«Оскар-2021» глазами психолога: расставляем «диагнозы» фильмам.
Каждый год фильмы, номинированные на «Оскар», вызывают много споров. В ожидании церемонии, которая пройдет уже сегодня, мы изучаем сюжеты кинолент из списка премии вместе с психологом.
Деменция
«Отец», Флориан Зеллер (6 номинаций)
У главного героя Энтони (Хопкинс) прогрессирующая деменция, несчастный старик заблудился в собственных воспоминаниях. Он плутает в своей памяти, как в лабиринте с тупиками, входит в комнату утром и выходит из нее (или не ее) позавчера, а то и через месяц. Увы, Энтони не в силах противостоять естественным законам, по которым тело и сознание неизбежно приходят в упадок. В финале из-за болезни он превращается в беспомощного ребенка, который только плачет и ждет мать. Режиссер показывает болезнь глазами самого пациента, что делает драму поистине душераздирающей.
Школьный буллинг
«Лучшие дни», Дерек Цан (1 номинация)
Вместо уравнений и английских спряжений накануне важнейшего экзамена отличница Чэнь Нянь вынуждена думать о том, как себя защитить от травли. Недавно ее подруга, не выдержав издевательств одноклассников, покончила с собой. Следующей мишенью становится Чэнь Нянь. На фоне школьного буллинга зарождается пронзительная и трагичная история любви между девочкой-отличницей и бесстрашным хулиганом, к которому та обращается в поисках защиты.
Нарциссизм
«Манк», Дэвид Финчер, (10 номинаций)
Герман Манкевич по кличке Манк — помятый и преждевременно стареющий сценарист. Считает себя гением, но почему-то всю жизнь занимается всякой халтурой. Как бы ни были плодотворны его труды, до титров имя не доходит.
Однажды Манк оказывается со сломанной ногой вдали от светской тусовки, в деревушке посреди пустыни. Там он работает над сценарием для режиссера-вундеркинда Орсона Уэллса, воссоздавая в образе главного героя одного из самых могущественных людей Америки — медиамагната Уильяма Р. Херста. А параллельно размышляет о нарциссическом обществе, к которому принадлежал, осознает себя и свое место в студийной системе Голливуда 30-х годов.
Переживание потери
«Земля кочевников», Хлоя Чжао (6 номинаций)
Бо и его жена Ферн безмятежно жили на окраине города Эмпайр до начала экономического кризиса. Муж умер, родной город опустел, а жизнь продолжается. Ферн садится за руль трейлера, складывает в него все самое ценное и пытается сбежать от потери. Маршрут не построен, но колеса крутятся: от Рождества до Рождества героиня живет сезонными подработками. Долгое медитативное странствие медленно, но верно зарождает надежду на то, что Ферн все же удастся сбросить груз прошлого и попрощаться с тенями несбывшихся надежд.
Тема переживания потери близкого, пожалуй, подробнее других раскрыта в этом году номинантами на «Оскар», причем в совершенно разных форматах: от анимации «Вперед», где братья приходят к принятию смерти отца, до документального сектора в румынском «Коллективе», где авторы осмысляют массовые смерти в результате пожара в бухарестском клубе.
Принятие себя
«Звук металла», Дариус Мардер (6 номинаций)
Барабанщик Рубен, чья главная страсть — музыка, чья любовь — гитаристка Лу, не щадя перепонок, гастролировал по всей стране. Все изменилось, когда однажды утром вместо звуков ударных его мир наполнила звенящая тишина. Отчаянному музыканту, навсегда потерявшему самое дорогое — слух, — предстоит проделать трогательный и сложный путь самопринятия. И прийти к тому, что исцеление — это не возвращение в бурное прошлое, а постижение настоящего, невиданного и неслыханного ранее…
Кризис среднего возраста
«Еще по одной», Томас Винтерберг (2 номинации)
Четверо сорокалетних друзей попали в эпицентр кризиса среднего возраста и ощущают полный паралич душевных сил: ни смысла жизни, ни малейшего намека на радость. Приятели мечтают вернуться в сладкий сон, где каждый из них — вечно молодой, вечно пьяный. «А что, если на себе проверить теорию норвежского психиатра Финна Скордеруда о нехватке в крови человека половины промилле для полного счастья?» — решают герои.
Однако, сколько ни наливай, рано или поздно наступит время протрезветь и пройти через кризис, чтобы двигаться дальше.
Поиск предназначения
«Душа», Пит Доктер, Кемп Пауэрс (3 номинации)
Джо Гарднер с детства грезил успешной карьерой джазмена, но вместо этого изо дня в день вынужден за полставки преподавать музыку в школе. Его мечты о предназначении полностью перечеркнуты суровой реальностью, где вместо «хочу» — «надо». А что если в какой-то момент поддаться настроению и отправиться в сложный путь, цель которого — познать себя и обрести смысл жизни? И пускай для этого понадобится взбунтовать, умереть, воскреснуть, причем не один раз!
Эта притча кажется поначалу просто легким мультфильмом. Но она способна утащить любого взрослого в мучительные экзистенциальные осмысления собственного существования. Проще говоря — заставить искать ответы на вопросы о том, что происходит с человеческой душой после смерти, а главное, чем она занимается до жизни.
Послеродовая депрессия и потеря ребенка
«Фрагменты женщины», Корнел Мундруцо (1 номинация)
Шон и Марта были счастливы и ждали ребенка. Увы, мучительные роды (показанные, о чем стоит знать заранее, со всеми подробностями) заканчиваются трагедией: новорожденная девочка умирает, побыв в этом мире лишь несколько минут. Горькая потеря уносит пару с высот блаженства в глубины внутреннего ада.
Марта пытается засудить акушерку, ссорится с мужем и матерью, деструктивно себя ведет. Впрочем, она справляется с произошедшим как может. Ведь путь переживания горя и обретения душевного равновесия у каждого свой. Так, соавторы фильма Корнел Мундруцо и Ката Вебер воссоздали в картине собственный опыт утраты ребенка.
Опыт абьюза
«Девушка, подающая надежды», Эмиральд Феннел (5 номинаций)
Кассандре чуть за тридцать, и жизнь ее далека от американской мечты. Когда-то девушка подавала надежды, а теперь бросила учебу в медицинском, работает официанткой в кафе, живет с родителями. Все ее мысли и энергия уходят на планирование мести за подругу, которая покончила с собой после изнасилования. Безудержная в своей жажде справедливости, Кассандра вершит кровавое правосудие над патриархальным миром.
Кризис семейной жизни и кризис идентичности
«Минари», Ли Айзек Чун (6 номинаций)
В погоне за американской мечтой глава корейского семейства Джейкоб перевозит жену и детей в Арканзас. Ни с кем не посоветовавшись и наплевав на потребности страдающего сердечной недостаточностью сына, отец тратит все накопления на земельный участок в глуши. Там он собирается выращивать корейские фрукты и овощи на продажу. Приобщение к чужой культуре становится настоящим испытанием, трудности ассимиляции обнажают семейный кризис. Пока все средства и силы идут на осуществление мечты, брачные узы грозят распасться.
Спасение приходит, откуда не ждали: индивидуальной американской мечте противопоставляется азиатская сила общности. Нарциссической самонадеянности и ценности личных достижений противопоставляются семейные ценности и умение довериться близким и природе. Вместо урожая от сооруженной на сверхусилиях фермы — неприхотливая приправа-сорняк минари, которая растет сама, стоит лишь посеять ее семена в подходящую почву.
Об авторе
Юлия Новоселова — психоаналитически ориентированный психолог, журналист, сценарист. Ее сайт.