КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Догвилль.

Догвилль (Dogville), реж. Ларс фон Триер, 2003.

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: Теория Отношений: человек-человек. Влияние власти на человека.

Мотто: Весь мир – театр, а театр – весь мир. Человек человеку – волк.

Круг психологических проблем:

  • жизнь в маленьком городке, провинция
  • пошлость бытия, пустота существования
  • пустые мечты
  • предательство, обман
  • самооправдание
  • природа человека
  • взаимопомощь
  • власть над человеком
  • бедность, нищета
  • использование
  • отрицание правды, самообман
  • адаптация на новом месте
  • трансформация
  • шантаж
  • архетипы людей и характеров
  • предсказуемость поведения людей
  • насилие
  • изнасилование
  • издевательства, унижение
  • рабство, эксплуатация
  • посттравматическая депрессия
  • незначительность
  • тема маленького человека
  • самопожертвование
  • возмездие
  • невежество
  • ксенофобия

Системы отношений:

  • человек – человек
  • человек — власть
  • свой – чужой
  • свет – тьма
  • порок – добродетель
  • ложь – честность
  • личность – толпа
  • дочь – отец
  • утопия — антиутопия

Черты характера:

  • тщеславие
  • самомнение
  • лень
  • эгоизм
  • властолюбие
  • высокомерие
  • тупость, инертность

Эмоциональная парадигма:

  • скука
  • презрение
  • боль, печаль
  • зависть
  • ненависть
  • отчаяние
  • страх

Нравственные категории:

  • доброта
  • милосердие
  • подлость
  • лицемерие, двойная мораль
  • порок
  • добродетель
  • ложь
  • честность
  • совесть
  • справедливость
  • месть
  • прощение
  • жестокость

Символизм, метафоры:

  • дар небес
  • ожившая собака
  • времена года
  • свет
  • луна, солнце
  • фарфоровые фигурки
  • колокол
  • шахта
  • собрание
  • снег
  • яблоки, яблоневый сад
  • грузовик
  • название города
  • «Dictum ac factum» (Сказано – сделано)
  • Грейс— «благодать», «дар», «грация», «милосердие», «молитва», «милость», «прощение»
  • пес Моисей
  • цепь и колокольчик на шее
  • слепота
  • имена античных героев
  • инверсия god-dog

Выразительные средства:

  • притча
  • театральная сцена
  • скудность, условность декораций
  • смена тьмы и света, дня и ночи
  • условное время
  • монотонный голос автора за кадром
  • свет
  • авторская ирония, сарказм
  • музыка Вивальди
  • фотографии и песня в титрах

Дополнительные вопросы:

  • В чем причины трансформации поведения жителей Догвилля и трансформация ли это?
  • Противоположности, антиномии в характерах и поступках героев фильма.
  • Что такое высокомерие?
  • Можно ли обвинять человека в том, что он испугался? В чем можно обвинять человека?
  • Почему Грейс убежала от отца и осталась в Догвилле? Что заставляет ее терпеть все издевательства?
  • Спектр чувств, переживаемых Грейс в течение фильма.
  • Заслуживают ли жители Догвилля прощения и почему?

Цитаты:

  • Чтобы отсрочить тот момент, когда ему придется по-настоящему взять в руки перо, Том придумал серию встреч с горожанами, посвященных их моральному совершенствованию. Ему казалось, этим он поможет своему городу.
  • Оставаться праведным можно и без пения псалмов.
  • Может, не стоит людей менять? Может, они и так достаточно хороши?
  • Тема была очевидной и понятной, но молодой человек абсолютно не подумал, о чем он будет говорить. Чтобы компенсировать недостаток подготовки, Том настойчиво прибегал к методике беспорядочных выпадов и уколов.
  • Назвать Догвилль славным было по крайней мере оригинально.
  • Этот город прогнил до самого основания. Я бы не пожалел, если бы он исчез.
  • Люди везде одинаковы. Жадны, как звери. Но в маленьком городе они менее удачливы. Они обожрутся, если дать им много еды.
  • Почему тот, кто любит свет, повесил тяжелые шторы?
  • Великодушный господь наделил ее редким даром смотреть только вперед.
  • В Догвилле было не принято ни с того ни с сего сдерживать свою ненависть.
  • Печаль и боль, наконец-то, заняли в ее душе подобающее место.
  • Ты решил, что ты – бог. Это и есть высокомерие.
  • Я люблю тебя. Я люблю тебя. Я люблю тебя больше жизни. Но я еще никогда не видел более высокомерного человека, чем ты. А еще считаешь меня высокомерным! Мне больше нечего сказать.
  • Ты слишком высокомерна. Тыне выносишь людям вердикты, потому что симпатизируешь им. В тебе сидит предубеждение, что никто не может достичь столь высокого уровня нравственности, которого достигла ты. Поэтому ты и оправдываешь других. И очень трудно представить себе большее высокомерие. Ты прощаешь других, оправдывая их тем, чем никогда не стала бы оправдывать свои поступки. Ты не должна отступать от собственных принципов. Они заслуживают за свои прегрешения то же наказание, что и ты за свои. Ты не даешь им отвечать за свои поступки, и это и есть высокомерие. Я никогда еще не видел более высокомерного человека.
  • — Они заслуживают за свои прегрешения такого же наказания, что и ты. – Они люди, отец. – Разве человек не должен отвечать за свои поступки? Конечно, должен. Но ты не даешь им этого шанса, это и есть высокомерие.
  • — Эти люди делают все, чтобы остаться людьми. Несмотря ни на что. – Но достаточно ли их усилий?
  • Как же она смогла их возненавидеть за то, что они всего лишь проявили свою слабость?
  • Нельзя обвинять человека в том, что он испугался.
  • Есть город, без которого мир станет лучше. Это Догвилль.
  • Хотя использовать людей нехорошо, я думаю, ты согласишься, что данный наглядный пример превзошел все ожидания. Как много мы узнали о человеческой натуре. Все, что с тобой произошло, было очень неприятно. Но и весьма поучительно…

Выдержки из рецензий:

  • Идея пришла мне в голову, когда я слушал нашего певца Себастьяна. Я люблю поп-музыку, а он замечательный исполнитель. В его альбоме «Великие хиты» мне попалась версия зонга Брехта «Пиратка Дженни», которую раньше я никогда не слышал. Вероятно, это был не самый лучший способ приближения к Брехту; считается, что самая верная дорога к нему — через музыку Курта Вайля. Кстати, моя мама была большой почитательницей Брехта, и когда отец в припадке ярости сокрушил ее коллекцию пластинок с музыкой Вайля, ушла из дому. Для нее Брехт и, в особенности, Вайль были светочами прогресса. Я никогда специально ими не занимался, хотя, конечно, видел кое-какие пьесы и знаю «Трехгрошовую оперу», откуда и взялась песенка «Пиратка Дженни». Мне она всегда нравилась, но лишь когда я услышал ее, сидя в машине, до меня дошло, насколько же она хороша, особенно стихи и мотив мести, что, вообще-то, совсем не по-датски. Именно это мне и понравилось, и я решил сочинить историю, которая как бы предшествует событиям песни. Мне захотелось поместить свою историю в Америку. Столько людей перебывало в Америке, что должно быть интересно посмотреть на нее глазами того, кто никогда там не бывал. В самой Америке именно так и поступают; Голливуд, можно сказать, специализируется на продукции такого рода. Так история про Дженни и про Америку вылилась в рассказ о Великой депрессии 30-х годов. Этот период богато отражен в фото- и киноматериалах, и неожиданно для меня правительство предоставило их нам на спонсорской основе. Конечно, сегодня такое было бы невозможно. Я что-то не видал правительств, которые платили бы за съемку бедноты в своих странах.

Я изучил этот материал и стал думать над стилем, который, как мне кажется, навеян Брехтом, хотя в этом деле я не специалист. Догвиль — маленький городишко в Скалистых горах, но ехать туда мне не хотелось. Потому-то я видел это место как будто на географической карте, а раз так, почему бы не воспользоваться этим представлением как радикальным стилевым приемом? Так мы и сделали.

Не надо смотреть в окно, если за ним ничего нет. Мы хотим, чтобы вы сфокусировали внимание не на декорации, а на чем-то другом, то есть на персонажах, актерах и самой истории. Стилевой прием воздействует как психологический наезд, как эффект увеличения. Тут вы можете спросить: «А не теряете ли вы что-то, исключая натуральность, считая ее несущественной?» На мой взгляд, нет. Я уверен, что вы быстро о ней забудете, вступите с нами в некий договор. Это похоже на детскую игру во дворе. Дом интересен как игровая площадка. В игре важно договориться о правилах. К счастью, люди наделены достаточным воображением, чтобы включиться в игру. Вы все равно не попадете в то место, которое проецируется на экран кинозала. Вам все равно придется принять образную условность. Просто правила бывают различными. Различными, но всегда в равной степени абстрактными. Разве нет?

Ларс фон Триер http://kinoart.ru/archive/2003/09/n9-article2

  • Мне хотелось действовать внутри реальности так, словно это приключение. Моя цель заключалась в том, чтобы создать эмоциональный фильм с драматическим личностным конфликтом, трогательный фильм, в котором счастливые моменты перемешаны с горестными. Ларс фон Триер http://kinoart.ru/archive/2003/09/n9-article3
  • «Догвиль» — фильм не такой уж негативистский. В нем показано, что нет ни плохих людей, ни хороших, зато обстоятельства могут обнажать в них самое худшее. Единственное, что можно сделать для улучшения мира, — это изменить обстоятельства. … Ведь это притча, как вы сказали, выражающая мое восприятие мира. Вглядитесь в этот мир, посмотрите, как он обращается с чужаками. Можно сказать, что это морализаторский фильм, а это, наверное, для меня нечто новое. Ларс фон Триер http://kinoart.ru/archive/2003/09/n9-article4
  • Грейс — молодая женщина, которая видела, как люди творят чудовищные вещи, как хладнокровно убивают. Ее отец гангстер. Она выросла в мире с извращенной моралью. Она борется. Отчаянно хочет быть праведницей. Более всего меня трогает ее стремление прощать, несмотря ни на что, потому что она изо всех сил старается верить в человеческую доброту.

Думаю, ее нельзя назвать наивной простушкой. Но она исполнена надежд, веры в людей. Как-то Ларс сказал мне интересную вещь: «Все эти люди — это частицы ее самой». То есть каждый житель городка — одна из ее ипостасей. Том, отец, все прочие… Это делает ее фигуру гораздо объемнее, чем кажется с первого взгляда. В конце она говорит, что люди должны нести ответственность за свои поступки. Примерно то же самое говорит ее отец. И потом она так жестко, так сурово обходится со всеми. По-моему, это не месть с ее стороны, ей просто кажется, что без этих людей городок будет лучше. Николь Кидман http://kinoart.ru/archive/2003/09/n9-article3

  • В создании образа героини Ларс во многом отталкивался от моего собственного характера. Еще до написания сценария мы много спорили и много говорили о моем отношении к жизни, к религии, о ценностях, которые я защищаю, и о той потребности, которую испытываю или испытывала: приносить окружающим добро… Ларс говорил, что вдохновился тем, что я собой представляю, чтобы широкими мазками написать образ Грейс. Точно так же было и со всеми исполнителями: фон Триер любит играть на сходстве характеров актера и его героя. Потом он вышивает по этой канве. Должна признать, что поначалу мне это не очень нравилось… Кстати, Грейс говорит очень нежным голосом, хотя внутри у нее все так и кипит… Вместе с Ларсом мы сначала постарались разобраться в ее прошлом. Я не хочу раскрывать тайну Грейс, но она выросла в очень суровой обстановке. Мне представляется, что в детстве она видела насилие, которое не могло не наложить отпечаток на ее характер. Чтобы залечить раны, Грейс испытывает непреодолимое желание делать добро. Николь Кидман http://kinoart.ru/archive/2003/09/n9-article6
  • Речь-то идёт по-прежнему о попытке вырваться за пределы сомнамбулического сна, который навевает подлинной действительности обманчивое и иллюзорное искусство, в том числе — умение жить в постоянном притворстве, ощущая себя лишь послушной марионеткой в мире навязываемых норм поведения, правил приличия, общепринятых ритуалов, архетипных моделей, давно сложившихся мифологем и эмблематически закреплённых феноменов бытия. Просто теперь это доведено до феноменологической ясности творческого высказывания, когда достаточно обозначить предмет или явление каким-либо рисунком, значком, пиктограммой, иконкой, чтобы мы сразу поняли суть творящегося перед нашими глазами. Поскольку уже привыкли существовать в знаковой, исключительно назывной, поистине смоделированной реальности, где даже нет места живому псу, который сразу нарушил бы впечатление несценического мира, как это и произошло, согласно театральной легенде, в одной из театральных постановок Константина Станиславского, стремившегося к максимальному правдоподобию. http://www.kinopoisk.ru/review/864249/
  • Странно, но факт — одновременно с «Догвилем» и независимо от него еще один гроссмейстер от метафизики по имени Егор Летов написал песню, практически ­дословно совпадающую с финалом фильма. Лающий пес Моисей восстает из чертежа, являя собой живую иллюстрацию к убийственно точному куплету. Миром правят собаки. Тебя убивают собаки. В мозгах проживают собаки. И выживают здесь только собаки. http://www.afisha.ru/movie/171669/review/209724/
  • Вернемся к идее. Если коротко, главная идея фильма заключается в том, что человек крайне опасное животное. И с ней, пожалуй, трудно не согласиться. Другой вопрос, что слишком уж мрачными красками она нам преподносится. Режиссер подвергает жителей Догвилля, которые в данном случае больше похожи на лабораторных крыс, воздействию двух очень сильных чувств. Одновременно страха и стремления повелевать, пусть и над одним, отдельно взятым индивидом. Ко всему этому добавляется практически универсальная способность общества оправдывать любые свои поступки, ведь оно никогда не может долго чувствовать себя виновным. В общем-то, способность страха, по своей природе, как правило, животного, с легкостью смывать с человека лоск цивилизации, и, собственно, все человеческое, равно как и неодолимое стремление повелевать кем-либо, которое в той или иной степени присуще каждому из нас, можно было бы давно признать в качестве обстоятельств, не требующих прочих доказательств, если бы слишком многие не хотели бы в них верить. Триер, понятное дело, верит, от того и показывает все это столь наглядно. http://www.kinopoisk.ru/user/157716/comment/317185/
  • Этот фильм— зеркало. И хуже всего тому, кто увидит в одном из жителей Догвилля себя. Поначалу действительно верилось, что эти люди, пусть и сложные, но добрые, примут и искренне полюбят добродушную и открытую всем Грэйс. Но открытость и отзывчивость только избаловывают горожан, юная девушка превращается в рабыню, ее перестают считать за человека.
    Больно и обидно становится за невинную девушку, пропитываешься ненавистью к проклятому Догвиллю. Очень много сильных психологических моментов приходится переварить за время фильма. Особенно отвратительно выглядит Том, у которого как-то поворачивается язык говорить Грэйс, что он ее любит.
    Ни капли сожаления я не испытал, наблюдая за финальной расправой морально униженной и оскорбленной Грэйс над своими мучителями. Но с концом фильма пришли вопросы. А что бы я делал на месте кого-то из них? Есть ли во мне что-то похожее на пороки жителей Догвилля?.. Фильм заставляет не на шутку задуматься. Отрадно, если после просмотра этой замечательной картины на свете станет больше хороших людей… http://www.kinopoisk.ru/user/144983/comment/162242/
  • Этот фильм ужасен, ужасен в том смысле, что он показывает человека с такой стороны, с которой никто бы не хотел его видеть. Это фильм о простых людях, которые получили власть, пусть маленькую, над одним человеком, но все же власть. В этом шедевре мирового кинематографа показывается, как все-таки могут люди ненавидеть друг друга и в кого они могут превращаться: в псов, в животных или еще ниже. Надо сказать, что это очень тяжелый фильм, но смотрится на одном дыхании от начала до конца, и ты не замечаешь, как проходит три часа. http://www.kinopoisk.ru/user/24777/comment/63955/
  • Ужасный фильм… Отвратительный… Мне мало от какого фильма было так тошно… Такое ощущение, что при мне вскрыли человека… разобрали на кусочки… http://www.kinopoisk.ru/user/224391/comment/246677/
  • Лично для меня после просмотра всё перевернулось. Мироощущение, ценности — всё стало по-другому, всё изменилось. Фильм заставляет задуматься о психологии людей. Как один и тот же человек ведёт себя в разных ситуациях. Заставляет подумать и ужаснуться, «а может я такой же!».
    Раньше я никогда не видела фильмов, которые до такой степени переворачивали бы во мне всё. Скажу просто, что жизнь моя две недели назад изменилась… http://www.kinopoisk.ru/user/44007/comment/91392/
  • Грейс на фоне всех героев этого фильма вообще, на протяжении его большей части выглядит каким-то неземным, ангелоподобным созданием. И только финальные сцены дают нам представление, что на самом деле она за человек. Дают представления о том, что на самом деле она не простила никого из жителей Догвилля за причинённое ей зло, а только делала вид, стараясь поступать сообразно своему идеалу морали и нравственности. Но ведь быть высоко моральным человеком и поступать согласно принципам марали не одно и тоже. Мораль в душе, и если человеку не нравятся нравственные добрые поступки сами по себе, а не потому, что они хороши, то как бы он не поступал, лучше он не станет. В душе его всё равно будет жить злоба, желание мстить, убивать, обманывать. И то, что он поступает не так как хочет, в душе делает его только хуже, ко всем негативным качествам такого человека добавляется ещё и лицемерие с высокомерием.
    Говорят, стоит судить человека по делам его, а не по словам, это заблуждения, поступки также как и слова могут быть всего лишь позой. И более того, чаще всего ей они и бывают. Увы, люди в основном своём большинстве предпочитают работать не над устранением своих внутренних недостатков, а над тем, чтобы скрыть их от окружающих. Человеку сложно быть собой и полностью невозможно абсолютно оградиться от общественного мнения. Наша задача лишь в том, чтобы попытаться за всей этой кажимостью сохранить хотя бы немного места для себя настоящего. Финальные кадры фильма, в которых Моисей обретает плоть и кровь, говорят нам о том, что человек, оставшись один, способен обрести себя. Режиссёр выбрал для этого примера собаку только потому, что история обретения себя одним из горожан потребовала бы отдельной истории, так как это не произошло бы сразу и не известно, произошло бы… Человеку не достаточно быть одному, чтобы найти себя. Даже у человека, полностью лишённого общества себе подобных, в голове продолжают жить стереотипы общественного мнения, разрушение которых может произойти, а может и нет. Но в любом случае это потребует большого количества времени и усилий. http://www.kinopoisk.ru/user/159233/comment/560759/
  • Единственным человеком, который имеет хоть какие-то понятия совести, нравственности является Том. Он пытается применить это на практике, однако его мероприятия не имеют смысла. Он пустой, потому что его мечтания и намерения взяты из книжек и не наполнены никаким смыслом. Том говорит о морали, воспитании, нравственности, потому что решил, что настоящие писатели, каковым он себя сам считает, обладают именно этими чертами. Теперь, когда появилась возможность, он пытается проявить на деле весь свой мифический нравственный комплекс, который создал для возвышения в собственных глаза. Здесь заключается высокомерие Тома. Мораль не может служить для того, чтобы создать видимость, и добрые дела совершаются из искренних и бескорыстных побуждений, иначе они не имеют смысла. http://www.kinopoisk.ru/user/681810/comment/832116/
  • Для меня эта картина до сих пор остается вопиющим феноменом и неразрешенным вопросом: так все же люди безнадежны и чтобы искоренить жестокость надо взять в руки автомат и изрекошетить всех и каждого? Война — это реальный выход или нелепое последствие нашей глупости? Как все могло дойти до того, что темная сторона жизни все-таки стала светлой, так как появилась ещё более темная? Неужели в этом мире не примут хороших и добрых людей с душой нараспашку? http://www.kinopoisk.ru/user/1/comment/1223217/
  • Что можно сказать о взаимосвязи зла и человеческой сущности? Пожалуй, определенно только то, что они неразделимы. Являются ли они таковыми по нашей вине или по замыслу природы? Зарождается ли античеловечность в нас еще в утробе матери или приходит с осведомленным знакомством с другим человеком? А может причины этой античеловечности кроются исключительно в социуме и его законах? Да и что мы вообще знаем об этом пресловутом зле внутри? Говоря по правде: да черт его разберет, при чем не первую сотню лет, как это все устроено. Но вопросы интересные и принадлежащие к тому типу, когда поиск ответа занимателен даже при отсутствии оного. «Догвилль», безусловно, касается этих поисков, но касается лишь намеками, брошенными в пустоту фразами, несколькими символами, создающими смысловой фон и глубину для основных тезисов. http://www.kinopoisk.ru/user/786441/comment/1252207/
  • Самое страшное унижение для женщины — это унижение физическим насилием. Я смотрела и задавалась вопросом — что же должно так пугать Грейс, чтобы она позволила всей мужской части Догвилля постоянно насиловать себя? И не могла ответить на этот вопрос. Тем более, что у Грейс был выбор…
    Только лишь финал все расставил на свои места.
    Знаете, есть такая мысль, что альтруизм — это разновидность эгоизма. Делая добро людям, человек упивается своим благородством. Если не упивается, то, во всяком случае, доволен. Грейс решила доказать всем и, прежде всего, себе, что она не такая, как отец, что она любит людей и понимает их, понимает и прощает им все поступки, совершенные из слабости. http://www.kinopoisk.ru/user/130760/comment/163212/
  • Почему собака? Не из-за инверсии ли god-dog? — Не инверсии, но уподобления! Если мы вспомним слова Гегеля «дух есть кость», мы поймем, что только собака в Догвилле обладает божественной природой; будучи ниже человека, она тем самым выше его. — Это доказывает Грейс в ошейнике? — А вот тут парадокс: собака носит ошейник, словно его нет, а человек — будто только он и существует; ошейник делает из собаки друга, из человека — раба. — Кого же он делает из Бога? — Гангстера, так считает Триер. Беседы со Славоем Жижеком http://www.kinopoisk.ru/user/24601/comment/1600451/

Схожая проблематика:

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

7 комментариев

  • Обсуждения не будет — со всем в общем-то согласна.:) Тут пару раз упоминались собаки — так вот, даже если они и повели бы себя так, то людей это не оправдывает — у людей окромя инстинктов есть СОЗНАНИЕ. После просмотра у меня лично застряла только одна мысль: А я? Неужели повелась бы на коллективный психоз и не сочувствовала Грейс? Нет? Я не такая? А если бы выросла в Догвиле?

    • Ну, почему бы и не пообсуждать. 😉 Тут собака как раз интересна и как единственное «воскресающее» существо. Сознание есть и у собак, но не такое, как у людей. И необходимо, по-моему, очень четко понимать, в чем разница.
      Так вот и непонятно, в жизни хватило бы стойкости противостоять большинству? Но подобные размышления помогают подготовиться и запастись силами для реальных событий. Конечно, мы не можем знать, какими бы мы были людьми, живи мы в других условиях, но мы можем предполагать, как бы мы хотели и могли поступить в тех условиях, в которых живем сейчас.

  • Пысы: Области Тьмы!!! Области тьмы!!!

  • В Догвилле важнейшая тема очень красочна и архиактуальна — высокомерие, высокомерие святош и всезнаек, как его много вокруг именно сегодня. Его всегда хватало, этого «классового» духовного снобизма, но сегодня это похоже на некую эпидемию.

  • Можно ли говорить о стокгольмском синдроме у Грейс? Так как сопереживание людям,что взяли тебя в заложники как раз для этого характерно.
    Касаемо нравственного аспекта высветленного в фильме:
    Мораль в том виде, в каком она являет себя, есть сплошной обман, лицемерие, тартюфство. По Марксу, мораль представляет собой иллюзорную, превращенную форму общественного сознания, призванную прикрыть аморализм действительной жизни, дать ложный выход социальному негодованию масс.

    • Как об одной из сторон медали, возможно, да, но это всего лишь одна из многих сторон отношения Грейс к своим мучителям. Там слишком много всего. В том числе, к примеру, собственных гордыни и тщеславия.
      Думаю, трактовка проблемы морали тоже не может быть однозначной. Важно отличать мораль как ложное прикрытие от этики как действительной необходимости нормализации человеческих отношений и жизни в целом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *