Поиск.
Поиск (The Retrieval), реж. Крис Эска, 2013.
Взросление, становление личности всегда связано с проблемой нравственного выбора. Не только «кто я?», но «какой я?» и «с кем я? на чьей я стороне?». Этот выбор в определенный момент определяет всю нашу последующую жизнь. Кто и что оказывает влияние на юную душу в этот момент? Кому она доверится и кого выберет в проводники-наставники? Что, в свою очередь, определяет эти обстоятельства и выборы?
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: нравственный выбор
Мотто:
- Что, если труп – это ты?
- Если нет выбора, значит, нет выбора, но обычно выбор всегда есть.
- Не рой другому яму — сам в нее попадешь.
Круг психологических проблем:
- рабство, рабовладение, торговля людьми, человек как собственность и предмет торговли
- расовый снобизм, расовая дискриминация
- заработок любым способом
- необходимость выживать
- свобода – несвобода, свобода выбора
- невозможность совершить предательство
- ответ злом на добро и добром на зло
- не рой другому яму – сам в нее попадешь
- война
- сиротство
- воспитание подростка
- становление личности
- дружба, наставник
- признание вины
- исповедь, личная история
- шантаж, мародерство
- потеря близкого человека
- человек во времена смены исторических формаций
- взаимопомощь
- сомнение
Системы отношений:
- подросток – взрослый
- ученик – наставник
- раб – хозяин
- раб – государство
- мораль — аморальность
- человек — война
- ребенок — война
Черты характера:
- спокойствие
- уверенность
- независимость
Эмоциональная парадигма:
- ненависть
Нравственные категории:
- честность
- мужество
- благородство
- ложь
- слабость
- подлость
- трусость
- предательство
Символизм, метафоры:
- лес
- дом
- пушечная канонада за кадром
- дорога, ходьба
- разделение пищи
- белые лошади, выпущенные на свободу
- вода во фляге – труп, проплывающий мимо по реке
- бой барабанов – танец
- стук сердца
Выразительные средства:
- противопоставление героев-наставников
- свет-цвет
Дополнительные вопросы:
- Что вызвало симпатию Уилла по отношению к Нэйту?
- Почему Уилл так долго тянул с признанием?
- Что именно искал каждый из героев?
- Какие нравственные выборы приходится совершать героям фильма?
Цитаты:
- Я не буду нянчиться с детьми.
- — Почему зерно прилипает к одежде? – Это оно так путешествует дальше, чем могло бы само по себе.
- — Каково это, работать на федерацию? По-моему, то же самое, что работать на хозяина на юге. – Ты видел, чтобы я у кого-то спрашивал разрешения? Ты много работаешь, но ты принадлежишь сам себе.
- Я знал свою мать два часа, а мой отец был сукин сын.
- Мы присматриваем друг за другом – так проще выжить.
- Что, если труп – это ты?
- Ты можешь жить впроголодь до конца своих дней или добыть немного денег. Может, даже достаточно, чтобы найти своего отца.
- — Маркус не крал твою еду. Это был я. — Я бы поделился с тобой, если бы ты попросил.
- Я тебя всегда злю, не так ли?
- — Ты спас меня. – Я лишь спасал себя.
- — У меня была женщина, мы не были женаты, но она была моей женщиной. У нас был ребенок, но он умер. – И ты больше не видел ее? – Нет. И ничто больше не тянет меня вниз.
- — Вы больше не заводили детей? – Это не так просто. Хотя когда-то казалось простым.
- Когда-нибудь тебе придется самому за себя отвечать.
- Думаешь, ты хороший, но ты ошибаешься. Ты бы поступил точно так же на моем месте. Мы делаем это не только из-за денег, но и чтобы выжить.
- — У тебя когда-нибудь была девушка? Нет? — Ну и не надо. От них одни проблемы. – Не от всех. – От всех. Хотя они того стоят.
- — Если ты должен сделать нечто, чего не хочешь, ты знаешь, что это неправильно, но у тебя нет выбора, за это можно попасть в ад? – Не знаю. Если нет выбора, значит, нет выбора, но обычно выбор всегда есть.
- Может, у меня получится сделать для тебя то, что никто не сделал для меня. Нет смысла ходить одному.
Выдержки из рецензий:
- Юность в лице одного из персонажей фильма «Поиск» сталкивается с двумя версиями мудрости взрослых — один мужчина учит его воровать и обманывать, считая, что только так можно выжить в современном ему мире, другой же наоборот считает, что лучше умереть, пытаясь быть хорошим человеком, чем наживаться на чужом горе, поскольку жизнью такое существование назвать сложно. Эти два героя как дьявол и ангел на плечах героев мультиков — они красноречиво пытаются утянуть не определившуюся Юность за собой, соля все блага и счастья, какие только может пожелать скромный черный человек чей мир лишь недавно перевернулся неожиданно обретенной свободой и озабочен тем, что с ней теперь делать. http://www.kinopoisk.ru/user/129610/comment/2165921/
Схожая проблематика: