Судья.
Судья (The Judge), реж. Дэвид Добкин, 2014.
Когда ты возвращаешься в родной городок, только чтобы похоронить мать, а остаешься там навсегда, понимая, что у тебя нет ничего дороже воспоминаний о том, как было здорово мальчишкой ходить с отцом на рыбалку… Как происходит так, что невозможность услышать и непонимание разделяет самых близких людей на многие-многие годы, и что должно произойти, чтобы жизненно важный разговор все-таки состоялся?
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: трансформация, семейные проблемы
Мотто: Понять значит простить.
Круг психологических проблем:
- карьеризм, конкуренция
- возвращение блудного сына
- развод, опекунство
- возвращение в город детства
- встреча с первой любовью
- умственная отсталость
- смерть матери, жены, скорбь
- алкоголизм
- тяжелая болезнь, рак
- судебное разбирательство
- трансформация личности, возрождение
- стол переговоров, выяснение отношений
- восстановление отношений
- юношеская травма
- чувство вины
- семейные тайны
- исповедь, покаяние
- манипуляции
- взаимонепонимание
- большой город – маленький городок
- принципиальность – родственная любовь
- мудрость
- убийство
- авторитарный отец
- нарциссизм
- наставник
- конфликт поколений
- призвание
Системы отношений:
- адвокат – подозреваемый
- судья – подсудимый
- отношения в семье: отец-сын, братья, муж-жена
- дети-родители
- столица – провинция
- преступник — жертва
Черты характера:
- высокомерие
- гордость
- харизма
- тщеславие
- самолюбие
- авторитаризм
Эмоциональная парадигма:
- хладнокровие, выдержка
- цинизм
- гнев
- сентиментальность
- сочувствие
- жесткость, суровость
- обида
- сожаление
Нравственные категории:
- честность – ложь
- честь, чувство собственного достоинства
- порядочность
- принципиальность
- профессионализм
- профессиональная этика
- ответственность
- преданность, патриотизм
- справедливость, законность
- мужество
- законопослушность – правонарушение
- нравственные идеалы
- семейные ценности
- милосердие
Символизм, метафоры:
- город детства
- дом детства
- государственный флаг
- хризантемы
- машина
- три брата
- блудный сын
- ураган
- зал суда, суд
- суд над судьей
- кресло судьи
- бейсбольные перчатки и мяч
Выразительные средства:
- свет
- теплые тона
- актерские работы
- диалоги
- крупные планы
- пейзаж
Дополнительные вопросы:
- В чем причины такого поведения Хэнка в начале картины и его трансформации к концу фильма?
- Сколько линий обид в фильме, кто на кого обижен, почему и как сублимирует?
- Почему судья Палмер выбирает для себя тюремное заключение?
- Что руководит поступками судьи?
Цитаты:
- — Каково это знать, что каждый твой клиент виновен? – Нормально. Невиновным я не по карману.
- — У тебя каждый раз умирает мама, когда ты рискуешь проиграть дело? — Нет, это впервые.
- Ничего здесь не меняется.
- — Значит, дедушка Палмер тоже умер? – Нет, дедушка Палмер умер для меня.
- Оглянись вокруг. Ты стоишь в одном из величайших храмов этой страны, построенном на вере в то, что ты и только ты отвечаешь за последствия своих поступков.
- Не семья, а долбаная картина Пикассо.
- По моему опыту, Хэнк, иногда нужно простить, чтобы быть прощенным.
- Разве то, что я стал вдовцом, делает меня паршивым водителем?
- Почему люди такие злые?
- Лучше бы он умер, а не мама!
- 90% страны верят в призраков, меньше, чем 1/3 в эволюцию. 35% могут безошибочно узнать Гомера Симпсона и вымышленный город, в котором он живет, меньше процента знают Тургута Маршала. Но когда ты сажаешь 12 американцев в жюри и просишь правосудия, происходит нечто уму непостижимое: почти всегда они оказываются правы.
- Лучше я умру в тюрьме, чем люди запомнят меня таким.
- — Никому нет дела до твоего наследия. – Но мне есть.
- — Я не знаю, в чем проблема. – О, ты чувствуешь, что жизнь клиента в твоих руках. Это пройдет, поверь мне. – Надеюсь, что нет.
- Он – не злой человек, он просто старая мумия.
- Ты – простой парень из Индианы, который сделает что угодно, чтобы доказать, что он не отсюда.
- — Маме будет одиноко. – Мне тоже будет одиноко. – Папам не бывает одиноко. Они женятся на мамах помоложе. Так было у Меган, так было у Кетлин, я не думала, что так будет у меня.
- Я твердо верю, что закон – единственное, что может сделать людей равными.
- Это все, что тебе нужно, — доброе слово – умник? Для этого нужно было просто приехать домой!
- — Ты – дерьмовая врунья. – Ну да, это мое дерьмо, и тебе лучше в него не наступать.
- — Ты спрашиваешь, верю ли я в бога? – Веришь? – Мне семьдесят два года и рак четвертной стадии, у меня есть выбор?
- Ты самый эгоистичный и самый щедрый человек на свете.
- — Я выставлю твоего отца, как самодовольного хрена, который вершит правосудие.- Мой отец и есть самодовольный хрен, который вершит правосудие.
Выдержки из рецензий:
- Эта история… знакома каждому. Однажды мужчина встречает женщину, становится очарован ею, пленен ее обаянием, ее харизмой, ее красотой. Он хочет видеться с ней. Они начинают встречаться, целоваться под луной или лампочкой в подъезде — неважно. Когда любишь, даже лампочка над головой становится луной в небе. И из этой нежной любви рождается новая жизнь, рожденная страстью, притяжением двух влюбленных. Они — твои родители. Они называют тебя своим ребенком, своим сыном. Ты становишься центром вселенной для этих мужчины и женщины.
Ты подрастаешь, у тебя развивается свой характер, свой взгляд на жизнь, у тебя впереди конвульсии и экстазы переходного возраста. Твои родители — твои папа и мама — хотят тебе добра, но ты слишком юн, чтобы понять их. Твой папа — судья. Он всегда судья. Поэтому я так люблю этот фильм. Каждый может встретить в нем себя. Да, не у многих отец — настоящий судья — по профессии, восседающий торжественно и авторитетно в судейском кресле, решающий судьбы. Не у каждого. Но по сути? Согласитесь, наш отец нам всегда судья, а мы его подсудимые, виновные, обвиняемые… Вот и эта история — об отце и сыне. Об их любви и ненависти, об их обвинениях в адрес друг друга, об их «судебном процессе». Мне не хочется сейчас распространяться о тонкостях и деталях сюжета, говорить, что вот-де Роберт Дауни Мл. гений, и кто режиссер и какова работа оператора и т.д. Я уважаю их работу и вклад, но это, по сути, неважно. Куда важнее результат, сама история, ее суть, посыл, философское значение, и, о, Боже, это заумное слово, квинтэссенция.
А суть в том, что наши отношения с отцом (а фильм в корне об этом) — это судебное разбирательство. Мы обвиняем его, он обвиняет нас. С высоты опыта ему виднее. Подрастая, мы понимаем, насколько идиотски было учить нам, детям, человека, прожившего жизнь, насколько идиотски считать, что мы вообще хоть что-то знаем о жизни, учитывая, что даже наш отец — не знает. Мы, сыновья, не в силах в этом признаться, но нам важно его (отца) одобрение, просто его хлопок по плечу, его слово «молодец»… Скажи это кто-то другой, и нам плевать, «да кто ты такой, чтобы давать мне оценку», но если это говорит отец… Когда мой отец мне говорит, я слушаю (!), даже если это звучит, как приговор… Я верю, даже когда протестую. А если это похвала — я тоже верю — и это меняет всю мою жизнь, делает меня другим, делает меня лучше. Ложь из уст отца становится правдой. Разве нет? А правда из его уст становится пророчеством. Я стараюсь абстрагироваться от перипетий сюжета этой истории. Я стараюсь увидеть в нем себя, свою историю. Разве не это делает фильмы популярными, делая им миллионную, даже миллиардную кассу — то, что мы — зрители — увидели в нем себя, свою правду? Мой отец — судья. Я — его обвиняемый, и прощаемый. Но однажды наступает момент, когда мой отец слаб — и ему нужна моя помощь — и тогда я его адвокат, и готов защищать, что бы то ни было, потому что он — мой отец, часть меня, он — я. Фильм — потрясающий. Я — тот, кто я есть благодаря моему отцу, благодаря его обвинениям и его похвалам, его присутствию и отсутствию в моей жизни. Спасибо, папа, что ты есть. Для меня ты всегда есть, даже когда тебя нет.
Хэнк, сука, как я тебя понимаю… http://www.kinopoisk.ru/user/4550448/comment/2172875/ - Фильм, конечно, не о юридических практиках, не об адвокатах и прокурорах — хотя это все присутствует в фильме. Как бы дико это не звучало, фильм даже и не об Америке и не о каких-то посторонних нам людях. Фильм о нас. Конкретно обо мне. О моей душе. Когда я смотрел этот фильм, я копался в своей душе, я смотрелся в зеркало своей души и видел там свое детство, отца, мать, свои разводы и потерянную любовь, свое прошлое и свои побеги. Но фильм не просто помогает увидеть свое прошлое. Он помогает примириться со своим прошлым, принять его и полюбить. Он о том, что все же надо уметь возвращаться в прежние места. И этим, конечно, фильм бесценен. Именно поняв, что не стоит бежать, можно достигнуть очень и очень многого. http://www.kinopoisk.ru/user/5078502/comment/2180453/
- Отношения Фрэнка с отцом — странная вещь. Вроде бы, это банальное разногласие детей и родителей, столь типичное для американского общества, но между ними происходят страшные вещи. Ежедневно каждый из них поедает себя изнутри, крича и ненавидя все больше и сильнее. Смерть отдалила их, но все же это был шаг вперед, шаг в прошлое и в то же время в неизведанное будущее. Их отношения поделены на этапы, в которых они то любят друг друга, то ненавидят. И при этом из каждой ссоры все же рождается что-то полезное. А тут еще и обвинение в убийстве. Нелепость! Хэнк решает помочь не просто, как судья, в нем просыпается некое чувство долга. Связь между ними крепчает. Каждый начинает что-то ценить, уважать, замечать. И весь судебный процесс нервирует не только персонажей, но и зрителей. Он поглощает, впечатляет своей реальностью, своими тайнами произошедшего. Но более всего впечатляет именно нить отношений Фрэнка и Джозефа. Даже не суд со всеми его интересными поворотами, а то, как они проходят через весь этот ад вместе, с трудом, слезами и нервами, но все же вместе. Этот путь выглядит чертовски правдоподобно. http://www.kinopoisk.ru/user/1874402/comment/2126059/
- Джозеф Палмер хочет гордиться всеми тремя сыновьями, но каждый его в той или иной мере разочаровывает. Он, не желая ронять имя Палмеров, начинает взращивать авторитет и репутацию семьи своей верной многолетней службой на судейской стезе, загнав обиду и разочарование в своих отпрысках (прежде всего Хэнке) куда-то в закоулки своей души и спрятав за маской показной невозмутимости.
В свою очередь Хэнк решил утопить свои обиды и оскорбленную гордость еще глубже, вооружившись явно нездоровым зашкаливающим цинизмом, надменностью и презрением ко многим из окружающих. Вместе с острым умом, интуицией и бульдожьей профессиональной хваткой это должно было производить ошеломляющий эффект на судебных процессах, и впору удивляться, как вообще кто-то мог оппонировать Палмеру-младшему, разве что по незнанию, кто перед ним.
Но невысказанное между Хэнком и его семьей рано или поздно пришлось вытащить наружу в силу объективных причин. Начинается настоящая борьба характеров, первые скрипки в которой виртуозно играют два Роберта — Дауни-младший и Дювалл, составившие великолепный дуэт, который, хочется надеяться, порадует нас еще в какой-нибудь картине. Как раз после таких фильмов и убеждаешься в том, что актерская «химия» — не абстракция, а вполне реальная вещь, и когда «молекулы» находят точки сцепления, готовься к потрясающему и незабываемому зрелищу. Понимание между актерами достигло уровня, при котором даже слова порой лишние — по меньшей мере, половину всего рассказывают их взгляды, мимика, движения. http://www.kinopoisk.ru/user/853527/comment/2151544/
Схожая проблематика: