Анна Шалимова. Психотерапевт Франсуа Озон о поиске себя.
«Двуличный любовник»
- Франция, Бельгия, 2017
- Режиссер: Франсуа Озон
- В главных ролях: Марина Вакт, Жереми Ренье, Жаклин Биссет
Франсуа Озон разбирает историю главных героев как психолог, ведущий прием клиентов.
ФАНТОМНЫЕ БОЛИ
Хлоя – так зовут главную героиню – страдает от болей в животе, и гинеколог, не найдя физической проблемы, отправляет ее к психологу. Хлоя выбирает мужчину-психолога. На первых сеансах специалист не произносит ни слова, вероятно из-за того, что клиентка открывает себя, свою личность подробно, проговаривает свои переживания.
На одной из последующих встреч он задаст уточняющий вопрос, и она отметит это. Терапия приносит положительный результат, боль в животе почти проходит. После психолог отказывается продолжать приемы из-за чувств, которые он испытывает к своей клиентке.
Хлоя и Поль начинают жить вместе, и однажды девушка находит в его вещах свидетельства об изменении фамилии, а позже случайно видит из окна автобуса человека, которого принимает за своего возлюбленного. Хлоя проводит свое расследование и узнает, что у Поля есть брат-близнец, тоже психолог, не признанный Полем, выключенный из его жизни.
Поскольку Поль больше не работает с Хлоей, в игру включается другой профессионал – Франсуа Озон. Последующее развитие сюжета можно воспринимать как реальность или интерпретировать его как симптом, знакомый каждому из нас.
Хлоя мучается от болей в животе, и это страдание оказывается связано с тем, что в утробе матери был еще один зародыш, ее сестра. Чувствуя это или переживая несовпадение себя, какая она есть – и какой могла бы быть, героиня пробует разные модели поведения. Она выглядит естественно, развивая отношения с Полем, изменяя ему с его братом, узнавая подробности их прошлого, как смелый детектив, и прячась от внешнего мира, ночуя у соседки, когда становится страшно одной в квартире.
ИСКАЖЕННОЕ ОТРАЖЕНИЕ
Героиня ищет правду о жизни своего мужчины, но не находится ли она в поиске себя? Что, если доминирующий персонаж и его проигрывающий, слабый близнец – это две части ее характера? Не выглядит ли эта противоположность близкой каждому из нас?
Какая я на самом деле, сильная или слабая, нежная или агрессивная, побеждающая или уступающая? Чего больше во мне – победителя, получившего эту жизнь, или второго, ведомого, ищущего свое место, не данное ему сразу, при рождении?
Если посмотреть на историю, разлучившую братьев, – не логично ли задать себе ряд вопросов? Например, как часто, чувствуя свою слабость, мы готовы применить запрещенные, нечестные методы? Агрессия и хитрость – признак слабости или оправдание желания быть первым, любимым и особенным человеком для окружающих и самого себя? Все ли методы хороши при завоевании своего «места под солнцем»?
Хлоя, проходящая множество зеркал и извилистых лестниц по пути к первому, а потом второму психологу, как будто путешественник, ищущий компас в бесконечном количестве дорог, ведущих к ответу на эти неиссякаемые вопросы.
Параллельные отношения с братьями-близнецами развиваются по абсолютно разным сценариям. Хлоя как будто познает две версии одного человека. В итоге получая от Поля поддержку и спокойствие, а от Луи – животный, страстный и живой секс, она говорит второму: «Когда я с тобой, я думаю о нем. Когда я с ним, я думаю о тебе».
Внешнее зеркальное отражение совсем не предполагает, что набор действий и переживаний в реальном человеке будет одинаков. Проживая историю братьев-близнецов, героиня раскрывает себя, находит одно свое воплощение – под бдительным руководством психотерапевта Озона. Внутренние изменения Хлои находят свое воплощение в ее работе. После карьеры модели, предполагающей демонстрацию себя, она становится смотрительницей в музее. Теперь ее главная задача – наблюдать. Экспозиции соответствуют ее трансформации.
Изначально Хлоя помещена в пространство с фотографиями детей – и сама, как маленький ребенок, только начинает познавать себя. В момент первого разговора с Луи она идет мимо инсталляции переплетенных стволов и веток деревьев – вплетает в свою жизнь нового мужчину. Далее картины-абстракции, похожие на причудливые цветы, в которых теряешься, как в ощущениях и размышлениях о жизни. Наконец, ближе к финалу фильма – человеческие органы в несколько раз больше своего фактического размера заполняют зал, как памятники. Метания Хлои тоже оформляются в единое решение, и ее выкидыш оказывается остатками зародыша сестры, которую она поглотила еще в утробе своей матери.
ОБРЕТЕНИЕ СЕБЯ
Мать Хлои появляется ближе к концу фильма, просит прощения за свое безразличие, признается дочери в своей любви. Самое время материализоваться и заявить о себе – когда твой ребенок уже пережил все истории, за которые его режиссера сравнивают в том числе с Хичкоком. Впрочем, именно матери Озон поручил фразу «Любовь никогда не спасает».
Архетип матери – тема слишком важная, и Озон не может не включить ее в свой рассказ. Он создает галерею матерей, сильных, немного странных, страдающих и не сумевших сделать своих дочерей счастливыми. Впрочем, у Хлои и ее мамы остается шанс действительно присутствовать друг у друга в жизни после объятий, признаний и слез в конце их первой за многие годы встречи.
История про поиск себя и своей жизни заканчивается вполне обнадеживающе. Девушка больше не ищет своей альтернативы, не борется за свою исключительность, она принимает себя такой – одной-единственной. Также, символически или реально (зависит от вашего восприятия), она убивает близнеца своего мужчины, сделав его единственно возможным рядом с собой.
Сложный выбор и принятие себя – путь, показанный Озоном как триллер, проходит каждый из нас. Даже если поиски становятся похожи на фильм ужасов, принятие себя – финал, к которому приходят герои «Двуличного любовника».
Последнее видение героини в финале – прощание с прошлыми переживаниями. Сестра-близнец смотрит, как Хлоя и Поль занимаются сексом, после чего разбивает оконное стекло, исчезая и оставляя нас в осколках, похожих на вестников новой, свободной жизни без зеркальных отображений реальности.