Психологическая драма «Айка»: почему нас так трогает этот фильм?
- Фильм «Айка», 2018
- Режиссер: Сергей Дворцевой
- В ролях: Самал Еслямова, Джипаргуль Абдилова, Давид Алавердян
В кинотеатрах Москвы идет психологическая драма «Айка», получившая в Каннах приз за лучшую женскую роль. Актриса Самал Еслямова, удостоенная «Золотой пальмовой ветви», заставляет зрителей переживать вместе с ней. Какие психологические проблемы так трогают нас в этом фильме?
Первые кадры ленты настораживают – по коридору роддома везут тележку с новорожденными и один из них отчаянно плачет. Зрителя с первых минут как будто испытывают на способность к эмпатии. В такой тревожной тональности пройдет весь фильм, в котором мигрантка из Киргизии будет вынуждена оставить новорожденного ребенка в палате роддома и на наших глазах прожить пять дней и ночей в заснеженной и холодной Москве.
Как учит нас теория, вынужденные переселенцы в ходе психологической адаптации должны не только освоить социальную среду, но и добиться удовлетворения своих целей. Те же истины излагает в фильме коуч, предлагая не ехать по лестнице как в метро, а бежать по ступенькам вслед за мечтой.
Айка весь фильм стремительно бежит, словно играя с жизнью в страшные прятки. У нее ничего нет, кроме паспорта с давно просроченной визой и книги «Как организовать бизнес в швейном деле», которая не научила бизнесу, а принесла долги в 200 тысяч.
В Москве Айку изнасиловали, она выносила и родила ребенка в экстремальной ситуации. Все психические ресурсы героини в ситуации постоянного стресса напряжены до предела. Каждый день она требует от себя усилий на грани невозможного. Ужасный быт хосписа «Солнышко», где Айке разрешают ненадолго остаться, она воспринимает как временное избавление и постоянно просит не выгонять ее на улицу.
Здесь в ночной тишине она постоянно вспоминает своего малыша и никак не может смириться с его потерей.
О пресловутых целях и буквально всех потребностях молодой и привлекательной женщине в столице приходится забыть. Она голодает, прячется от преследователей, угрожающих убить за долги ее и семью сестры, и только одна мигрантка, убедившись, что ее физическое и психическое здоровье под угрозой, жалеет и пытается помочь. Усиливает страдания героини сцена в ветлечебнице, куда приносят раненую таксу с новорожденными щенками, ведь даже собака имеет лучшую долю – ее заберет хозяйка, а у Айки – вечной беглянки, сохраняется только смутная надежда.
Мучительные переживания после родов запускают механизм психологической защиты, и сломленная тревогами Айка решается на самое трудное – соглашается отдать своего сына «коллекторам» в обмен на долг. И не сможет это сделать. Правда, мы не знаем этого наверняка, финал остается открытым. Молодая мать кормит своего малыша грудью в чужом подъезде.
Будем надеяться, что способность психических ресурсов человека к быстрой мобилизации в экстремальных условиях даст Айке шанс спасти своего ребенка.
Автор: Александра Фатеева, журналист, социолог, кандидат исторических наук, доцент
Усталая Москва. «Айка» как драма выживания.