КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Приключение.

Приключение (L’avventura), реж. Микеланджело Антониони, 1960.

Приключение – это не цепь захватывающих событий, а события и чувства, вырывающие тебя из повседневной рутины. Приключение часто не снаружи, а внутри тебя.

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: мужчина-женщина, экзистенциальный кризис

Мотто: Я хочу, чтобы в голове было ясно.

Круг психологических проблем:

  • отношения
  • одиночество
  • несчастье
  • экзистенциальный кризис
  • чувства
  • любовный треугольник
  • измена
  • нарциссизм
  • манипулирование
  • агрессия
  • похоть
  • самопознание
  • неприкаянность

Системы отношений:

  • отец-дочь
  • мужчина-женщина

Черты характера:

  • эгоистичность

Эмоциональная парадигма:

  • скука
  • возмущение
  • тревога
  • отчаяние
  • угрызения совести
  • страсть
  • разочарование
  • влюбленность

Нравственные категории:

  • предательство

Символизм, метафоры:

  • остров
  • море
  • торнадо
  • пустой город

Выразительные средства:

Дополнительные вопросы:

  • Почему ни у кого из героев нет детей? О чем это говорит?

Цитаты:

  • Острова… Что в них хорошего? Со всех сторон окружены водой. Какая тоска.
  • Да, мне очень плохо. При мысли о том, что я могу тебя потерять, мне хочется умереть. Но в то же время я тебя не чувствую.
  • Если человек читает библию, то он не может совершить безрассудный поступок.
  • Я хотела, чтоб в голове было ясно, я бы хотела иметь ясные мысли обо всём!
  • Я никогда не встречал такую женщину, как ты, которая настолько хочет во всём разобраться!
  • Хорошо, что абсурдно, это значит, иначе мы поступить не можем.

Отзывы:

  • Отчётный опус Антониони делит историю кино на два более-менее равных промежутка. В некотором смысле это главная и самая революционная картина всех времён и народов (а вы, конечно, думали, «Броненосец «Потёмкин»?!). Именно после «Приключения» кино становится другим, современным. http://www.chaskor.ru/article/priklyuchenie_antonioni_1960_21292
  • Пороки и добродетели европейского капиталистического общества, без критики которых не обходится почти ни одна лента Антониони, демонстрируются здесь с чувством меры, всё это – не более чем символика на фоне основополагающих форм бытия – времени и пространства, которые именно в творчестве Антониони фактически обрели свою подлинную сущность. В данном случае они прямо противопоставляются друг другу. Ускользающее от людей Время всегда обманчиво, можно ощутить лишь его движение, тогда как Пространство чувствуется постоянно. И герои Сандро и Клаудии, сами того не осознавая, попадают под власть первого, непростительно быстро забывая о том, что испытывали после исчезновения Анны и во время поисков на острове. Начинается «исчезновение исчезновения». То, что раньше казалось им самым важным, вскоре становится второстепенным. Во второй части фильма отчётливо показано, что главные герои способны осознавать своё положение. Первоначальная эйфория от мнимого счастья обретённой близости сменяется чем-то вроде внутреннего страха, и здесь к делу подключается его величество Пространство, на фоне которого герои фильма попросту теряются во всех отношениях. Преследуемые чьим-то невидимым взглядом, возможно, самой Анны, они мечутся в поисках чего-то, застывают в нерешительных раздумьях, нередко поворачиваются к зрителям спиной, избегая прямого взгляда камеры, как бы подчёркивая своё ничтожное, беспомощное положение. В большей степени это относится к Сандро и Клаудии, но касается практически каждого персонажа картины. Совершенно банальные, на первый взгляд, темы обретают значение непостижимой философии человеческого бытия. https://www.kinopoisk.ru/user/1616539/comment/2017640/
  • Антониони рисует голод страсти как оскудение любви. Поедание любви страстью. Он показывает, что счастье, черпаемое в страсти, вне морали (героиня Витти просто сияет счастьем в объятьях Сандро… или все же сладострастьем?). Вне морали – это за гранью добра и зла, на территории, где все, что мы мнили о себе и мире, сворачивается, схлопывается, теряя привычные очертания. Где только Я и ОН. Адам и Ева до/без рая, до/без Бога, до/без Змея, до/без зло-доброго яблока. Ни опор, ни границ, ни раскаяния, ни предательства, ни стыда, ни расчета, ни доводов против и за… https://www.kinopoisk.ru/user/2534499/comment/1817210/
  • Давящие скука и пустота. Вот слова, которые напрашиваются уже во время просмотра первой части выдающейся трилогии итальянского ‘певца некоммуникабельности’. Разумеется, речь идет не о достоинствах фильма, но о его центральных персонажах, жизнь которых, невзирая на их, безусловно, высокий социальный статус и финансовое благосостояние, едва ли можно назвать счастливой в полном смысле этого слова. Напротив, события фильма убеждают зрителя в обратном: герои Антониони глубоко несчастны в своем экзистенциальном одиночестве. Они разговаривают, но словно не слышат друг друга; любят или пытаются любить, но их чувства скорее напоминают ни к чему не обязывающее увлечение, нежели подлинно глубокое переживание, и даже любовные объятия и ласки со стороны не всегда кажутся нам вполне искренними.
    Будучи в духовном и эмоциональном вакууме, персонажи создают лишь видимость полноценной, наполненной событиями жизни, восполняя недостаток душевного тепла и уюта случайными происшествиями, подчас ими же и выдуманными — как в той истории с акулой, которая на поверку оказалась плодом воображения одной из женщин. Или, как дети, забавляясь находкой античной амфоры и звоном колоколов. И даже то самое приключение, о котором пойдет речь, оказывается не способным вывести героев из крутого экзистенциального пике. https://www.kinopoisk.ru/user/6331301/comment/2398093/

Сходная проблематика:

Психологическая методика:

 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *