КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Ешь, молись, люби.

Ешь, молись, люби (Eat Pray Love), реж. Райан Мерфи, 2010.

Тебе около сорока, ты преуспевающий писатель да к тому же недурна собой, у тебя любящий муж и прекрасный дом, и вдруг ты вскакиваешь среди ночи в истерике «Так больше не может продолжаться! Я никогда еще не чувствовала себя такой одинокой и несчастной!» Что ты сделаешь дальше?..

По роману Элизабет Гилберт «Есть, молиться, любить».

Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ

Основная психологическая тема: самопознание, счастье, мудрость

Мотто: Женщина в поисках сути.

Круг психологических проблем:

  • самопознание
  • развод
  • мечта
  • молитва
  • поиск себя
  • необходимость изменений
  • вера
  • сублимация
  • прокрастинация
  • фрустрация
  • скандал
  • кризис
  • стол переговоров
  • депрессия
  • карьера
  • ангедония
  • чувство вины
  • отношения
  • переоценка ценностей
  • медитация
  • преодоление
  • наставник
  • мудрость
  • самосожаление
  • исповедь
  • прощение
  • счастье
  • добро
  • взаимопонимание
  • боязнь жизни
  • равновесие
  • расставание
  • трансформация
  • самосовершенствование

Системы отношений:

  • муж-жена
  • мужчина-женщина
  • учитель-ученик
  • человек-бог

Черты характера:

  • мнительность
  • истеричность
  • перфекционизм
  • эмоциональность
  • задумчивость
  • жизнерадостность
  • искренность
  • нерешительность

Эмоциональная парадигма:

  • разочарование
  • сожаление
  • влюбленность
  • радость
  • удовольствие
  • раздражение
  • спокойствие
  • сомнение
  • страх
  • истерика

Нравственные категории:

  • уважение

Символизм, метафоры:

  • гадание
  • коробка
  • книги
  • театр
  • лифт
  • контейнер
  • перекресток
  • еда
  • катер
  • закат

Выразительные средства:

  • пейзажи
  • губы
  • мимика
  • городские зарисовки
  • музыка
  • жесты
  • флешбэки
  • внутренний монолог

Дополнительные вопросы:

  • Что для Лиз молитва?
  • Почему Лиз начала молиться?
  • Что произошло между Лиз и Стивеном?
  • Что мешает Лиз быть счастливой?
  • Чего Лиз не может простить себе?
  • Что помогает Лиз простить себя?
  • «Все проходит». Все ли действительно проходит?
  • Что узнала о себе Лиз?
  • Произошла ли с Лиз действительная трансформация?
  • Каков рецепт счастья Лиз?

Цитаты:

  • Сейчас выйдет знахарь в девятом поколении. О чем я собираюсь его спросить? Как приблизиться к богу? Как покончить с детским голодом в мире? Нет, меня интересует моя личная жизнь.
  • Крепко стойте на земле. Как на четырех ногах. Так будет устойчиво. И еще: смотрите на жизнь не через голову, а через сердце. Так вы познаете бога.
  • Завести ребенка – это как сделать татуировку на лицо. Это всерьез и надолго.
  • Разве я этого не хотела? Я сама строила эту жизнь шаг за шагом. Так почему я не вижу в ней себе места?
  • Мне будет полезна встряска.
  • Не то чтобы я в него влюбилась. Случилось так, что я выпала из брака прямо в объятья Дэвида, словно мультяшный акробат, прыгающий из-под купола цирка в крохотный тазик с водой и уходящий в него с головой.
  • Я хочу лишь дышать!
  • У меня не было даже двухнедельной передышки, чтобы немного подумать о себе.
  • — Вся моя жизнь вместилась в один контейнер. – Я столько раз в день это слышал. Большинство не возвращается за своей жизнью.
  • Купи себе хоть один билет.
  • Когда учитесь, нужно любить себя.
  • Чувство вины – в этом вся Америка! Вы не умеете радоваться жизни! Вы знаете толк в развлечениях, но не умеете радоваться жизни!
  • Сладость ничего не делать. Дольче фарньенте.
  • Я устала себя ограничивать и подсчитывать калории.
  • Не случалось смотреть на родственников и думать: что я делаю в этой семье?
  • Зачем ты здесь?
  • Зал для медитаций внутри, его и украшай.
  • Учитесь выбирать свои мысли, как выбираете в шкафу одежду каждый день. Эту способность в себе можно развивать. Если вы жаждете стать хозяйкой своей жизни, начните с разума. Вот им-то управлять и стоит.
  • Ждать, пока он простит – потеря времени. Прости себя.
  • Эта боль не вечна. Все проходит.
  • Бог пребывает в нас, и вы его часть.
  • Чтобы быть счастливой, надо знать, где ты есть в этот момент.
  • Медитация «Улыбайся»: лицом, мыслью и даже печенкой.
  • Исцеление – это доверие.
  • У меня те же шрамы, что и у тебя, те же страхи, что у тебя…
  • Я не должна любить тебя, чтобы доказать любовь к себе.
  • — Мы расстались. – почему? – Ради равновесия – Потеря равновесия от счастья есть важная часть равновесия жизни.
  • — В какой-то момент я поверила в то, что назвала физикой поиска. Природную силу, чьи законы столь же реальны, как и гравитация. Правило физики поиска звучит как-то так: Если вы достаточно смелы, чтобы отбросить все привычное и уютное, а это может быть что угодно – дом, застарелые обиды, и отправиться в путь за истиной, искать правду в себе или в окружающем вас мире, если вы искренне готовы считать подсказкой все, что произойдет в пути, если примете как учителя каждого, кто вам встретится, и главное, если вы будете готовы принять и простить непростую правду о себе, вот тогда вам и откроется истина.

Отзывы:

  • Феминизм сделал свое дело — борьба еще продолжается на локальных фронтах, но в целом равенство полов состоялось. Женщина может голосовать, работать, одеваться по-мужски и по-мужски жить. Теперь, как в анекдоте, «со всей этой фигней мы попытаемся взлететь». Вроде бы самое время расслабиться и получить удовольствие, но выходит с трудом: вместе с правами пришла тотальная ответственность, за ней — одиночество, рефлексия, нервы и вечная депрессия. Вуди Аллен в уже упомянутой картине сформулировал внутренний конфликт современной женщины одной короткой убийственно точной фразой: «Кристина не знает, чего хочет, она только знает, чего не хочет». С нежеланием обзаводиться домиком в пригороде, населенным толпой ребятишек, общество смирилось, женщина получила индульгенцию на то, чтобы не выходить замуж, не рожать детей и не делать того, что ей не по душе. В настоящее время остро требуется положительная программа — как со всеми этими свободами жить. http://www.gazeta.ru/culture/2010/10/07/a_3426495.shtml
  • Наверно, уместно будет упомянуть, что хорошо там, где нас нет, поэтому очень часто успешные и не очень счастливые люди бросают все и уезжают далеко-далеко — на поиски нового… И это не капризы. Это не плохо. Это просто поиск гармонии, поиск веры и любви к себе… На месте Элизбает однажды может оказаться каждый, кому чужды стереотипы и правила, установленные нам современным обществом…
    Обобщая все вышесказанное, хочу отметить, что впервые довольно трудно описывать свои эмоции о фильме, потому что поддающееся объяснению всегда можно доказать и описать, а вот положительный след, оставленный этим фильмом на моей душе объяснить тяжело, потому что это мое сокровенное, душевное, а, может, даже и больное, потому что в героине Джулии Робертс я увидела себя… И, судя по женским перешептываниям в зале кинотеатра, не я одна… http://www.kinopoisk.ru/user/108649/comment/997976/
  • Главная героиня Элизабет не отличается ни красотой, ни умом. Ее внутренний мир неинтересен. О вещах она судит поверхностно, не пытаясь постигнуть их смысл и глубину. Преимущественно по ночам ее посещают совершенно бредовые идеи, которые она, очертя голову, начинает осуществлять. В итоге все ее действия импульсивны, алогичны и не приводят ни к какому значимому результату. К тому же она проявляет поистине вопиющий эгоизм, от которого страдают близкие ей люди. http://www.kinopoisk.ru/user/373230/comment/1016280/
  • Вкус к жизни, это важный аспект нашего бытия, когда мы его теряем, мы теряем самих себя. Постоянная рутина поедает, изъедает изнутри — и ты уже не человек — а механическая машина, пожирающая день за днем, неделю за неделей, год за годом. Вместо того, чтобы жить, ты существуешь, выдумывая мнимые цели и задачи, расстраиваясь из-за несущественных проблем, обязательно кажущихся вселенными по масштабу. Наверное, об этом первая часть этого фильма. Вступление в путь очищения. Но сделать первый шаг — это самое трудное и удается это не всем. Многие ломаются — продолжают существовать — другие спиваются — третьи, вообще, кончают жизнь самоубийством. Чаще встречается первый вариант, граничащий со вторым, следом по популярности идет третий, а четвертый, это единицы, например, как главная героиня романа и фильма «Ешь, молись, люби» Лиз. У неё кажется все прекрасно в личной и профессиональной среде, но кажущаяся идиллия, это всего лишь, легкая белоснежная и почти невесомая вуаль, которая при первом же подувшем ветерке, с грациозностью чайки воспарит в небо, обнажая проржавевшие трубы, из которых течет протухшая жидкость, некогда называвшиеся водой жизни. http://www.kinopoisk.ru/user/311539/comment/1004514/
  • Дальнейшее киноповествование ввергло меня в глубокую задумчивость. «Знаешь, — сказала я подруге. — Пожалуй, к следующему лету я куплю себе велосипед. Вот смотри, Котийяр села на велик и раз — Кроу попался! Робертс педалями закрутила — и готов ей Бардем! Чем я хуже?» Мой энтузиазм подруга не разделила. «Чтобы тебе типа Кроу под колеса бросился, это надо на Рублевку ехать. А пока не изобретен способ «Ешь, пей, худей», кто ж тебя туда пустит?» Закопав поглубже осколки своей мечты о Кроу, я решила порадоваться за героиню Робертс.http://www.kinopoisk.ru/user/132781/comment/1029980/
  • Никакого позитивного ощущения от фильма я не получила. Нам показан человек, у которого абсолютно отсутствуют какие-либо проблемы, кроме ее собственных надуманных. Все трое ее мужчин писаные красавцы и до смерти ее любят, денег у нее так много, что она может позволить себе не работать, а путешествовать и не в чем себе не отказывать целый год. Грубо говоря, баба бесится с жиру. «Ешь, молись, люби» — первый фильм в моей жизни, который вызвал у меня чувство зависти и обиды. Возникает желание отправить героиню на исправительные работы в поселок «Край» из одноименного фильма. Пусть попробует там внутреннюю гармонию обрести. http://www.kinopoisk.ru/user/1284749/comment/1005084/
  • Сколько коммунизм-капитализм ни строй, а материальными благами счастье не ограничивается, и как бы внешне благоустроена ни была жизнь, если в ней отсутствует духовная составляющая — всё будет не в радость. Проблема не новая, обозначена в самом начале, наиболее ярко в эпизоде, где отчаяние героини Робертс достигает пика, не дает ей спать, и вот она посреди ночи встает, отправляется блуждать по дому в своих горьких думах, встает-таки на колени и в слезах впервые в жизни, по ее собственным словам, обращается Богу. Этакий крик души. Горькое признание своей бездуховности. И вот тут начинается самое интересное.
    Всё, что дальше делает героиня, — тот самый диагноз. «Духовные поиски» эгоиста и потребителя, в лучшем показательном виде. Фарс. Где она идет искать Бога? Что готова в себе изменить? Собственная бездуховность гнетет, давит изнутри. Но героиня пытается ее либо «заесть», либо «закрасить» новыми знакомствами и сменой обстановки. Боян! Да, ей безусловно хотелось решить проблему, но вместо этого она весь фильм от проблемы убегает, изо всех сил уговаривая себя по дороге, что вокруг нее «все сплошь учителя» и что балийскому беззубому «прорицателю» лучше знать, где ей жить и что делать.
    На самом же деле — элементарная лень, привычка к готовым решениям, поверхностность во всех сферах жизни, неготовность честно признаться себе в своей инфантильности, и от этого еще большее отчаяние, от которого она еще более стремительно прячется за «медитацией». И ведь этот момент прорисован в фильме удивительно точно. В эпизоде, отведенном ее пребыванию в Индии, на популяризованной «фабрике гармонии» для западного человека, организованную всё теми же предприимчивыми потребителями для других зажравшихся потребителей всё тех же денег ради по всем законам жанра и принципу «всё включено». Комната для медитации, с кондиционером, слащавые речи о «лучиках света» и «внутренних улыбках». «К нам приезжает группа из 10 разведенных, ты будешь их встречать и вешать им лапшу, как тут всё здорово, ты для этой работы подойдешь». http://www.kinopoisk.ru/user/1371273/comment/1064501/
  • Фильм этот из разряда жизнеутверждающих. Он дает позитивный настрой и надежду, он заставляет задуматься о том, как мы проживаем свою жизнь. Являемся ли мы теми, кем мы мечтали стать с детства или живем так как нам диктует окружающий мир. Можем ли мы сами выбирать жизненный путь или всем нашим существом заправляют высшие силы? Что мы можем сделать для того, чтобы стать лучше, и что мы делаем для тех, кто нам не безразличен. В чем наконец смысл жизни и истинное богатство для человека? В чем найти силы для того, чтобы восстать из пепла после пережитых трудностей и испытаний. http://www.kinopoisk.ru/user/868068/comment/1005173/
  • Этот фильм-призыв всем людям без исключения идти вперёд, переступая через страхи, проблемы и всё то, что тянет нас обратно в наше, не всегда счастливое, прошлое. Этот фильм-надежда тем, кто вот-вот потеряет надежду. Лиз доказала каждому из нас, что в жизни можно пережить и развод с Стефаном, и разрыв с Девидом, чтобы потом встретить своего единственного Фелиппе. Раз и навсегда.http://www.kinopoisk.ru/user/609378/comment/1012856/
  • Уверен, каждый хотя бы раз задумывался о том, кто он, зачем он на этой земле и каков его путь. Кто-то задумался, коротко ответил и остался доволен; кто-то не ответил вовсе, но и решил не заморачиваться; а кто-то отправился на поиски… поиски себя и своего пути.
    «Ешь, молись, люби» хорошая картина о человеке, который решил на время остановить свою гонку жизни и попробовать поискать себя. Это не легко сделать, потому что все мы обрастаем кучей обязательств — перед друзьями, женами и мужьями, работой, детьми. У нас куча вещей, которые нельзя взять с собой и к которым мы привыкли. Все это создает какой-то вакуумный уют, из которого не вырваться. http://www.kinopoisk.ru/user/157799/comment/1028184/
  • Когда тебе немногим немалым, но хорошенечко за два раза по …дцать, за плечами два не совсем удачных брака, а на душе кошки скребут от опустошенности, некой потери себя, своих мечт, желаний, стремлений, которым, ах, уже тоже за …дцать, наверное следует что-то делать. По-хорошему, нужно проанализировать ситуацию, заняться эдакой рефлексией, чередующейся с медитацией, полным отчуждением от внешнего мира; да и просто отдохнуть, обрести душевный покой, достичь столь необходимого катарсиса и отпустить…
    http://www.kinopoisk.ru/user/190250/comment/1037037/
  • Всегда суть проблемы— понимание со стороны другого человека. Любимого и любящего человека. На выходе из кинозала у меня был только один вопрос: «Что мешало сразу на Бали поехать-то?!». Что изменилось в героине до Бали? Она научилась медитировать (заметьте, по графику :)), вкусно есть (судя по всему только в Италии). Момент поиска… Но опять-таки, где он в фильме…
    Голливуд закрепляет новый штамп для современных американцев среднего возраста. Нужно уметь расслабляться (Ешь), нужно укрепить веру (Молись) и нужно не быть одному (Люби). Италия-Индия-Бали, Париж-Китай-Гавайи, холестерин-скепсис-одиночество, McDonalds-церковь-гражданский брак).
    Не нужно искать ситуаций, в которых вам будет хорошо, нужно самому создавать хорошие ситуации! http://www.kinopoisk.ru/user/108633/comment/1011322/
  • Нужно быть смелым, чтобы признать, что живёшь не так, не там и не с тем. Нужно быть сильным, чтобы прекратить жалеть себя и других и всё изменить. Нужно научиться слушать и слышать мир и самого себя, чтобы удивлять, удивляться, любить и быть любимым снова. Об этом фильм «Ешь, молись, люби». http://www.kinopoisk.ru/user/1002464/comment/1005728/
  • Да, сложно понять причины душевного надлома героини. Преуспевающая писательница, у которой есть все: деньги, известность, красота, а главное — любящий и любимый муж, привлекательный и вполне адекватный. В таких условиях и ребенка завести — раз плюнуть, и путешествовать можно, сколько хочешь, и простор для писательского самовыражения не ограничен.
    Ни творческий кризис, ни разбитое сердце, ни бедность, ни бесплодие или другие недуги — ничто не мучает нашу героиню. И вдруг посреди ночи она вскакивает, начинает слезно рыдать и молить Бога неизвестно о чем. От всей души хотелось ей посочувствовать в этой сцене, проникнуться ее страданием, но не получилось. Как я ни силилась, так и не поняла, в чем причина ее печалей.
    Дальше начинается внутренний поиск. Думаю, этот фильм снят для того, чтобы помочь людям обрести гармонию, найти себя. Вот только метод подходит далеко не всем, я бы даже сказала единицам. Не думаю, что даже в процветающей Америке средний класс может позволить себе по несколько месяцев жить в Италии, Индии и на Бали. Что уж говорить о России. Весь итог поиска свелся к тому, что она нашла себе красивого мужика. Обалденно красивого Хавьера Бардема. А у него еще и ювелирный бизнес. И живет он на райском острове. И не женат. И женщины к нему не липнут. Сказка, одним словом. Опять сказка. А как быть реальным людям с подобной проблемой, у которых нет денег на Бали, и не настолько примечательная внешность, чтобы очаровать такого симпатягу?
    Все религиозные догматы из этого фильма пролетели мимо моих ушей, как и мимо ушей героини. Спасение она нашла явно не в Боге. В памяти остались лишь последние слова о том, что нужно примириться и принять не самую приятную правду о себе. Вот это, действительно, дельный совет. http://www.kinopoisk.ru/user/33808/comment/1268252/
  • Но на самом деле фильм сделал оскаровский лауреат оператор Роберт Ричардсон («Авиатор», «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе»). Его пейзажная лирика и искусная драматизация сервировки вкусной и здоровой пищи заставляют расслабиться и получать удовольствие гораздо действеннее, чем советы мудрецов, которые учат героиню смыслу жизни. И, конечно, Хавьер Бардем, которому выпала идеально сидящая на нем роль идеального Гоши из фильма «Москва слезам не верит», не подкачал и за какие-то четверть часа оживил бесконечные пейзажи видением слегка небритого «мужчины мечты». Так что зрительницы должны быть довольны. И вообще с годами понимаешь, как трогательно, что люди считают жизнь неким механизмом вроде кухонного комбайна, которым можно удовлетворять свои самые заветные желания — достаточно только как следует изучить инструкцию. http://www.itogi.ru/arts-kino/2010/40/157422.html
  • Экранизация главного американского нон-фикшн-бестселлера последних трех с половиной лет (188 недель в списке The New York Times) — в своем роде примечательное достижение: чистая функция пособия по самоусовершенствованию, лишенная каких-либо стыдливых оберток вроде «романтической комедии» или «познавательного тревелога». Если ваши проблемы, по вашему мнению, схожи с проблемами нью-йоркской журналистки Элизабет Гилберт (а предлагаемые ею в своих мемуарах решения не вызывают у вас истерического хихиканья) — скорее принимайте позу лотоса у киноэкрана. Всем остальным, однако, «Е.М.Л.» специально не дарит ничего, кроме быстро тающей надежды, что все происходящее — убийственная сатира на сознание эпохи постмодерна. http://www.afisha.ru/movie/198826/review/344049/

Сходная проблематика:

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *