Большие глаза.
Большие глаза (Big Eyes), реж. Тим Бёртон, 2014.
Свобода и независимость. От стереотипов, предрассудков, страхов, неуверенности, созависимости от боготворимого когда-то мужа, в конце концов. Как решает женщина эту проблему в середине прошлого века?
По книге Маргарет Кин «Большие глаза. Загадочная история Маргарет Кин».
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: мужчина-женщина, творчество, поиск себя, зависимость
Мотто: Глаза – это зеркало души.
Круг психологических проблем:
- развод
- семья
- творчество
- бизнес
- зависимость, созависимость
- манипулирование
- насилие
- продажи
- маркетинг
- вера в себя
- самоопределение
- независимость
- слава
- исповедь
- поиск себя
- одиночество
- талант
- неравенство
- дискриминация
- психопатия
- психоз
- лицемерие
- нарциссизм
- конфликт
- шарлатанство
- старт-ап
- секта
Системы отношений:
- мужчина-женщина
- муж-жена
- зависимость-независимость
- правда-ложь
Черты характера:
- оптимизм
- импульсивность
- обаяние
- нерешительность
- тщеславие
- амбициозность
- хвастливость
- наивность
- практичность
Эмоциональная парадигма:
- сомнение
- истерика
- страх
- печаль
- смятение
- растерянность
- раздражение
- зависть
- разочарование
- обида
Нравственные категории:
- обман, подлог
- мошенничество
- ложь
- нравственность, этика
- подлость
- предательство
- шантаж
Символизм, метафоры:
- глаза
- картины
- шторы
Выразительные средства:
- живопись
- свет-тень
- цвета и краски
Дополнительные вопросы:
- Какие стереотипы и предрассудки пришлось преодолеть Маргарет?
- Что символизируют большие глаза на картинах Маргарет?
- Каковы причины обращения Маргарет к Свидетелям Иеговы?
Цитаты:
- Люди не хотят вдумываться. Они покупают то, что висит в нужное время в нужном месте.
- Маргарет увязла во лжи, которую сама же и создала.
Отзывы:
- Другое дело —Уолтер Кин: его линия, наоборот, вычерчена так четко и выпукло, что именно он во многих смыслах оказывается главным героем этой истории. У Уолтера есть драма — человек, одержимый желанием быть живописцем, но не имеющий к этому ни малейших предпосылок. Есть поступки — восхитительная по масштабу афера. Есть развитие характера — от безобидного вруна и ловеласа к фигуре почти что угрожающей. https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/cinema/bolshie-glaza-tima-bertona-proizvodstvennyy-brak/
- Судьба подлинного творца в мире, где правят подобные Уолтеру Кину пройдохи и спекулянты, а искусство тиражируется и становится предметом поклонения масскультуры, — вот что действительно занимает режиссера и не просто делает его ленту современной, при всей напускной винтажности, но и превращает ее во вторую Библию маркетинга, после «Плутовства» Барри Левинсона. http://www.rollingstone.ru/cinema/review/21266.html
- «Большие глаза», при всей кажущейся линейности и простоте, — несколько фильмов в одном. Это и биография интереснейшей художницы, которую никто из нас не знает. Её обожала публика и уважал Энди Уорхол, но относиться к её работам всерьёз искусствоведы не желают до сих пор. И феминистический манифест — история талантливой женщины и мужчины-слизняка, который живет за её счёт, но американское законодательство позволит ей одержать верх. И своеобразная история любви, даже без намёка на хэппи-энд. http://radiovesti.ru/article/show/article_id/158069
- И тут возникает вопрос. Кто такая Маргарет – выдающийся художник или мастеровитый ремесленник, тиражирующий раз и навсегда найденный художественный прием? Вопрос не праздный, потому что от ответа на него зависит то, что желает нам сказать режиссер. А именно: жертва ли Маргарет ушлого дельца, конвертировавшего ее талант в поточный масскульт-промысел, или же наоборот, она с тайным удовольствием пожинала до поры до времени сочные сладкие плоды его менеджерской хватки? Бёртон в самом начале подкидывает червячка, на которого легко клюнуть зрителю, когда тот слышит жалостливый закадровый рассказ о страдалице, решившейся на отчаянный шаг. И сама страдалица предстает в образе беззащитной ясноглазой блондинки (Эми Адамс), с которой так и хочется идентифицироваться – особенно когда потом видишь хищный оскал-улыбку того самого дельца в исполнении Кристофа Вальца, записного экранного негодяя. Этот пройдоха Уолтер Кин беззастенчиво вешает Маргарет на уши лапшу целыми тарелками, и странно, что не особо юная дама с опытом замужества и пристальным взглядом художника, умеющего, по ее словам, видеть в глазах как «в зеркале души», верит его велеречивым словесам. Как бы то ни было, замуж за него она идет по практической причине – чтобы бывший супруг не претендовал на дочь. У Уолтера, сперва по чистой случайности присвоившего авторство ее картин, но уже не пожелавшего сойти с этой дорожки, был по меньшей мере один железный аргумент в свое оправдание, соответствовавший ситуации эпохи: «Дамское искусство покупать не хотят». И он, с помощью специально обученных людей, научился продавать ее творчество от своего мужского имени. А Маргарет, хоть и роптала, но в высшей степени безбедно прожила с мужем-мошенником под одной шикарной крышей десять лет, прежде чем решила пойти ва-банк, выбрав для этого очень удачный момент, когда интерес к ее творчеству стал заметно угасать. http://kinoart.ru/blogs/shiroko-otkrytye-glaza
- Настоящим украшением истории стали сыгранные ЭмиАдамс и Кристофом Вальцем персонажи. Адамс буквально купается в этом образе трогательно-наивной и абсолютно неэмансипированной домохозяйки из пригорода, для которой сделки со своей совестью стали тяжким испытанием. Это касается и двух неудачных браков, и многолетней лжи о своём хобби, волею судеб ставшем источником солидного дохода. А всё ради того, чтобы соответствовать тем социальным ролям, что были заложены патриархальным воспитанием. Только вот в итоге это стремление привело к ещё большему нагромождению лжи и лицемерия, разгрести которое не под силу ни одному духовному наставнику (диалог на исповеди очень ярко это демонстрирует). Изначально великолепен Вальц в образе обаятельнейшего мошенника и проходимца, всё более увязающего во вранье и жульничестве. Но на мой взгляд, его роль несколько подпортило то, что ближе к концу фильма его персонаж становится весьма гротескным и утрированным, что определённо портит общее впечатление от его роли. Да и противопоставление главных героев в сцене суда выглядит уж очень прямолинейным и намеренно упрощённым. И это, пожалуй, единственное, что смутило во всём фильме. http://www.kinopoisk.ru/user/446510/comment/2175803/
- Типичные женские страхи Маргарет Кин— остаться с ребёнком на руках без мужа и без гроша в кармане — не просто сублимировались в творчество, но были проявлены в оригинальной художественной манере, неожиданно спровоцировавшей культ массового потребления, заложницей которого она, в конце концов, сама и оказалась. Бёртон уверенной рукой вписал эти страхи в стремительно меняющийся исторический контекст, когда искусство продавать стало важнее искусства создавать. http://www.kinopoisk.ru/user/2153925/comment/2194069/
- Под всей этой радужной оболочкой скрывается простая истина. Неважно, талантлив ты или нет, создашь шедевр или ширпотреб — все это второстепенно. Для успеха необходима лишь хорошо работающая пиар-компания, которая в нужной дозировке будет сочетать скандалы и появление в сми. Не будет ее — риск умереть никому неизвестным крайне велик. Если взять историю Кинов: толпа скупала все товары с изображением знаменитых «больших глаз», когда критики ставили под сомнение талант автора, указывая на ее однобокость. http://www.kinopoisk.ru/user/1132101/comment/2168111/
Сходная проблематика:
- Адаптация (Adaptation), реж. Спайк Джонз, 2002.
- Винсент и Тео (Vincent & Theo), реж. Роберт Олтмен, 1990.
- Дни вина и роз (Days of Wine and Roses), реж. Блейк Эдвардс, 1962.
- Фрида (Frida), реж. Д.Теймор, 2002.