КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Явное и скрытое в отношениях.

Сегодня хочется поговорить о малоизвестном, но талантливом фильме «Китайский кофе». Он примечателен тем, что в нем голливудский актер Аль Пачино, известный и любимый зрителями по всему миру, выступил не только как актер, но и как режиссер. На тот момент «звезде» исполнилось 60 лет.

Фильм «Китайский кофе». США, 2000

Режиссер: Аль Пачино

В главных ролях: Аль Пачино, Джерри Орбак

Фильм был снят в 2000 году и показан на фестивале, но в прокат не вышел, поэтому многие зрители о нем просто не узнали. Широкая аудитория нашла возможность познакомиться с «Китайским кофе» только в 2007 году, когда он появился на дисках, и приняла его благосклонно. Талантливый актер не всегда оказывается хорошим режиссером, но в этой истории произошло именно так: полтора часа пролетают незаметно благодаря мастерству актеров, удачным диалогам, увлекательному развитию событий.

У фильма интересная история создания: актерская импровизация, простой этюд, разыгранный студентами знаменитой студии Ли Страсберга, оказался таким удачным, что его превратили в театральную пьесу. Ее и решил экранизировать Аль Пачино, сыграв одну из двух главных ролей — стареющего писателя Гарри Левина. Достойный дуэт ему составил Джерри Орбак, создав образ амбициозного, но невостребованного фотографа Джейка Манхейма.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЬЕСА СТАЛА ФИЛЬМОМ

Так как в основе фильма «Китайский кофе» — театральная пьеса, в нем мало событий, но много диалогов. Изначально медленный темп постепенно ускоряется, и в конце нас ждет неожиданный и парадоксальный финал. Не отвлекаясь на события или компьютерные спецэффекты (противником которых в кинематографе является Аль Пачино), зрители могут сосредоточиться на смысловой составляющей и наслаждаться игрой мастеров. По сути, все действие представляет собой разговор главных героев — пожилых одиноких неудачников. Они философствуют, вспоминают и осмысляют прошлое, а также строят планы на будущее.

Некогда Гарри написал два популярных романа, но так и не вылез из бедности, от него ушла любимая женщина, «любовь всей жизни», как он о ней говорит, а успешный брат смотрит свысока. Теперь Гарри вынужден хвататься за любую работу, чтобы заработать на жизнь и продолжить писать.

Он дает Джейку прочитать свой новый роман, на который возлагает надежды, и хочет узнать мнение друга. Сперва Джейк заявляет, что так его и не прочитал, но затем действие принимает неожиданный оборот: он заявляет, что соврал, и на самом деле прочитал роман, но нашел его неудачным и не захотел расстраивать друга. И уговаривает Гарри не публиковать неудачную работу и даже бросить писательство.

Но… тут зрителей ждет еще один неожиданный поворот. Оказывается, Джейку понравился роман, и он считает, что тот может принести Гарри известность. Но для неудачника Джейка непереносима мысль о том, что его друг может достичь успеха. Поэтому он и пытался своей ложью отговорить Гарри от публикации.

Банальная зависть и ревность, которые скрыто присутствовали в их дружбе, незаметно отравляли и в итоге разрушили ее. Фотограф Джейк некогда написал пару рассказов и сам имеет писательские амбиции. И он не может допустить, чтобы его лучший друг стал успешным писателем.

ЯВНОЕ И СКРЫТОЕ В ОТНОШЕНИЯХ

В отношениях есть явное и скрытое, два пласта, как подводная часть айсберга и видимая. Подобно тому, как большая часть айсберга находится под водой, так и в отношениях более сильной и значимой является скрытая часть. Нередко она даже не осознается какой-то из сторон или даже обеими, и тогда становится опасной. Это так называемая «теневая сторона отношений», подобная темной стороне Луны.

Вытесняемые чувства, желания, импульсы не исчезают, они остаются в отношениях, и могут их разрушать. Или же они осознаются, но человек им потакает, идя на поводу у своей Тени, как это и происходит с Джейком — и результат такой же негативный. Отношения разрушаются. Появляется двойственность, скрытое противоречие.

Внешне благополучные отношения на самом деле могут быть разрушительными, потому что в них теперь присутствует скрытая токсичность, отравляющая контакт.

В фильме «Китайский кофе» представлен достаточно распространенный пример того, как скрытый пласт отношений начинает их пожирать: потому что в нем появляется нездоровая конкуренция с другом и зависть.

Конкуренция — естественный процесс. И в природном, и в социальном мире присутствует конкуренция. Она не плоха сама по себе, плохим может быть ее выражение и развитие: как именно человек с ней обходится, как начинает действовать.

Честная конкуренция подразумевает, в первую очередь, честность с самим собой. Важно присвоить ее себе, честно признаться. Конкуренция и зависть — маркеры дефицитов, они показывают, что мы в чем-то нуждаемся. И в здоровом сценарии они побуждают нас к развитию: если тебе чего-то не хватает, постарайся этого достичь!

А вот нездоровая конкуренция и зависть ведут не к развитию, а к деструкции: вместо того чтобы восполнять свои дефициты и развиваться, человек начинает разрушать объект зависти. «У меня нет, так и у тебя не будет!» И тогда отношения становятся токсичными. Осознанно или нет, такой человек начинает разрушать того, кому завидует, даже если это его родственник, друг, любимый человек.

КАК БЫТЬ, ЕСЛИ В ОТНОШЕНИЯХ ПОЯВИЛАСЬ СКРЫТАЯ ЗАВИСТЬ

Мы предлагаем рекомендации — как обойтись со скрытой завистью в отношениях?

Что делать, если ты завидуешь близкому человеку?

1. Понять, чему именно ты завидуешь.

2. Исходя из этого, понять, каков твой дефицит? В чем заключается потребность?

3. Составить стратегию: какими путями можно достичь желаемого, удовлетворить свои потребности.

Что делать, если близкий человек завидует тебе?

1. Попробовать прямо обсудить, что между вами происходит — проявить скрытый, теневой пласт отношений. Не обвиняя, а говоря о фактах: что ваш знакомый делает, что говорит, и как вы эти факты воспринимаете. Что вас беспокоит, что ранит. И о чем вы его просите: что делать и чего не делать по отношению к вам.

2. Если поведение вашего знакомого не поменяется и останется токсичным, подумайте, как лучше себя защитить? Иногда помогает дистанцирование, сокращение общения; иногда — развитие внутренней устойчивости, укрепление психологических границ в контакте, чтобы вы не ранились; в некоторых случаях токсичные отношения лучше завершить.

ИРИНА СОЛОВЬЕВА Практический психолог, сертифицированный специалист по телесно-ориентированной психотерапии, биосинтезу (диплом Института биосинтеза, Швейцария), бодинамике (диплом Института бодинамики, Дания), по психосинтезу, работе с аддикцией (зависимостью и созависимостью), арт-терапевт, сертифицированный хакоми-терапевт (диплом International Hakomi Network), супервизор (диплом Института биосинтеза, Швейцария).

www.psyh.ru

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *