О чем фильм «Банши Инишерина»?
Новая работа оскароносного режиссера Мартина МакДоны («Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Залечь на дно в Брюгге») раскрывает тему гостинга на примере одной разорванной дружбы. Разбираемся, как Колин Фаррелл снова поссорился с Бренданом Глисоном и к чему это привело (без спойлеров).
СЮЖЕТ
1923 год, островок Инишерин в Ирландии, крошечная деревня. Здесь вместе с сестрой в доме умерших родителей живет фермер Патрик Салливан (Колин Фаррелл), здесь же обитает и его одинокий друг Колм Доэрти (Брендан Глисон). Дни в этой глуши похожи один на другой: утром Патрик пасет скот, а Колм играет на скрипке, а едва колокол пробьет дважды, они вместе отправляются в паб — делиться историями и сплетнями, смеяться и иногда — драться с кем-то из других местных мужиков.
Однажды в традиционные два часа пополудни Патрик заходит к Колму в гости, и тот неожиданно отказывается идти проторенной дорожкой в паб
Более того, Колм говорит: «Оставь меня, я не хочу больше дружить с тобой. Ты мне разонравился. Я хочу дожить свои дни, сделав что-то важное — сочинив мелодию».
Патрик недоумевает, почему его друг так резко разрывает отношения, пытается выяснить, не обидел ли он его чем-то, переживает и пытается поговорить по душам. На что в какой-то момент раздраженный Колм при всем честном народе заявляет: «Если ты еще раз попробуешь заговорить со мной, Патрик, я отрежу себе палец».
По закону драматургии, а режиссер Мартин МакДона в первую очередь драматург («Банши Инишерина» изначально вообще задумывалась как пьеса), такое «чеховское ружье» вскоре выстреливает: отрезанный палец Колма летит в дверь Патрика, и разорванный контакт перерастает в подлинную трагикомедию не только для двоих участников конфликта, но и для всего острова.
РЕЖИССЕРСКИЙ СТИЛЬ
Во многих российских театрах идут спектакли по другим произведениях МакДоны: «Калека с острова Инишмаан», «Сиротливый запад», «Однорукий из Спокана», и фирменный стиль этого ирландского автора многим известен.
Его отличительная черта: гротескный, почти абсурдный сеттинг подчеркивает психологическую бездну, перед которой оказываются герои. Черный юмор, все эти отрезанные пальцы и оторванные руки, делают еще более отчетливыми тех внутренних демонов, с которыми борются буквально все персонажи.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Коррумпированный и жестокий полицейский, единственный на Инишерине, растлевает собственного сына-тинейджера. Тот безответно влюблен в Шивон, сестру Патрика Салливана (Керри Кондон), но слывет главным деревенским дурачком, у которого нет никаких перспектив. В свою очередь, Шивон — синий чулок в вечно нетрезвом фермерском обществе: без конца читает книги, не замужем и бездетна, да еще и мечтает вырваться на большую землю.
Сам Патрик, оставшись без друга, обнаруживает себя в пугающем одиночество: кроме любимой ослицы ему даже не с кем поговорить по душам. Что уж говорить о Колме, чье поведение отдает если не безумием, то глубокой депрессией: недаром священник на каждой исповеди спрашивает его, прошла ли наконец хандра? Разрыв Колма с Патриком запускает цепочку событий, которые приводят к предсказуемым трагическим последствиям.
Ведь неспроста в названии фильма упомянута банши, фея-предвестница смерти в ирландской мифологии
Депрессия, селфхарм и кризис последней четверти жизни Колма Доэрти ставят в крайне тяжелое положение и Патрика: герой Колина Фаррелла теперь вынужден нести груз ответственности и за разрыв дружбы, и за все эти отрезанные пальцы, и за то, что в пабе больше не звучит музыка, потому что некому играть на скрипке. Такая навязанная вина, с которой не справляется Патрик, травмирует его, добряка и жизнелюба, и провоцирует на подлость и агрессию.
Неслучайно выбран автором год: в Ирландии кипит гражданская война, но отдаленная приморская окраина слышит лишь отзвуки выстрелов и давно не понимает, кто против кого сражается, а главное — за что. За что сражаются Патрик и Колм и что стало первопричиной их разлада — тоже загадка, а страдают от этой загадки все вокруг. Мартин МакДона наглядно показывает, насколько травмирующим и жестоким может быть односторонний, беспричинный разрыв коммуникации — и насколько эта коммуникация важна.
ГОСТИНГ
К слову, гостинг — внезапное прекращение общения с одной стороны — это весьма распространенная проблема не только в Ирландии 100-летней давности, но и в нашей стране сейчас. Материалы о гостинге на нашем сайте неизменно набирают огромное количество просмотров, а запросы в гугле «Почему человек прекратил общаться без объяснения причин» — постоянно среди наиболее популярных. Фильм «Банши Инишерина», конечно, не ответит, почему люди так поступают, но почвы для размышлений подарит немало — «Золотой глобус-2023» абсолютно заслужен.