненный сценарий. И теперь он не просто травмируется об отвержение, он наоборот подсознательно всячески обыгрывает этот незавершенный незакрытый гештальт. Он всем своим поведением воспроизводит этот опыт, заставляя птиц отворачиваться от него.
На этом примере ярко видно как Ред организует свое пространство отношений. Он жаждет быть в коллективе, быть частью группы, но когда получает такую возможность – отвергает ее. Похоже, что он выбирает именно те коллективы и отношения, которые ему недоступны, но там, где может удовлетворить эту потребность – обесценивает отношения.
Но тут происходит разрыв шаблона, когда он становиться частью группы и спасителем, героем, которым все восхищаются. Его невротическая потребность во всеобщей любви, которая должна закрыть травму, волшебным образом удовлетворилась. Его фантазия по завершению гештальта осуществилась. От всеобщей ненависти к всеобщей любви. Но поскольку травма не была закрыта и прожита, а лишь подкрепилась невротическим удовлетворением этой потребности, он попадает снова в те же сети. Мы видим как актуализируется травматический опыт, когда нужно вернуться к прежней негеройской жизни, когда он рискует потерять всеобщую любовь. Получается так, что он не только не закрыл травму, но и основательно подсел на всеобщую любовь как на наркотик, который заставлял забыть о былых страхах.
И здесь интересно понаблюдать, как избирательно восприятие личности, когда у нее актуализировался прошлый незакрытый травматический опыт. Он выбирает из окружающей действительности именно то, что может напомнить о травме, о былых переживаниях, и наделяет это особым смыслом. Когда Рэд видит как его напарники придумали хитрый план по внедрению на вражескую базу, он считывает это именно как предательство, как то, что он становится ненужным и отвергнутым, что снова ведет его в одиночество. Эта же ситуация, которая для другого была бы обычной, ничем не примечательной, для него оказывается катастрофой. В этот момент он попадает в свое переживание, нерациональное и непрожитое, он выхватывает из окружающей реальности травмирующие события и наделяет их особым преувеличенным смыслом.
Показательно так же, как Рэд отказывается от всеобщей любви, отпускает эту невротическую потребность и в итоге все же ее получает. Это так же показательный психологический феномен, когда мы чего-то сильно требуем от других, мы так продавливаем и напираем, что зачастую сталкиваемся с отторжением и непринятием. Но когда этот наш нажим и внутреннее напряжение спадает – эта раннее запрашиваемая поддержка начинает приходить легко и без усилий. Как говорится: Все сбудется стоит только расхотеть J.
Отлично, что для Рэда все в итоге закончилось хорошо и он смог не только проработать свою травму, но и подпустить к себе близко другого человека. Ээээ, другую птицу:)