КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Синдром сиротства.

Фильмы: Аутизм

 

Фильм «Сиротский Бруклин», с любопытством встреченный зрителями и не разочаровавший их.

Во-первых, популярный Эдвард Нортон, известный в России, прежде всего, по фильмам «Бойцовский клуб», «Первобытный страх», «Иллюзионист», выступил разом и сценаристом, и режиссером, и актером, воплотив свою давнюю мечту. Не имея поддержки крупных киностудий и серьезного финансирования, он выжал максимум возможного, детально и масштабно воссоздав Нью-Йорк 50-х. Зритель словно бы на машине времени попадает в другую эпоху. А «звезды», такие как Брюс Уиллис и Алек Болдуин, снялись просто бесплатно, в знак поддержки.

«Сиротский Бруклин». США, 2019

Режиссер: Эдвард Нортон

В главных ролях: Эдвард Нортон, Гугу Эмбата-Ро, Алек Болдуин, Брюс Уиллис

Во-вторых, главный герой, детектив Лайонелл Эссрог (Эдвард Нортон) – не супергерой и красавчик, как это обычно бывает в американских фильмах детективного жанра, а странный и трогательный человек, страдающий редким заболеванием – синдромом Туретта. Этот синдром приводит к нервному тику, обсессивно-компульсивному поведению и другим «странностям». Главный человек, которому досаждает такое поведение, он сам, поэтому Лайонелл пренебрежительно называет себя «чудилой».

В начале фильма его странности могут вызвать у зрителя удивление и раздражение, но потом на первый план выходят человеческие качества: доброта, порядочность, надежность, преданность, благородство… И изначальное удивление и раздражение сменяются сочувствием и симпатией к герою.

Идея наделить главного героя синдромом Туретта принадлежит самому Э. Нортону: в романе Джонатана Летема, по которому и поставлен фильм, Лайонелл здоров. И показанный на экране синдром Туретта развивает толерантность к людям с особенностями развития и психики, помогает видеть, в первую очередь, человека как личность, а не эти самые «особенности». И относиться с пониманием и эмпатией.

В-третьих, фильм отличает удачно подобранное музыкальное сопровождение, а музыка всегда оказывает на психику более глубокое воздействие, чем визуальный ряд — таковы законы эволюции. Сперва у наших далеких предков появился слух, уже потом — зрение.

Название фильма скрывает двойной смысл. «Бруклин» – это район Нью-Йорка, где происходит действие, бедные жители которого нуждаются в защите от застройщиков. И «Бруклин» – прозвище главного героя. Его забрал из сиротского приюта детектив Фрэнк Минна (Блюс Уиллис), пораженный цепкой памятью мальчика. Мальчик вырос и стал верным помощником Фрэнка. После убийства наставника Бруклин словно еще раз осиротел. Искренне горюя, он начинает собственное расследование.

Оба Бруклина (и район, и главный герой) – «сиротские». Они одни в сложных обстоятельствах и нуждаются в помощи, в защите, но не сдаются.

О СИНДРОМЕ СИРОТСТВА

Синдром «сиротства» – психологический феномен, и довольно распространенный, потому что он не всегда зависит от наличия или отсутствия родителей. Психологическое «сиротство» может быть и в полных, благополучных семьях. И даже в семьях с гиперопекой.

Ребенок с так называемым «сценарием сиротки» ощущает себя брошенным, одиноким, ненужным, недостаточно защищенным. На его истинные чувства, потребности, желания не обращают внимание. Окружению не интересно, какой он на самом деле, родители могут видеть в нем свои проекции, делать его вместилищем своих амбиций. «Сиротке» не хватает внимания вообще, либо же «сиротка» получает неправильное внимание: требовательное, критикующее. Причина формирования сценария сиротки – нехватка безусловной любви и принятия. В результате у ребенка формируется ощущение, что он одинок и брошен, даже если у него есть родители.

КАКОВЫ ПОСЛЕДСТВИЯ ВО ВЗРОСЛОСТИ?

Инфантильность, застревание в детстве, поиск «хорошего родителя» в окружающих. В своих контактах с ровесниками, а то и с людьми помладше, «сиротка» выстраивает детско-родительские отношения: или становясь символическим «ребенком», или компенсаторно пытаясь быть «родителем» для других.

Лайонелл, герой фильма «Сиротский Бруклин», в детстве был самым что ни на есть настоящим сиротой и рос в приюте. И во взрослости он ведет себя как человек со сценарием сиротки: бессознательно ищет опекающие родительские фигуры. Символическим «родителем» был для него убитый Фрэнк. И Лайонелл горюет по нему не только как по другу и наставнику, но и как по отцу.

По ходу действия Лайонелл встречает героиню, к которой у него возникают нежные чувства — мулатку Лауру. Это женщина именно материнского типа: она заботливая, опекающая, принимающая. Лайонеллу из-за синдрома Туретта сложно строить отношения с женщинами: он признается, что у него были сексуальные отношения с женщинами, но ни одна из них не оставалась на ночь и не спала рядом с ним, у него не было сердечной близости. И Лаура становится первой женщиной, которая принимает его со всеми странностями: они вызывают у нее нежность и желание позаботиться.

В фильме есть сцена, в которой, еще в самом начале знакомства, Лайонелл-Бруклин и Лаура танцуют. От стеснения у него начинается нервный тик, он смущается еще больше, но Лаура нежно гладит его по голове и говорит, что все в порядке. Их взаимоотношения больше похожи не на партнерские, а на детско-родительские. И в счастливой концовке фильма, возможно, Бруклин наконец нашел символическую маму и перестал быть «сиротским».

Что делать человеку со сценарием сиротки? Стать для себя хорошим родителем! Научиться заботиться о себе, восполнять детские дефициты. Тогда детские потребности окажутся удовлетворены, произойдет внутренний рост и выход из сценария Сиротки.

www.psyh.ru

Метки: , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *