Ирина Соловьева. Страсть в пустыне.
«Страсть в пустыне» США, 1997
Режиссер: Лавиния Курье
В главной роли: Бен Дэниелс
Фильм по произведению Оноре де Бальзака, почему-то мало известному в нашей стране. Возможно, советская цензура посчитала его неподходящим для читателя. С другой стороны, в те времена выходили гораздо более фривольные произведения того же Бальзака, Мопассана, да и д’Артаньян проводил ночи в будуаре миледи, и советские школьники понимали, что вряд ли они при этом играли в шахматы.
Произведение необычное, таким получился и фильм. Его можно назвать странным и нетипичным, уж точно выбивающимся из череды американских фильмов. Он запоминается и оставляет эмоциональный след – возможно, потому, что затрагивает глубокие пласты нашей души, ее древнюю животную часть.
По сюжету главный герой Огюстен Робер, красавец-офицер наполеоновской армии, теряется в пустыне. Борясь за выживание, он бредет сквозь пески и чудом набредает на древний храм в самом сердце пустыни. Сперва храм кажется опустевшим, бедуины верят, что там водятся только джинны. Но оказывается, что в каменных развалинах обитает пантера – самка леопарда. Придя в ужас, Огюстен затем обнаруживает, что она не причиняет ему вред, наоборот, защищает, спасает, делит с ним свою добычу. В свою очередь, он заботится о ней, играет, ласкает, танцует и дает имя «Самум» – «горячий ветер из самого сердца пустыни».
Имя героини – а пантера является полноправной героиней фильма – знаково и не случайно. Самум – восхитительное и ужасающее явление, овеянное легендами местных народов. Это песчаный ураган, налетающий неожиданно и неумолимо, он может нанести катастрофические разрушения. Немало людей и животных становились его жертвами… А современные научные исследования выявляют аномалии, сопровождающие самум.
Между пантерой и человеком возникает странная связь, которой сложно найти определение. Любовь, страсть? Наверно, это подходящие слова, если допустить, что есть разные виды любви и страсти. Нет-нет, это фильм не про зоофилию, и очевидного сексуального компонента во взаимоотношениях героя и животного нет. Тем не менее вскоре они не могут друг без друга обходиться, пантера не отпускает Огюстена из их совместного убежища, а Огюстен ревнует ее к забредшему леопарду.
«ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ» ИЛИ «ДИКОЕ ЖИВОТНОЕ»?
В каждом человеке есть цивилизованная часть и животная. На сознательном уровне мы идентифицированы с цивилизованной частью, но она занимает лишь малую долю нашей психики, подобно тому как человек – совсем недавнее дитя биосферы в масштабах долгих эволюционных процессов. Миллионы лет наши предки были дикими животными, а «человек разумный» появился примерно 40 000 лет назад. И это «дикое животное» сохраняется в психике каждого из нас. Оно вырывается наружу и может нанести непоправимый вред во время безумия, алкогольного опьянения, в страшных стрессовых ситуациях (например, в блокадном Ленинграде возник каннибализм, о чем не говорили открыто, но про это знали).
В ПОИСКАХ БАЛАНСА
Эта животная часть пугает нас потенциальной опасностью, как клыки и когти пантеры напугали Огюстена при первой встрече. Но она таит в себе и множество ресурсов, приходя нам на помощь и давая радость жизни, что и произошло дальше между человеком и пантерой. Нельзя игнорировать свою животную часть, но не стоит и потакать ей. Нужно договариваться, приручать, воспринимать как равного партнера. Искать баланс между цивилизованностью и природностью, и в каждой ситуации он свой.
ЭТОТ «ВНУТРЕННИЙ ЗВЕРЬ» СПРЯТАН В ДРЕВНИХ ГЛУБОКИХ ПЛАСТАХ ПСИХИКИ.
И в фильме мы видим очень точную метафору: Огюстен находит Самум в пустыне (пустыня – один из символов Бессознательного), в древнем храме (указание на древность и сакральность животных пластов психики). Храм заброшен и полуразрушен (мы игнорируем свою животную часть, «забрасываем» ее).
В итоге между Огюстеном и Самум нарастает конфликт. Его цивилизованная часть призывает к возвращению в мир людей. Более того, его ведь могут расстрелять как дезертира! А пантера не хочет его отпускать. Это типичный конфликт между женщиной и мужчиной: мужчине важно ощущать свою свободу и мобильность (он же воин и охотник), а женщине важно привязать его к себе, чтобы любил и заботился. Огюстен не собирается бросать Самум, объясняет, что вернется, но пантера не в состоянии это понять. Герою приходится прибегнуть к ухищрению, чтобы уйти. И это имеет роковые последствия.
Я не буду рассказывать в подробностях, чем закончится история, чтобы не портить удовольствие от просмотра фильма. Скажу лишь, что Огюстен не смог найти символический баланс между миром цивилизованным и животным миром. И тогда пострадали обе эти части.
А как находите баланс между своей природной и цивилизованной частью вы?
Источник: https://www.psyh.ru/film-strast-v-pustyne/
© Наша Психология