Виктория Яковенко. Сплит. Выстрелить в своего зверя.
Безусловно, внутренний мир Билли Миллигана и уникальность его психического расстройства не могут оставить равнодушными никого, кто хоть как-то причастен к миру психологии. Фильм «Сплит», идея которого заимствована из жизни Билли, на мой взгляд, носит символический характер. И дело здесь не в герое с диссоциативным расстройством, а в девочке, которая не может пережить травму.
Предлагаю вашему вниманию свое видение киноленты М.Найта Шьямалана «Сплит».
Главная героиня — Кейси — замкнутый и одинокий подросток, но на свое одиночество она обрекла себя сама: специально нарушая школьные правила и оставаясь после уроков наказанной, а также пугая своих сверстников нелюдимостью и угрюмым видом. Как станет известно позже, когда постепенно будет раскрываться история героини, ее опекун — родной дядя — играл с ней в недетские игры с раздеванием и прочими ужасами, которые остались за кадром. В одной ключевой сцене фильма маленькая девочка берет ружье и направляет его на дядю, чтобы выстрелить. Но не делает этого, из-за уговоров и просьб последнего, в ее сознании насильник еще не оформился во врага, который причиняет вред душе и психике. Вместо этого образ синтезировал в себя различные роли — родственник, друг по играм, взрослый воспитатель, брат отца и «зверь», которого нужно застрелить. Дальше я буду использовать слово «зверь», вместо насильника, обидчика, хищника души и т.п. Конечно же «застрелить зверя» — это символизм, а не призыв к насилию, скорее здесь я подразумеваю «дать отпор, защититься, драться». Но героине сложно это сделать, Кейси пока не идентифицирует обидчика с врагом.
Похищение трех девочек-подростков и пребывание Кейси в подвале зоопарка все это время помогут героине в прохождении травмирующей ситуации. По аналогии — опускаться в подвал, значит идти в свое бессознательное, где нужно будет встретиться с внутренними демонами.
Еще один интересный образ — образ похитителя, который живет в ее подсознании и который имеет диссоциативное расстройство личности (а именно в Кевине живут 23 личности, различающихся по полу, возрасту и айкью).
При этом с каждой из этих личностей Кейси ведет себя по разному, хотя это все тот же человек — ее похититель. С мальчиком 9 лет она играет и пытается выведать «секреты семьи», с женщиной она покорна, как юная воспитанница, непосредственного похитителя с обсессивно-компульсивным синдромом она боится.
Все эти роли, которые играет дядя в ее голове, и мешают ей защититься и сбежать, мешают «выстрелить в своего зверя». И только когда Кевин превращается в сверхживотное, которое ползает по стенам и ест человеческую плоть, героиня убегает и защищается.
При этом с каждой из этих личностей Кейси ведет себя по разному, хотя это все тот же человек — ее похититель. С мальчиком 9 лет она играет и пытается выведать «секреты семьи», с женщиной она покорна, как юная воспитанница, непосредственного похитителя с обсессивно-компульсивным синдромом она боится.
Все эти роли, которые играет дядя в ее голове, и мешают ей защититься и сбежать, мешают «выстрелить в своего зверя». И только когда Кевин превращается в сверхживотное, которое ползает по стенам и ест человеческую плоть, героиня убегает и защищается.
Примечательно, что только после выстрела Кейси в преследователя, зверь оставил ее в покое. В фильме показано, что причиной этому были ее царапины и шрамы, как-будто страдающих зверь не трогает. Но символично, что остановился он только после того, как она выпустила пулю ему в грудь, то есть дала агрессивный отпор, хотя он мог распознать в ней израненную душу и раньше.
Две другие девочки-пленницы погибли, поскольку они были, по мнению похитителя, «нечестивыми девами», не знавшими боли и страданий. Они выросли в полных обеспеченных семьях, в тепличных условиях. Метафорически, смерть этих частей личности Кейси — это ее защита от агрессии «зверя». Если она будет такой же мягкой, доброй паинькой — «зверь ее убьет», поэтому эти модели поведения должны умереть.
После выстрела Кейси падает без сознания, где спустя какое-то время ее находит сторож зоопарка и вызволяет с западни. Сцена с женщиной-полицейским, которая объявляет девочке, что за ней пришел ее опекун, показывает внутренние изменения героини: ее эмоции совмещают в себе страх и злость. Она смогла узнать своего зверя и теперь сможет защитить себя. Необходимая для личности трансформация состоялась.