Благие знамения. Смотрим вместе с психологом.
Это шестисерийная экранизация совместного творения писателей Тэрри Пратчетта и Нила Геймана, получившая популярность во многих странах у миллионов поклонников. Популярность, безусловно, заслуженную: юмор, интересный сюжет, прекрасная актерская игра, атмосферность. Все на высоте. И — глубина. В легкой юмористической форме создатели поднимают вечные и важные вопросы: борьбы Добра и Зла, личного выбора и ответственности за него.
Великобритания, США, 2019
Режиссер: Дуглас Маккиннон
В главных ролях: Майкл Шин, Дэвид Теннант
Главные герои — ангел Азирафель (Майкл Шин) и демон Кроули (Дэвид Теннант). Оказавшись на Земле среди людей, за тысячелетия знакомства они сумели проникнуться друг к другу симпатией и сдружиться, в чем сами себе не хотят признаться. И вот в начале XXI века перед ними встает сложная задача: Азирафель должен склонить новорожденного Антихриста на сторону Добра, Кроули — воспитать в традициях Зла. Им обоим поручено привести мир к Концу Света, но они слишком привязались к земной жизни с ее вкусными блинчиками и рок-концертами, поэтому в тайне от «начальства» договариваются не способствовать Апокалипсису, а предотвратить его. Чем же все закончится?..
ПРОТИВОСТОЯНИЕ ДОБРА И ЗЛА
Противостояние Добра и Зла — частая фабула литературных и кинематографических произведений. И в конце обычно побеждает одна из сторон, чаще, конечно, Добро — в назидание читателям и зрителям. А вот в «Благих знамениях» иная концовка. В борьбе Добра и Зла мы видим относительность и условность этих понятий. Более того, иногда Зло ведет себя, как Добро, а Добро — как Зло.
— Нас бы постигла неудача, если бы в глубине души ты не был бы чуточку хорошим, — говорит демону Азирафель. — И если бы в глубине души ты не был бы прохвостом, достойным дружбы, — отвечает ангелу Кроули.
Этот принцип отражает восточный символ инь-ян: внутри белой стороны есть черный кусочек, а черная сторона скрывает в себе белый. Это позволяет сохранять равновесие полярностей, баланс противоположностей. И показывает относительность всего, даже представлений о хорошем и плохом. Поэтому Азирафель и Кроули представлены как дуэт, единое целое — демон и ангел как представители Добра и Зла, находящиеся в вечном взаимодействии и балансе. Это то, что происходит в человеческой душе. И более того, как «целое не равно сумме частей» (один из основных принципов гештальт-терапии), так и в человеческой душе рождается нечто иное, большее, чем черное-белое, добро-зло: это «цвет», выход в метапозицию, объемное и многомерное восприятие. Представление о том, что есть нечто вне понятий «хорошего» и «плохого», то, что нельзя оценить.
Вы можете найти смешную картинку, пародирующую эмблему инь-ян и отображающую этот принцип многомерности: помимо белого Ян и черного Инь там появляется третья часть, цветная, подписанная как «хрень». Это то, что невозможно оценить и следует воспринимать просто как данность жизни. Помните, мы упомянули, что Азирафель и Кроули должны повлиять на маленького Антихриста, склонив на свою сторону. Малыш по ошибке попадает в провинциальную английскую семью и получает имя «Адам». В итоге из Адама вырастает… человек. Он не на стороне Добра и не на стороне Зла, он вне этих понятий. Простой человеческий подросток, живущий интересами своего возраста: он играет в лесу с друзьями, любит мороженое, обрывает яблоки у соседа и мечтает о собаке.
ЕСТЬ МЕТАФОРА О ЦВЕТАХ ТРЕХ ВОЗРАСТОВ
1. Белый цвет. Это детство, этап идеализации. Ребенок видит только хорошее, приукрашивает реальность — так проявляется защитный механизм, ведь прекрасный мир представляется более безопасным, а идеализированные родители — хорошими защитниками. И сам старается быть хорошим и правильным, заслуживая любовь окружающих.
2. Черный цвет. Протест и бунт, подростковая позиция. Родители обесцениваются, мир видится враждебным. Защитный механизм уже не идеализация, а обесценивание — оно предохраняет от разочарования. Кроме того, способствует сепарации — от «плохих» родителей легче отделиться. Через протест и агрессию подросток чувствует свою силу и значимость.
3. Цветной этап. Мир перестает восприниматься оценочно как «хороший» или «плохой», многое воспринимается просто как данность. Уходят штампы, стереотипы, возникает открытость восприятия и возможность видеть вещи такими, какие они есть. Это психологическая зрелость. Приходят мудрость, терпимость, понимание.
Конечно, психологический возраст не всегда связан с паспортным. Вы можете встретить взрослых, застрявших на этапе «ребенок» или «подросток». А может, уже вспомнили кого-то из знакомых, когда читали эти строки. В «Благих знамениях» герои попадают именно на «цветной этап» психологической зрелости, выходя за пределы стереотипов о Добре и Зле.
А на каком этапе находитесь вы?