Шоковый коридор
Шоковый коридор (Shock Corridor), реж. Сэмюэл Фуллер, 1963.
Не секрет, что ради сенсационного материала журналисты готовы пойти на многое – такова цена успеха в профессии. Но как далеко готов зайти каждый? Что пожертвовать на алтарь славы в тщеславной надежде на Пулитцеровскую премию? Джон Барретт, молодой талантливый журналист, в стремлении расследовать убийство, притворившись больным, попадает в психиатрическую больницу… Психическое заболевание — как оно развивается, и можно ли заразиться сумасшествием?
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: психическое заболевание, утрата психического здоровья, социальная драма
Мотто: Кого боги хотят уничтожить, тех сначала сводят с ума. Еврипид.
Круг психологических проблем:
- тщеславие
- подлог
- симуляция психического заболевания
- психоз, кататония
- психиатрическая больница
- работа психиатра и санитаров
- расизм
- травма
- галлюцинации
- свобода
- нимфомания
- ревность
Системы отношений:
- мужчина – женщина
- пациент – психиатр
- пациент – пациент
- личность – общество
- человек — государство
Черты характера:
- тщеславие
- упрямство
Эмоциональная парадигма:
- страх
Нравственные категории:
- подлог
- уважение
Символизм, метафоры:
- больничный коридор
- галлюцинации
- портрет
- дождь
Выразительные средства:
- юмор, сатира
- сны героя
- свет
- смена черно-белых и цветных кадров
Дополнительные вопросы:
- Почему Джон Барретт сходит с ума?
- Как общество влияет на сознание личности?
- Почему фильм можно назвать социальной драмой?
Цитаты:
- Ты и впрямь спятил, если идешь в дурдом, чтобы расследовать убийство.
- — Зачем этот психоаналитический бред? – Люди его покупают.
- Хорошую книгу делают характеры, а не куча медицинских терминов.
- Моя интуиция требует отказаться от этой сделки.
- Эта игра в Джекила и Хайда сводит меня с ума.
- Все мужчины хотят меня, а я хочу тебя, а ты хочешь Пулитцеровскую премию.
- С детства меня кормили фанатизмом на завтрак и равнодушием на ужин. Никогда, ни разу я не гордился тем, что появился на свет. Это был рак, который меня отравил. У меня не было ни страны, ни гордости, только ненависть. Я перешел бы к любому врагу.
- Рожденные линчевать – эта болезнь передается до рождения.
- Мы очень преуспели в искусстве убивать.
Выдержки из рецензий:
- Режиссер просто показал больных, отклонения которых настолько въедаются вповседневный быт, что становится страшно за собственный рассудок. Все психи здесь — жертвы политического строя, мировых идеологий или лживой общественной морали. Подобный социум постепенно поглощает и главного героя. Репортер становится жертвой еще одного бытового безумия — погони за славой, пресловутой американской мечты. После просмотра данного фильма рождается чудовищная мысль о том, насколько человек вообще может считаться нормальным, если он живет в таком мире.
- http://www.kinopoisk.ru/user/145438/comment/186048/
- Безумие неворвется, а тихо подступит, как липкий ночной кошмар, сливающийся во сне с действительностью, что не отличишь, где сон, а где — реальность. Пугает то, что кажется нормальным и в порядке вещей.
Но не сама ли идея Барретта безумна изначально? А общество, поощряющее подобные затеи премиями и наградами, — оно не безумно? И по сравнению с этими вопросами, ответ на разгадку — кто убийца — не так и важен. - http://www.kinopoisk.ru/user/1/comment/639234/
- Мэсседж прост:психлечебница — это кривое зеркало государства, где такие пороки как маккартизм, расизм и гонка вооружений представлены в лице трёх душевнобольных свидетелей. Но примерно как главврач прикроет злоупотребляющего властью санитара, так правительство умолчит о своих проблемах. http://www.kinopoisk.ru/user/3904498/comment/2157210/
- Фуллер, начинавший на стезе репортёра криминальной хроники, имел слишком ясное представление о неисцелимых кровоточащих язвах, коими поражён общественный организм родной страны. Болезненных настолько, что на их фоне изыскания почтенных профессоров Фрейда или Юнга покажутся детским лепетом. Фильм начинается и завершается цитатой из Еврипида (425 год до н.э.): «Кого боги хотят уничтожить, того они сначала сводят с ума». Невозможно остаться в здравом сознании, надышавшись вирусом всеобщего помешательства, иногда, как в случае с любителем оперы Пальяцци, видящегося безобидным, но чаще – принимающего формы крайней одержимости, как у троих очевидцев. «Маленький Хичкок», как его тогда называли, резко усиливает шоковое воздействие на зрителя, вводя причудливые цветные кадры – и восходя к откровенно психоделическим образам под занавес, исчерпывающе объясняя, что же произошло с Джонни, что так ужаснуло Кэйти. http://www.world-art.ru/cinema/cinema.php?id=25474
- Дурдом Фуллера – это метафора государства с его безграничной властью. Причем метафора в фильме выражена более четко, чем у Кена Кизи в романе «Пролетая над гнездом кукушки», который вышел в свет в 1962 году. Все три свидетеля убийства, расследуемого Барреттом, стали жертвами либо политики, проводимой США, либо жертвами социальных противоречий, раздирающих страну. Первый свидетель – ветеран войны в Корее, второй – негр, воображающий себя лидером ку-клукс-клана, третий – лауреат Нобелевской премии, работавший над водородной бомбой. Государство крепко держит человека в своих ежовых рукавицах, любой ценой подавляя человеческую волю и стремление к свободе. Клиническая психиатрия – это не наука, призванная исцелять человека. Это – удобный тоталитарный инструмент, грамотно основанный на туманной системе знаков, которая непонятна обычному человеку, а оттого внушает безграничное уважение. Психиатры используют одни им понятные комбинации «симптомов», чтобы ставить сокрушительные диагнозы, то есть, – засаживать человека в клетку, из которой нет выхода. При этом психиатры не в состоянии отличить больного человека от здорового симулянта, то есть, психиатрия – это один большой фейк. Но кого это волнует? Ведь главная цель, легитимный и безграничный контроль, достигнута… Оставь надежду всякий… ставший гражданином. http://www.ekranka.ru/film/2580/
Схожая проблематика: