Как вернуть жену?
Для начала – немного о сюжете фильма «Развод по-французски». Кристен (Паскаль Демолон) – успешный дирижер, которому только что предложили контракт в Штатах, после прощальной вечеринки делает предложение руки и сердца талантливой скрипачке Ариан (Жеральдин Накаш). Она соглашается, но существует небольшая помеха – Ариан все еще формально замужем за Нино (Ким Росси Стюарт) – школьными учителем в маленькой итальянской деревушке. Однако простая формальность по оформлению фактически состоявшегося уже развода оборачивается возвращением Арианы к Нино.
Развод по-французски, 2015
Режиссер: Дороте Себба
В ролях: Жеральдин Накаш, Ким Росси Стюарт, Паскаль Демолон
НЕЗАВЕРШЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Если убрать комический антураж, то с психологической точки зрения пред нами история про типичные «незавершенные отношения» – когда между партнерами осталась сильная эмоциональная связь. В результате чего формально бывшие партнеры все еще надеются, как правило бессознательно, друг другу отомстить, наказать, вернуть противоположную сторону или еще каким-нибудь образом получить свою долю эмоциональной «компенсации».
Многие по себе знают, с каким наслаждением они мечтали о том, как через какое-то время встретят своего бывшего или бывшую, и обязательно так, чтобы «у меня было все хорошо», а у него/нее – «все не складывалось». Помнится, как одна из моих знакомых с торжествующим видом описывала встречу со своим «бывшим» через несколько лет после очень тяжелого для нее расставания: «А я сижу такая, стройная, веселая, юбочка коротенькая, а он пялится на мои ноги». В общем, от встречи у нее осталось ощущение, что она отомщена. И на этом, как говорят коллеги-психотерапевты, «гештальт у нее закрылся» – отпустило.
К таким «сбывшимся мечтам» вполне можно отнести одну из первых сцен фильма – шикарное появление Арианы с крутым женихом в кабриолете прямо посреди захолустного дворика, в котором живет Нино. Но вот дальше с традиционным сценарием не заладилось.
О ПОЛЬЗЕ СКАНДАЛОВ
Собственно говоря, все, что дальше происходит между Нино и Арианой, – это обычное выяснение отношений. Только для того, чтобы к нему прийти, им понадобилось несколько лет прожить по отдельности.
Как это ни странно прозвучит, но скандалы и ссоры сближают намного больше, чем самые романтичные ухаживания. Понятное дело, если скандал при этом выполняет функцию снятия напряжения через прояснение накопившихся претензий, а не превращается в череду взаимных унижений, когда главная цель – не выплеснуть накопившийся негатив, а посильнее задеть друг друга за живое. Ну а если для такого разговора необходимо устроить публичную сцену – на здоровье. Чем, собственно, и занимаются Нино и Ариана посередине какого-то парижского озерца.
Кстати, оттеняет эти семейные разборки главных героев замечательная сцена с прощальными выяснениями отношений между Кристеном и Арианой прямо в процессе музицирования. Когда в приступе ревности Кристен загоняет темп в «Рондо каприччиозо» Сен-Санса – и без того одной из самых виртуозных пьес скрипичного репертуара. Для читателей, далеких от исполнительских тонкостей, поясню, что в переводе на язык обычных отношений это практически равносильно «изнасилованию» солистки. Так что вполне можно сказать, что Кристен находит вполне художественный способ для прощального объяснения с Арианой.
КАК НЕ СПАТЬ С «БЫВШИМИ»
Судя по всему, с Кристеном Ариана все время чувствует себя «как на сцене», все время должна ему «соответствовать» (при всем кажущемся демократизме взаимоотношений музыкантов). Собственно, и сливаются они больше в музыкальном экстазе, чем в повседневной жизни. А в жизни союз с Кристеном – сплошная ответственность. После сделанного дирижером предложения жизнь Арианы превращается в сплошную и довольно изнурительную «гонку за удачей».
Недаром, когда девушка оказывается рядом с Нино, она буквально «выдыхает» и с удовольствием расслабляется. Потому что Нино – свой! И от него не надо заслоняться, даже после нескольких лет разлуки. Ариана его совершенно не стесняется – выбегает к нему в пеньюарах, нижних сорочках, хватает еду прямо из кастрюли. У «бывшей» явно нет ощущения, что она «принадлежит другому мужчине». В результате Нино остается только дискредитировать ее как обольстительницу с помощью критики вычурности ее комбинаций, обесценить антураж пылкой влюбленности, подтрунивая над бесконечными звонками Кристена и его фамилией, ну и… похвалить форму груди.
Тут-то ее и прорывает на выяснение отношений! Бурный скандал заканчивается в спальне, и в приступе послеинтимной откровенности Ариана даже обещает все рассказать дирижеру.
Кстати, при незавершенных отношениях это довольно типичная картинка – секс с бывшими мужьями/женами. А почему бы и не переспать, если чувства еще остались, партнер все еще воспринимается как человек близкий, а барьер, который появляется вместе с новыми серьезными отношениями, так и не возник? Тут скорее нужны веские причины, чтобы отказаться от интима.
АВТОМАТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Тут всплывает еще одна очень важная тема фильма – похоже, что Ариана дозрела до материнства. И в этом плане Нино – практически идеальный вариант, чтобы совместить рождение ребенка с продолжением карьеры. Тем более что он сам давно уже мечтает об этом. Более того, он просто идеал современного «продвинутого» мужчины – готов работать полдня, сидеть с детьми, менять подгузники и давать возможность жене гастролировать. В отличие, кстати, от Кристена, которому на фоне нового назначения в американский оркестр вряд ли придет в голову жертвовать делом всей жизни ради того, чтобы жена смогла продолжить карьеру.
Что бы ни говорили феминистки, но совмещение материнства и карьеры до сих пор остается проблемой прекрасной половины человечества. Просто потому, что женщинам все же приходится вынашивать, рожать и кормить. А это – время. В этом плане особую привлекательность приобретает именно фигура Нино. Так что у героини в какой-то момент включаются и вполне рациональные соображения. И – вуаля! – вчерашний «бывший» возвращает жену, спокойствие, да еще и обзаводится радужными планами на будущее.
Как развиваются подобные отношения в реальной жизни? К сожалению, такие парочки часто сбегаются и разбегаются. Во-первых, из-за слишком большого «разлета» желаний – с одной стороны, хочется простого дома, а с другой – профессионального развития. А во-вторых, даже основные противоречия, которые уже приводили к разрыву, часто так и остаются неразрешенными.