КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Екатерина Карпикова. Непутевый путь.

Принимайте своих детей такими, какие они есть, иначе вы рискуете испортить жизнь и им, и себе. Но главный герой фильма Кирка Джонса «Все путем» приходит к этой мысли лишь под конец жизни – и то во сне.

ПРЕДМЕТЫ ДЛЯ ГОРДОСТИ

Фрэнк – пенсионер, проработавший всю жизнь на фабрике, вдовец. Он готовит дом к приезду своих четверых детей на семейный ужин: облагораживает двор, покупает дорогое вино. Фрэнк с гордостью рассказывает врачу и продавцам в магазинах о предстоящем событии. Но дети по очереди сообщают, что приехать не смогут.

Тогда Фрэнк, невзирая на протесты врача, принимает решение отправиться к детям и выяснить, что же происходит в их жизни.

В поезде Фрэнк показывает семейную фотографию попутчице. С гордостью сообщает, что один его сын художник, второй – дирижер, дочь – танцовщица и еще одна, Эмми, работает в рекламном агентстве. Везде, где только возможно, старик рассказывает о высоком социальном статусе детей. Но так ли они успешны на самом деле, а главное – счастливы ли они?

ЛЮБОВЬ БЕЗ УСЛОВИЙ

Есть такое понятие в психологии, как нарциссическое расширение. Когда мать или отец как будто присваивает успехи детей себе. Озвучивая лишь достижения своего ребенка, родитель тем самым повышает свою самооценку.

Детей хвалят только за успехи и игнорируют, ругают за отсутствие таковых, не поддерживают в моменты неудачи. Так ребенок получает послание: любить и принимать его могут только успешного.

Зачастую дети всю жизнь стремятся к успеху, но так и не чувствуют от него удовлетворения, так как под потребностью быть успешным лежит более глубокая – быть любимым. Ребенку важно, чтобы его любили, ценили и принимали. Благодаря этому закладывается здоровая самооценка, которая является необходимым механизмом выживания. Именно самооценка позволяет сделать достойный выбор партнеров по браку, по работе, друзей, быстро выходить из деструктивных коллективов, отношений, устойчиво принимать критику.

Родительская любовь и принятие дают ребенку силы жить счастливо и продуктивно. Только продуктивность эта будет не для кого-то, через сильнейшее напряжение, усталость и разочарование, а из глубинной внутренней потребности реализоваться, приносящей радость творчества и удовлетворение. Иначе можно потратить время на попытки добиться родительской любви, так и не начав «свою» жизнь. Любить и ценить не значит потакать любым капризам ребенка. Надо вести диалог, слышать ребенка, ценить его мнение, разделять отношение к ребенку и отношение к его поступкам.

ЖИЗНЬ ВО ЛЖИ

Навещая детей, Фрэнк замечает – то, что он знал о детях, не соответствует реальности. Картины Дэвида почти не продавались. Роберт не дирижирует целым оркестром, а «всего лишь» играет на барабане, и, даже когда он ушел со сцены во время репетиции, оркестр не замечает его отсутствия. Эмми врет про сына, что тот отличник, и скрывает развод. Рози оказывается бисексуалкой, с маленьким ребенком на руках, о котором Фрэнк ничего не знает. То есть не знает о том, что у него есть внук! Все вместе они скрывают от отца, что Дэвид на данный момент находится под следствием в Мексике и лежит в больнице из-за передозировки наркотиков…

Дети хотят провести больше времени с отцом, но ложный образ успешности не дает им это сделать. Ведь тогда неминуемо разоблачение и разочарование отца. А мама говорила: «Старайтесь, чтобы папа вами гордился!» Фрэнка расстраивает ложь детей, но ведь и Фрэнк врет, например, своему врачу о том, что никуда не поехал и остался дома. Свою ложь Эмми объясняет отцу тем, что просто поступает как мама: хорошее рассказывает, плохое скрывает.

ПЛОХО НЕ БЫВАЕТ?

Если в семье принято не замечать проблем, врать друг другу, не доверять, скрывать важные детали, искажать реальность, ребенок, скорее всего, будет вести себя так же. Изначально малыш видит все, и хорошее и «плохое».

Но если родители упорно делают вид, что все хорошо, тогда, когда на самом деле все плохо, с какого-то момента ребенок теряет способность видеть реальность. Ведь папа и мама – незыблемые авторитеты, и, если они так сказали, значит так оно и есть. А он, ребенок, ошибся. Так начинается процесс недоверия к собственному видению.

Чем это грозит? Тем, что человек в дальнейшем будет пропускать сигналы об опасности, не слыша их. Все истории про то, что партнер был заботливым и порядочным, а потом стал другим, – дело рук этого психологического механизма. Не партнер изменился, просто человек изначально пропускал важные сигналы.

Находясь в иллюзиях, человек рано или поздно сталкивается с сильным разочарованием, чем дольше носить розовые очки – тем сильнее будет боль.

НАЙТИ ГЛАВНЫЕ СЛОВА

Дэвид умирает от передозировки. Узнав это, отец произносит фразу: «Это не мой сын!» Процесс непринятия продолжается. Ночью Фрэнку снится сон, где маленький Дэвид говорит ему, что не знает, кем хочет стать, маляром или художником. В реальности Фрэнк говорил Дэвиду, чтобы тот старался и стал художником, и тогда он будет гордиться сыном. Теперь же во сне Фрэнк ответил, что был бы горд за сына в любом случае. Жаль, что целебная фраза была найдена слишком поздно.

Есть очень трогательный момент в конце фильма. Фрэнк возвращается в Нью-Йорк, чтобы купить картину Дэвида. На одном из пейзажей изображены провода, натянутые вдоль дороги. Фрэнк всю свою жизнь занимался именно проводами. Для него эта картина – подтверждение его ценности для сына.

Отец любит своих детей, а дети – отца. Только выразить свою любовь им удалось не сразу. А именно умение грамотно выражать свои чувства – один из важнейших навыков человека.

Источник: http://www.psyh.ru/rubric/27/articles/2975/?utm_source=facebook&utm_medium=statja&utm_campaign=kino&utm_term=neputyevij+put&utm_content=1_2_2017
© Наша Психология

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *