Грязные прелести.
Грязные прелести (Dirty Pretty Things), реж. Стивен Фрирз, 2002.
Изнанка красивой жизни одного из богатейших городов мира и одной из цивилизованнейшей стран, ежедневно заявляющей о своей гуманности, демократичности и толерантности. Но так ли все благодушно в английском королевстве на самом деле?
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: иммиграция, выход из сложной ситуации
Мотто: Когда ты – никто…
Круг психологических проблем:
- нелегальная иммиграция
- адаптация
- безработица
- проституция
- бессонница
- взаимопомощь
- беженство
- нелегальное положение
- мультикультурность
- правонарушение, преступление
- торговля органами
- насилие
- зависимость
- искушение
- выбор
- травма
- унижение
- доверие
- риск
- эксплуатация
- мечта
- любовь
- неизвестность
- бедность
- дискриминация
- борьба за жизнь
- депрессия
Системы отношений:
- мужчина – женщина
- личность – система
- добро-зло
Черты характера:
- благородство
- интеллигентность
- достоинство
- цинизм
- жестокость
- принципиальность
Эмоциональная парадигма:
- страх, тревога
- влюбленность
- сочувствие
- презрение
- беспомощность
Нравственные категории:
- шантаж
- подлог
- ложь
- уважение
- нравственность
- совесть
- доброта
Символизм, метафоры:
- сердце в унитазе
- почка
- операция
- шахматы
- паспорт
- гостиница
Выразительные средства:
- свет
Дополнительные вопросы:
- В чем ты видишь решение поставленных режиссером проблем?
- Что привлекло друг к другу Окве и Сенай?
- Какие травмы переживает каждый из героев?
- Каковы причины и симптомы переживаемой Окве депрессии?
Цитаты:
- Кажется, ты задаешь вопросы? Я не задаю вопросов, прожив тут одиннадцать лет. Я – легализированный беженец, а ты – нелегал. У тебя нет положения. Ничего нет. Ты – никто.
- Знаешь, почему я уехала из Турции? Потому что не хотела жить, как моя мать.
- Я только бросил некий соблазн в твою голову.
- Я продал бы почку за десять кусков и был бы счастлив; человек, которому нужна была почка, был бы спасен и он был бы счастлив; человек, продавший свою почку, останется в этой стране и тоже будет счастлив. Весь мой бизнес основан на счастье. Выбор за тобой.
- Нет ничего опаснее добродетельного человека.
- — Почка стоит десять тысяч. – Будь я храбрее, я бы тоже продал, лишь бы отсюда вырваться, — спасти свои мозги.
- Ты – хороший шахматист, но ты плохо понимаешь жизнь.
- Мы с тобой должны думать, как выжить. И отбрось свои глупые мечты!
- — Почему я не видел вас раньше? – Мы из тех, кого вы не замечаете. Те, кто возит вас в такси, кто убирает у вас в комнатах, кто сосет ваши члены…
Выдержки из рецензий:
- На протяжении всего фильма показывали нам, каково (ударение ставьте где хотите) это — быть беженцем, нелегалом. Жить на одной земле, быть точно таким же человеком, а, возможно, даже в чём-то гораздо лучшим, но как забитая собака прятаться, убегать, скрываться, работать без отдыха и не спать. http://www.kinopoisk.ru/user/595311/comment/966492/
- Когда я вижу на экране простых людей, которых вынудили жить в нечеловеческих условиях, поневоле начинаю размышлять над тем, а что сделала бы я в подобных нестандартных ситуациях? Если честно, даже не представляю, но мне очень не хотелось бы оказаться на их месте. Надо отдать должное мужеству главных героев, сумевших всё же выпутаться из всего этого и сохранить свои зарождающиеся чувства. http://www.kinopoisk.ru/user/2154727/comment/1690260/
- Окве (Чиветель Эджиофор)— ночной портье, таксист, мастер на все руки, а в прошлой жизни — дипломированный врач. Его скорбное молчание хранит память об ужасном прошлом. Он устал от всего, через что ему пришлось пройти, и устал от рутины, заполнившей его нынешнюю жизнь. Он сумел адаптироваться в своей роли нелегального иммигранта, и теперь просто выживает. Мы видим в нём сильную личность, умного человека с твёрдыми убеждениями, и на этом фоне нынешняя жизнь Окве видится ещё более унылой и безнадёжной. Единственное, в чём теперь видит смысл Окве — это забота о своей подруге — албанской иммигрантке Синай. И это важный момент — ведь любой мужчина идёт вперёд лишь ради того, чтобы позаботиться о своей семье, чтобы защитить своих родных, чтобы сделать их счастливыми. Возможно ли сделать Синай счастливой? Вряд ли. Окве просто пытается всеми силами облегчить ей жизнь.
Синай (Одри Тоту) — горничная, а потом и швея на фабрике. Во всех смыслах «потерянная девушка». Образ Синай — прекрасная иллюстрация женской сущности в одиночестве и беде. Никому ненужная, представляющая интерес для окружающих мужчин лишь как объект удовлетворения сексуальных потребностей, страдающая от осознания своей никчемности, она мечется и мечтает просто сбежать, сбежать, сбежать от этого вечного унижения. Окве — её опора, её друг, её доверие, её надежда. Он, и его отношение к ней — последнее, за что она цепляется своей измученной душой «потерянной девушки». http://www.kinopoisk.ru/user/1478739/comment/2196439/ - Фильм достаточно тяжелый, но его стоит посмотреть, чтобы лишний раз себе напомнить, что все мы люди. Неважно граждане мы этой страны или нет, легально живем и работаем или не очень. Такие фильмы не собирают большую кассу, они слишком неудобные, да и не обладают таким бюджетом, чтобы их пиарили на всех углах. Потому, что страны первого мира очень не любят, когда начинают бултыхать их болото, и в нем начинает всплывать все то, что по их мнению есть только в странах третьего. http://www.kinopoisk.ru/user/5171226/comment/2172954/
- «Грязные прелести»— это фильм не про жадность, не про коррупцию и преступность, это фильм про отношения, которые важнее банального трения слизистых оболочек. Фрирз великолепно показывает, насколько это сложно — преодолевать силу инерции, традиции, национальные различия. Как трудно произнести три слова, ради которых и происходит всё между мужчиной и женщиной. http://www.kinopoisk.ru/user/4160391/comment/2097374/
Схожая проблематика:
- В Америке (In America), реж. Джим Шеридан, 2002.
- Господин Лазар (Monsieur Lazhar), реж. Филипп Фалардо, 2011.
- Его зовут Самба (Samba), реж. Оливье Накаш, Эрик Толедано, 2014.