КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

«Первобытный страх» вместе с психологом.

«Рано или поздно двуличный человек забывает, кто он на самом деле», – эта цитата из Натаниэля Готорна стала слоганом фильма «Первобытный страх». Известный епископ, пользующийся всенародной любовью, зверски убит. Задержан молоденький служка Арон (Эдвард Нортон), дело обещает быть громким, и подозреваемого берется защищать известный адвокат Мартин Вейл (Ричард Гир). В процессе расследования выясняются неожиданные факты.

Фильм «Первобытный страх». США, 1996

Режиссер: Грегори Хоблит

В главных ролях: Ричард Гир, Эдвард Нортон

Во-первых, епископ жил двойной жизнью: он замешан в финансовых махинациях и в производстве порнофильмов. Во-вторых, подозреваемый ведет себя странно: иногда застенчивый Арон превращается в агрессивного психопата Роя и, по всем признакам, страдает синдромом множественности личности.

Но не они одни ведут себя неоднозначно. Судья старается быть справедливой, но при этом из страха за свою карьеру боится приобщить к делу факты, связанные с коррупцией. А молодой парень, связанный с криминалом, напротив – не боится дать показания против крупных чиновников. Вейл демонстративно старается быть циником, но при этом искренне сочувствует подзащитному и привязывается к нему. Прокурор, бывшая девушка Вейла, раз за разом отталкивает его, но по-прежнему неравнодушна к нему.

МНОГИЕ ЖИВУТ ДВОЙНОЙ ЖИЗНЬЮ

Причем кто-то совершенно сознательно, а кто-то даже не понимает, что совершает самообман. И это верно не только для героев фильма «Первобытный страх»: так нередко происходит и в реальной жизни. Психика сложно устроена, чувства и желания могут противоречить друг другу, сталкиваться с убеждениями. И тогда возникает внутренний раскол, дезинтеграция: можно сказать, что единый внутренний мир начинает дробиться на отдельные части.

Каждая из этих частей представляет собой комплекс эмоций, желаний, систему убеждений. Это как будто внутренняя отдельная личность, поэтому такие конструкты называют «субличностями» или «эго-состояниями».

Они заставляют нас вести себя противоречиво и быть недовольными собой и жизнью. Например, одна ваша субличность хочет провести отпуск высоко в горах, другая – на берегу моря. Вы не можете одновременно находиться и там, и там. Если вы последуете за одной из частей, вторая будет недовольна.

Субличности могут друг с другом враждовать, дружить, поддерживать, обесценивать… Между ними могут быть разные типы отношений, но главное, что эти отношения есть. Мы чувствуем желания своих субличностей, проживаем их чувства, понимаем, какие мысли и убеждения от них исходят…

СИНДРОМ МНОЖЕСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Синдром множественности личности принципиально отличается именно тем, что одна часть даже не подозревает о наличии другой. Каждая личность становится обособленной. Почему? К синдрому множественности личности может привести сильная психологическая травма, когда психика не справляется со страшной реальностью и словно раскалывается. Это своего рода адаптация.

Эволюционно психика развивается по пути адаптивности. Она помогает нам приспособиться к сложным обстоятельствам и из двух зол всегда выбирает меньшее. Иногда внутренний раскол может как раз стать меньшим злом.

Изучая историю жизни и детство подзащитного вместе со знакомым психологом, Вейл узнает о домашнем насилии, которому подвергался маленький Арон. Сбежав в Чикаго, он скитается по улицам, а потом попадает в церковный приют. Но под видом заботы епископ совершает над своими подопечными насилие. Таким образом, абьюз вновь повторяется. От чего Арон убегал, к тому и пришел. Как с этим справиться психике?

Вежливый заикающийся Арон не знает, что на смену ему в любой момент может прийти жестокий Рой. Как быть адвокату, который по середине процесса не может заявить о психической невменяемости подзащитного? А ведь на кон поставлена жизнь юноши. Вейлу придется разработать сложную схему. И, кстати, если вы думаете, что синдром множественности личности и есть разгадка фильма и вам его теперь незачем смотреть, вы ошибаетесь: концовка оказывается неожиданной.

Со стоящей перед ним задачей Эдвард Нортон, исполнитель роли Арона/Роя, справился просто блестяще, несмотря на то, что у него практически не было актерского опыта, но при этом нужно было составить пару уже звездному Ричарду Гиру. В итоге дебют Эдварда Нортона принес ему ряд номинаций, в том числе на «Оскар», премию «Золотой глобус» и мировую славу.

«Первобытный страх» заслуженно вошел в десятку лучших фильмов 1996 года и будет интересен зрителям даже годы спустя.

www.psyh.ru/

Метки: , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *