КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Нелюбовь.

Токсичная семья, или Нелюбовь. Взгляд изнутри.

Нелюбовь, реж. Андрей Звягинцев, 2017.

Сиротство при живых родителях, мало того, в обеспеченной семье. Полное равнодушие. Нелюбовь. Невольно задумаешься о том, что лучше и не рождаться.

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: семья, человек-человек, социальная драма, экзистенциальный кризис, субпассионарии

Мотто: В нелюбви не живут.

Круг психологических проблем:

  • семья
  • холодная мать
  • фрустрация
  • неуважение
  • брошенность
  • сиротство
  • дети
  • отношения
  • одиночество
  • скандал
  • развод
  • обвинения
  • самообман
  • иллюзии
  • счастье
  • управление
  • любовь
  • самопознание
  • социальная драма
  • депрессия
  • стол переговоров
  • забота
  • неприкаянность

Системы отношений:

  • дети-родители
  • муж-жена
  • уважение-неуважение
  • человек-человек

Черты характера:

  • эгоизм
  • грубость
  • равнодушие
  • жестокость
  • лицемерие

Эмоциональная парадигма:

  • грусть
  • горе
  • злость
  • безысходность
  • отчаяние
  • переживание
  • недовольство
  • ненависть
  • разочарование
  • скука

Нравственные категории:

  • уважение
  • ложь

Символизм, метафоры:

  • река
  • корни деревьев
  • гаджеты
  • скрюченные деревья
  • полосатая лента
  • телевизор

Выразительные средства:

  • закадровый текст
  • метафоричность
  • музыка

Дополнительные вопросы:

  • Какое лекарство от нелюбви предложили бы вы?

Цитаты:

  • У нас с тобой все по-другому… Мне ни с кем так хорошо не было.
  • Как хочется быть счастливой.
  • Как так вышло, что ты мне пел про любовь и счастье, а на деле вышли боль и разочарование?

Отзывы:

  • Автор гениального «Возвращения» снова затрагивает вечную тему семьи, но заодно и продолжает двигаться в заданном «Еленой» и «Левиафаном» направлении, рассказывая не просто мучительную историю заката отношений между мужчиной и женщиной, Звягинцев рисует бесчеловечный портрет эмоционально, этически и физически опустошённой страны. Самый мастеровитый и искусный режиссёр России, обладающий характерным видением и особым художественным вкусом, в очередной раз демонстрирует свой отличительный дар создавать превосходно откалиброванный и наполненный драмой микрокосм, в миниатюре освещающий укоренившиеся до оснований патологии российского общества. Однако в отличие от антикоррупционного, политико-ориентированного и масштабного «Левиафана», «Нелюбовь» принимает характер чуть ли не интимный и делает акценты на кризисе эмпатии.
    Тем не менее, как и предыдущая работа Звягинцева, его новая лента кладёт в основу историю разрушенных отношений и возводит её в притчу о множестве разных вещей: потеря связи между людьми в век высоких технологий, связывающих весь мир; неспособность органов правопорядка и социальных служб обеспечить базовую защиту самых уязвимых граждан, перекидывая ответственность на волонтёров. А также кино исследует одну из самых фундаментальных проблем института семьи – то, как жестокое обращение и боль переходит из поколения в поколение.
  • Автор гениального «Возвращения» снова затрагивает вечную тему семьи, но заодно и продолжает двигаться в заданном «Еленой» и «Левиафаном» направлении, рассказывая не просто мучительную историю заката отношений между мужчиной и женщиной, Звягинцев рисует бесчеловечный портрет эмоционально, этически и физически опустошённой страны. Самый мастеровитый и искусный режиссёр России, обладающий характерным видением и особым художественным вкусом, в очередной раз демонстрирует свой отличительный дар создавать превосходно откалиброванный и наполненный драмой микрокосм, в миниатюре освещающий укоренившиеся до оснований патологии российского общества. Однако в отличие от антикоррупционного, политико-ориентированного и масштабного «Левиафана», «Нелюбовь» принимает характер чуть ли не интимный и делает акценты на кризисе эмпатии.
    Тем не менее, как и предыдущая работа Звягинцева, его новая лента кладёт в основу историю разрушенных отношений и возводит её в притчу о множестве разных вещей: потеря связи между людьми в век высоких технологий, связывающих весь мир; неспособность органов правопорядка и социальных служб обеспечить базовую защиту самых уязвимых граждан, перекидывая ответственность на волонтёров. А также кино исследует одну из самых фундаментальных проблем института семьи – то, как жестокое обращение и боль переходит из поколения в поколение.

·        Автор ге­ни­аль­но­го «Воз­вра­ще­ния» снова за­тра­ги­ва­ет веч­ную тему семьи, но за­од­но и про­дол­жа­ет дви­гать­ся в за­дан­ном «Еле­ной» и «Ле­ви­а­фа­ном» на­прав­ле­нии, рас­ска­зы­вая не про­сто му­чи­тель­ную ис­то­рию за­ка­та от­но­ше­ний между муж­чи­ной и жен­щи­ной, Звя­гин­цев ри­су­ет бес­че­ло­веч­ный порт­рет эмо­ци­о­наль­но, эти­че­ски и фи­зи­че­ски опу­сто­шён­ной стра­ны. Самый ма­сте­ро­ви­тый и ис­кус­ный ре­жис­сёр Рос­сии, об­ла­да­ю­щий ха­рак­тер­ным ви­де­ни­ем и осо­бым ху­до­же­ствен­ным вку­сом, в оче­ред­ной раз де­мон­стри­ру­ет свой от­ли­чи­тель­ный дар со­зда­вать пре­вос­ход­но от­ка­либ­ро­ван­ный и на­пол­нен­ный дра­мой мик­ро­косм, в ми­ни­а­тю­ре осве­ща­ю­щий уко­ре­нив­ши­е­ся до ос­но­ва­ний па­то­ло­гии рос­сий­ско­го об­ще­ства. Од­на­ко в от­ли­чие от ан­ти­кор­руп­ци­он­но­го, по­ли­ти­ко-ори­ен­ти­ро­ван­но­го и мас­штаб­но­го «Ле­ви­а­фа­на», «Нелю­бовь» при­ни­ма­ет ха­рак­тер чуть ли не ин­тим­ный и де­ла­ет ак­цен­ты на кри­зи­се эм­па­тии.Тем не менее, как и преды­ду­щая ра­бо­та Звя­гин­це­ва, его новая лента кла­дёт в ос­но­ву ис­то­рию раз­ру­шен­ных от­но­ше­ний и воз­во­дит её в прит­чу о мно­же­стве раз­ных вещей: по­те­ря связи между лю­дь­ми в век вы­со­ких тех­но­ло­гий, свя­зы­ва­ю­щих весь мир; неспо­соб­ность ор­га­нов пра­во­по­ряд­ка и со­ци­аль­ных служб обес­пе­чить ба­зо­вую за­щи­ту самых уяз­ви­мых граж­дан, пе­ре­ки­ды­вая от­вет­ствен­ность на во­лон­тё­ров. А также кино ис­сле­ду­ет одну из самых фун­да­мен­таль­ных про­блем ин­сти­ту­та семьи – то, как же­сто­кое об­ра­ще­ние и боль пе­ре­хо­дит из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние. http://www.newlookmedia.ru/?p=53393

  • Люди исправно поминают Бога:«Приперлась среди ночи с оценщицей! А я Богу все завещаю!» Не вылезают из соцсетей. Вполуха слушают, как радио бубнит про апокалипсис завтра («конец света ожидается сразу после Дня чекиста»), а телевизионные «Вести недели» — про Луганск и Донецк. Занимаются любовью (эротические сцены сняты безупречно — впрочем, как все остальные). Говорят о любви и охотно пьют за нее. Вот только не любят, потому что не умеют. Не умеет никто, даже волонтеры-поисковики, которые готовы помочь, но не полюбить — слишком хорошо узнали людей. Любовь в картине хирургически вырезана, будто красный цвет из палитры или стерео из музыки, и эффект усиливается с каждой сценой. Словно гуляешь по улице, а точечный апокалипсис, как и обещали анонсы, уже наступил. Вроде всё как всегда, но нет птиц. Или, возвращаясь к сюжету, нет детей. https://www.vashdosug.ru/cinema/movie/2440396/tab-reviews/review2440710/
  • Если кому-то сложно ассоциировать себя с этими героями, могу за них только порадоваться. Но безмолвный папа, существующий в вакууме своего сиротства, размножающийся и перетекающий из одного брака в другой без чувства и смысла, не просыпаясь ото сна, — он выдумка? Или мама, травмированная своей мамой, попрекающая сыном ненавистному мужу, а потом заламывающая руки, что никогда бы его не отдала, — она редкое экзотическое чудовище? Нет. И Звягинцев дает все зацепки, чтобы пытаться понять этих людей, а не только осуждать. А это и есть авторское сочувствие. http://seance.ru/blog/nelyubov-2nd-review/
  • А поскольку времена сейчас непростые, то и рассказывает Звягинцев в своей «Нелюбви» о грустном, о трагедии людей с не сложившейся жизнью, о людях, не умеющих любить и не способных быть счастливыми, о тех, кто не только сам живет во мраке, но и тянет в тот же мрак окружающих. Как ни пафосно это звучит, режиссер ставит нелицеприятный диагноз современному россиянину, утратившему веру, надежду и любовь, обменявшему светлые и теплые чувства на суррогаты, притворство и внешнюю респектабельность. https://www.film.ru/articles/konec-sveta
  • «Нелюбовь» предельно, по-достоевски, откровенна. Этот эффект усиливается блестящей актерской игрой (особенно порадовала Марьяна Спивак, исполнившая роль Жени ). Мир Алексея и Жени предельно однороден – он состоит из тяжелой, засасывающей пустоты, а она и есть нелюбовь.  Причем оба они все понимают – и про то, что они прожжённые циники и эгоисты, и про нелюбовь, и про неспособность испытывать любовь. Это не про то, что любовь прошла, это про то, что  у них ее не было и не могло быть. Сына они не любят,  и не полюбят; ничего не меняется, даже когда  они сталкиваются с опасностью его навсегда потерять  — потому что если ты не любишь своего родственника при жизни, то и горькие слезы на похоронах будут фейком, просто еще одним естественным рефлексом животного, испытывающего стресс – как слезы Жени при виде обезображенного трупа ребенка, который мог оказаться ее сыном.

Нелюбовь – это не только про тотальное отчуждение, это еще и про лицемерие, которого, если задуматься, так много в нашей жизни. В частности,  российской жизни. Вот, например, когда мать, узнавшая то, что ее сын гей, насильно женит его, светится от счастья на его свадьбе, произносит там льстивые тосты, в которых рассказывает, как она гордится сыном и безумно его любит, смачно целует сынулю в щечку, а потом, отведя чуть в сторону, злобно шепчет ему, чтобы он сделал лицо попроще, а то на дай бог люди заподозрят неладное, и вот наказанье-то божие, сын-пидарас – это как, любовь? В нормах российского общества, такого духовного, православного и всего сплошь в скрепах, да, это любовь.  Она же ему лучше делает. А мне кажется,  нелюбовь. https://snob.ru/profile/30995/blog/125337

  • Показанная в фильме драма обескровленных человеческих отношений вызвана общим климатом современной российской жизни, с непроходящей зимой, непреходящим ожесточением и разлитой в воздухе агрессией. И тут становится важен не только обсценный лексикон героев, стрелами ненависти пронзающий самых близких людей, но и как будто бы бесстрастный тон радиокомментариев, и якобы объективный характер телерепортажей из Донбасса (Дмитрий Киселев, икона патриотической пропаганды). Это еще и фильм о лицемерии обуявшей бездуховное общество религиозности, которая не смягчает нравы и не лечит раны. https://www.kommersant.ru/doc/3313154
  • Звягинцев анонсировал «Нелюбовь» как ремейк бергмановских «Сцен супружеской жизни». Камерностью, почти театральной драматургией фильмы, действительно, схожи. Но ближе лента оказалась к другим «Сценам» — Бальзаковским. Провинциальной, политической, парижской, деревенской, но главное – частной жизни. Начиная с Бальзака, весь девятнадцатый век литература — французская, в первую очередь, но не только — ловила за хвост «современного человека». Пыталась понять, чем обыватель1821 года отличается от своего собрата десятилетней давности. Кино ставило перед собой такие задачи редко — уж слишком мудрено для визуальных аттракционов. Чем-то подобным занимались итальянцы после войны — Росселини, ранний Висконти. В лучшие годы ответ на вопрос о человеке нашего времени (никак не герое) разыскивали американские авторы, в первую очередь, ранний же Скорсезе, времен «Таксиста». У нас это умел делать, как никто, Балабанов. Герои «Нелюбви» привязаны к сегодняшнему дню. К прокрастинации, тупняку, манере пялиться в экран смартфона не в меньшей степени, чем к митингам и Дмитрию Киселеву. По «Елене» и «Левиафану» спустя годы будут судить об «истории идей», о мастерстве Михаила Кричмана, о филигранной работе актеров. По «Нелюбви» – о нас с вами. О людях 2017 года. Разъединенных, забывших друг про друга. Потерянных. Раздраженных. Кто ставил в холодильник шампанское на случай каннской «Пальмовой ветви» Звягинцеву (шансы у фильма были огромные – по слухам, решающий голос принадлежал председателю жюри Педро Альмодовару, его вкусы ясны) – не отчаивайтесь. Повод откупорить бутылку есть. Теперь у нас есть свой Бальзак. https://calendar.fontanka.ru/articles/5163/
  • По Звягинцеву «нелюбовь» – общее состояние человека, символ времени, а не только российской нации, как может показаться скептикам, злорадствующим над выданным фильму в Каннах «призом жюри». Прежде всего, она бьет по конкретным людям. Родители Алёши – не демоны, какими предстают на первый взгляд. Подобно сыну, они чувствуют, переживают, тянутся друг к другу и отталкиваются, в надежде отыскать в своей жизни хоть немного места для утраченного чувства. И Звягинцев мастерски выстраивает драматургию внутреннего сюжета ленты так, что ближе к концу героев, которых поначалу хотелось ненавидеть, неожиданно начинаешь любить.

Лучше всего это выражено в эволюции одного простого элемента – обращении героев к сыну. Весь фильм ощетинившиеся родители нарочито избегают называть Алёшу по имени, используя любые выражения в качестве эвфемизмов: пацан, гаденыш, он – но чем дальше, тем больше смягчаются, возвращаются к языковой и этической норме, чтобы в конце, когда последний бастион ожесточенности будет сломлен, наконец родилось забытое, затюканное ими слово. http://thr.ru/cinema/recenzia-nelubov-andrea-zvaginceva/

  • Неотменимый поиск счастья бросает мужчину и женщину в объятия друг друга. Жар любви офисных работников создает новую ячейку общества. Но сама структура социума, его онтологическая организация не допускают любовной гармонии. Семейный микрокосм недолговечен. Больная социальная микроклетка лопается, а ее токсичное содержимое в мучительном конфликте выплескивается вовне. Невольной жертвой становится будущее — ребенок. http://www.colta.ru/articles/cinema/14862
  • Кстати, про суд: совершенно непонятно, зачем автор подвергает своих героев мучениям, если заранее решил, что очищение невозможно. «Нелюбовь» — кино про нелюдей. По сути, все действующие лица фильма — персонажи трэшовых новостей из интернета типа: в городе N бабушка убила внука, укравшего пенсию, и пожарила его на сковородке, или, наоборот, внук бабушку. Женя, Борис, офисные коллеги, полицейские, да даже волонтеры лишены напрочь каких бы то ни было человеческих чувств, они живут инстинктами — самосохранения и размножения. Мир Звягинцева населен млекопитающими. Любопытно, что многие критики отмечают удавшиеся в «Нелюбви» сцены секса — это и правда большая редкость для русского кино. Ведь только спаривающиеся животные всегда естественны, на камеру или так. Но стоит ли предъявлять животным их низменную сущность, парить морализатором над бездной? Неразумные существа не познали различия, какие к ним претензии?

Самое важное в «Нелюбви» (да и вообще во всем творчестве Звягинцева) — это, конечно, ставший уже фирменным прием: обобщения. Борис и Женя — идеальные незнакомцы. Вроде бы столько говорящих деталей — иконы, радиосводки, селфи, быт, но это все «о времени», а не о конкретных людях, чью историю нам как бы рассказывают. Мы не знаем, кто они и откуда, — как же мы поверим, что они идут именно туда, куда их тащит хотение режиссера? «Нелюбовь» — новая абстракция Звягинцева, который толкует об универсальном, вселенском, потому что частного, интимного про своих героев попросту не знает. http://www.colta.ru/articles/cinema/14861

  • Мир без любви по версии Звягинцева — это как мир «Игры престолов»: здесь всегда скоро зима. http://www.timeout.ru/msk/feature/468548
  • Нелюбовь здесь правит бал уверенно – ей подчинено все в картине, начиная с каждой реплики героев, даже сказанной в постели и с нежностью (сценарист Олег Негин), кончая природой – она насупившись смотрит с неба низкими серыми тучами и порой, словно не выдерживая напряжения, разражается снегом. Камера любимого звягинцевского оператора Михаила Кричмана послушно ловит дыхание нелюбви, то следуя за печальной природой, то фиксируя унылые компании новостроек, то подмечая малейшие движения застывших душ героев. Муж и жена, почти бывшие, уже нашли счастье на стороне – у Бориса любовница на сносях, Женя подыскала обеспеченного и порядочного Антона (Андрис Кейшс). Но нелюбовь оказывается живучее – она укладывает новорожденную любовь на обе лопатки, и, будьте уверены, любовь уже не встанет. Родившийся у Бориса новый сын, похоже, станет полной копией своего старшего брата Алеши – того самого, что когда-то не выдержал родительской нелюбви.

Здесь все пронизано нелюбовью, заражено и отравлено ею, она жирно смеется из каждого угла, пресекая любую попытку своего антипода нарушить равновесие. Если уж кому-то действительно так хочется услышать о сходстве Звягинцева с Тарковским, то, возможно, герои «Нелюбви» своей внутренней пустотой, когда им не только нечего, но даже нечем желать, напоминают героев «Сталкера». А в роли сталкера у Звягинцева – поисковый отряд, который в отличие от жестокого бездушного Левиафана, отказавшегося искать Алешу, бросается на помощь родителям. http://www.ng.ru/cinematograph/2017-05-18/2_6991_kann.html

  • «Это не я, не я, не я»,– твердят, как заклинание. Саморазоблачительная реакция. Естественно, персонажи всего лишь персонажи; они придуманы, они не настоящие. Зачем же и откуда этот град упреков в неправдоподобии и карикатурности, обвинение родителей в том, что они чудовища или демоны (оба определения из дискуссий вокруг «Нелюбви» в соцсетях)? Вообще-то, Борис и Женя – обычные. Худшее, что они делают у нас на глазах, – ссорятся, бросая в лицо друг другу злые и, возможно, несправедливые обвинения. Кто из нас не поступал так же? Мы не знаем, действительно ли они собирались сдать сына в интернат (а хоть бы и собирались: во многих благополучных семьях это считается хорошим тоном). Узнав о пропаже Алеши, оба моментально включаются в поиски. Их отчаяние в морге не подлежит никакому сомнению. Безупречное мизансценирование и сложнейшая актерская игра в этой скупой сцене зеркально отражают эпизод с плачущим мальчиком в начале фильма. Тогда родители не замечали присутствия собственного ребенка. Теперь видят (а мы – нет) и отказываются видеть. Здесь окончательно происходит переключение с отстраненной позиции «так им, гадам, и надо» на испуганное «а если такое случилось бы со мной?». Теперь нам больно и страшно за них – чудовищ, демонов. Зрительское «не верю» – защитная реакция. http://kinoart.ru/archive/2017/04/pustoe-mesto-nelyubov-rezhisser-andrej-zvyagintsev
  • Институт семьи всегда олицетворял чистокровное взаимодействие эмоций двух людей, решившихся сблизиться на максимальное расстояние друг к другу. Однако, не всегда эта «песня» несет в себе теплоту и понимание. С первого кадра, в котором нам показывают тихий лес ранней зимой, Звягинцев обозначает мотив того, о чем он будет говорить: холод на улице — это холод в сердцах главных героев. Такое четкое очертание акцентов может показаться напыщенным, если бы не сами герои, подпитывающие этот холод истории своими действиями. Наплевательское отношение к своей жизни, грязная ирония над всеми, кого вы каждый день видите в офисах, вагонах метро или на автобусных остановках, чувство мерзости, возникающее к ребенку, которого ты никогда не хотела, и не пыталась любить. Да, возможно Андрея Петровича можно обвинить в прямолинейности, но с каких это пор реалии превратились в жалостливые приёмы и провокации? Почему когда мать спокойно рассуждает о том, что готова отдать свою кровинушку в интернат, мы должны осуждающее фыркать? Почему, когда следак говорит правду о том, как будет протекать расследование, мы должны закатывать глаза, и думать, что все это уже было? Почему мы отказываемся смотреть этой самой правде в глаза?
    Выдерживая мрачную тональность от кадра к кадру, Звягинцев доступно «вливает» нас с вами в этот чан ненависти, заставляя воочию посмотреть на все это, и доказать, что так делать ну никак нельзя. Реализма всему этому добавляют неизвестные лица в кадре, которым охотно веришь. Сосредотачивая внимание зрителя с помощью протяжных крупных планов, и молчаливых панорамных кадров, нам помогают не отвлекаться от ключевого — ситуаций, в которые попадают герои, и линчевания, следующее за всем этим. Вся томность здесь не смотрится дешево. Это скорее пауза, похожая на передышку во время ссоры, когда семейная пара расходится по разным комнатам, и думает.
    Думать. Вот, что является самым главным положительным (дико читать такое слово в контексте такого мрачного фильма, и не менее мрачного текста) аспектом фильма. Отталкиваясь от семейной драмы, Звягинцев рушит все устои института семьи, заставляя каждого, кто смотрит фильм взглянуть на нечто из своего прошлого с другого ракурса. Развод этих двух, паранойя старого поколения, хладнокровное отношение от тех, кто пришел помочь — все это пришло от отсутствия того самого чувства, стоящего апофеозом в названии картины. Эти люди, ищущие минусы в других, спешащие оправдать себя и свои поступки, отказываются понимать, что все это из-за нелюбви друг к другу. Они не догоняют, что это серьезно, и это усугубляет. Вы скажете, что все, о чем я говорю слишком абстрактно, но я попробую вас убедить в обратном, приведя свой, личный пример.
    И не важно, что это звучит дико, и не важно что отсутствие этого чувства следствие страшных вещей из прошлого. Факт остается фактом — без любви ты такая же бессознательная псина, которая несется в сторону горящего дома, а не от него. И важно помнить, что винить в этом ты можешь только себя. https://www.kinopoisk.ru/user/1353284/comment/2550268/
  • Любовь бывшие супруги потеряли. Женились без любви, но Жизнь дала им шанс в виде Алеши, а они не воспользовалось им. В новой жизни Борису снова даётся этот шанс, но мы видим, что все повторится снова. У Жени в жизни любви вообще нет, лишь бег на одном месте. Вот и выходит, что люди строят семьи без любви. Они ходят мимо и не замечают ее. Из телевизора звучит фраза «Смерть везде. Люди гибнут каждый день». Любовь потеряна и между Россией и Украиной. Война надвигается, люди готовятся защищать свои сердца. Впрочем, стоит ли винить героев за нелюбовь, ведь насильно её не вызовешь. Каждому предстоит самому ответить себе на этот вопрос. https://www.kinopoisk.ru/user/681810/comment/2548190/

Сходная проблематика:

Психологическая методика:

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *