КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Александр Павлов. Теория хоррора.

Философ Александр Павлов о разнообразии жанра «хоррор», фрейдо-марксистском подходе и символизме хоррор-фильмов.

Как определяют жанр «хоррор» и что он в себя включает? Какие существуют методологии в изучении хоррора в науке? Почему хоррор рассматривают через призму сексуальности и телесности? И какие новые подходы существуют в области Cinema Studies? Об этом рассказывает кандидат юридических наук Александр Павлов.

Обычно, когда говорят о кинематографе, употребляют несколько терминов — в частности, это хоррор и ужасы. Раньше мы знали его как ужасы, на протяжении 90-х и нулевых, потом он стал более известен как хоррор, чтобы вместить в себя все элементы жанра или, если угодно, субжанра. Сразу оговоримся, что хоррор может быть в комиксах, литературе, вообще растворен в массовой культуре, но мы будем говорить о кинематографе. Проблема в том, что хоррор может быть жанром, а может быть не жанром, тем более если говорить о кино, то часто фильмы, которые считаются артхаусными или тяжелыми для восприятия, сняты с элементами хоррора. И хоррор могут показывать на фестивалях для высоколобых интеллектуалов, что фактически упраздняет хоррор, каким мы его знали на протяжении нескольких десятилетий.

Зомби в массовой культуре

Важно сказать, что это один из тех жанров, который пользуется особым спросом у киноведов и исследователей. Больше всего академики любят изучать хоррор; если они занимаются кино, то мало изучают, например, комедию. Думаю, что хоррор может тягаться по популярности в среде академиков с порнографией. То есть порнографию и хоррор люди любят изучать, в отличие от других жанров. Какие же есть на эту тему тексты, как его изучают? Один из авторов, наиболее известный и наиболее популярный, — американский критик Робин Вуд, который сначала написал книгу про Хичкока, а потом стал изучать голливудское кино и, в частности, хоррор. Он попытался анализировать фильмы хоррора с точки зрения фрейдо-марксизма и прежде всего через интерпретацию фрейдизма Гербертом Маркузе. Он считает, что хоррор символизирует собой фигуру, которая была вытеснена из общества, но не просто вытеснена, а вытеснена сексуально. Это, в общем, различные виды сексуальности. И появление тех или иных персонажей в фильме ужасов говорит о том, что общество их боится. Например, Франкенштейн — символ пролетариата. Так или иначе, каждая из фигур — это отражение, символ некой иной сексуальности, которая вытесняется нормальным сознанием.

Хоррор можно исследовать с точки зрения жанрового разнообразия, можно исследовать теорию монстра, с точки зрения социологии или истории. Например, что тот или иной фильм доносит до нас, что он объясняет нам на символическом уровне о социальном, какова его идеология. В последнее же время исследование хоррора — это связано и вообще с модой в Cinema Studies — связано с новым экстремальным кино. Вообще тема хоррора чрезвычайно важна, большая и нуждается в более детальном анализе.

Александр Павлов
кандидат юридических наук, доцент Школы философии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, член редколлегии журнала «Логос»
postnauka.ru

Метки: , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *