Дух и разум.
Померанц по ходу пьесы выделяет три сферы искусства-творчества: ад, чистилище, рай. Ну да, собственно. Главные критерии действительного искусства — талант, правдивость и непошлость. Подавляющее большинство современного искусства (о масспошлости и не говорим) — это все же ад и чистилище. Но говорить правду об аде и чистилище, ну да, нужно, но без намека на путь очищения и воскресения эта правда превращается в непролазную депрессию — отсюда и впечатление безвыходности, и отчаяние, и тошнота, и депрессивная пандемия. Какое искусство — такое и миросозерцание. Кто и что нынче показывает путь наверх, в чистоту, в рай? И да, Померанц тоже справедливо говорит о том, что стремление депрессивного постмодернизма к отсутствию пафоса закрывает путь наверх, потому как без определенной пафосной доли восхождение немыслимо. А кто способен это сделать и неопошлиться?
Начиталась вот, собрала кино в отдельную рубрику «Дух и разум».