КИНОТЕРАПИЯ И КИНОТРЕНИНГКино как лекарство

Афоризмы о кинотерапии

Что значит – работа с артистами? Это акт психотерапии. Режиссер – это же не филантроп, он эгоист, который хочет достичь результата – выбрать человека для роли и сделать так, чтобы он сыграл то, что нужно. Но это может и не получиться, и это твоя вина, а не человека, которого ты выбрал, любая актерская неудача – ошибка режиссера. Возникает вопрос: как достичь такого результата, как, скажем, поведение человека в той или иной ситуации? Здесь пускается в ход интуитивный аппарат: как я понимаю этого человека и как я могу на него воздействовать либо как я могу ему помочь воздействовать на себя. Такой вот симбиоз терапевта с акушером. Акушер – тоже психотерапевт, потому что акушер – это врач, который говорит: «Все будет хорошо, тебе сейчас очень больно, но сейчас все пройдет!» Психотерапия строится на убеждении и надежде. Надежда – очень важная вещь, без которой жизни не существует, человек без надежды мертв. Если он мертв духовно, его можно даже воскресить, если вернуть ему надежду. И это нельзя не назвать манипуляцией. Психофизиологически все артисты разные: среди них есть более и менее уверенные в себе, и если у первых важно эту уверенность просто не разрушать, то у вторых ее нужно воспитывать. Надо создать уверенность, что режиссер любит артиста, если это не так, то артист чувствует, что режиссер относится к нему как к материалу, и ощущает себя материалом. Человек в принципе знает, кто его любит, и чувствует это. У меня было несколько случаев, когда я не любил артиста и очень страдал, но я вынужден был сделать колоссальное усилие, чтобы его любить, пока я снимаю. Любить – значит стараться понять.
Андрей Кончаловский

Кино — это мир вымышленных людей, вымышленных событий и вымышленных вещей. Когда ты размышляешь об этом, ты начинаешь думать о том, что профессия актера убога и ничтожна. И в какой-то момент ты говоришь себе: черт, и как же она может изменить картину мира? Но потом ты успокаиваешь себя тем, что такие вещи можно сказать про что угодно. Про банковское дело и журналистику — в том числе.
Джон Малкович

Быть одиноким означает быть самим собою, ведь тогда ты можешь свободно развиваться, ни на кого не оглядываясь. Полное одиночество — редкое состояние, а способность переносить одиночество встречается и того реже. Я всегда завидовал людям, обладающим самодостаточностью: только она даёт независимость. Все утверждают, что нуждаются в свободе, но на самом деле боятся её. Больше всего на свете люди боятся одиночества. Оставшись одни, они уже через несколько минут ищут общества — любого, только чтобы заполнить пустоту. Они боятся молчания, того молчания, когда находишься наедине со своими мыслями, ведя нескончаемый внутренний монолог. Ведь тогда придётся полюбить собственное общество. Но здесь есть и своё преимущество: тебе не нужно ломать себя, чтобы приспособиться к идеям чужих людей или чтобы просто им угодить.
Федерико Феллини

Мне кажется, каждый человек должен учиться с детства находиться в одиночестве. Это не значит быть одиноким. Это значит — не скучать с самим собой.
Андрей Тарковский

Что делает с человеком хорошее кино? Развлекает? А может быть, учит? Или возвышает? Хорошее кино делает все это одновременно. В противном случае ты просто тратишь время перед экраном.
Мел Гибсон

Любой фильм – всегда комментарий к тому, что происходит сейчас.
Питер Гринуэй

Все кино об Эросе и Танатосе, все западное искусство – об Эросе и Танатосе.
Питер Гринуэй

Еще в первом веке нашей эры Гораций сказал, что искусство должно не только развлекать, но и обучать! Только развлекать, ничему не обучая, или, наоборот, только учить, не развлекая, – сомнительная затея.
Питер Гринуэй

Искусство призвано ранить человека, чтобы дать ему инъекцию… ранить с тем, чтобы появились силы жить, а такое пробуждение не всегда оборачивается сладостным и приятным времяпрепровождением. Искусство не реабилитационный центр и не массажный салон, где с тебя снимут напряжение после трудного дня. Пусть зритель думает, пусть он сам совершает эту работу.
Андрей Звягинцев

Единственная разница между трагедией и комедией состоит в том, что в комедии люди находят способ справиться с трагедией. Конечно, юмор не может быть ответом на все жизненные проблемы, но он служит чем-то вроде лейкопластыря. Это уж точно лучше, чем все время ходить разбитым.
Вуди Аллен

Есть Бог, есть человек, а есть земля. Часто бывает, что воля Божья не до конца понятна человеку или целому народу. А бывает, что мы знаем, чего от нас хочет Бог, но это надо выполнить. Так вот, мы должны стремиться к синергии – это когда энергия человека и энергия Бога движутся в одном направлении. И когда это случается, тогда бывает большая победа.
Резо Чхеидзе

Кинотеатр может стать удобным местом, где можно получать нужные сведения. Многие отрывки из кинокартин знакомят меня с тем, как относятся к детям в разных странах мира, какие связи там в семьях, школах, в исправительных и воспитательных заведениях. Чтение педагогической литературы и посещение лучших воспитательных домов могут дать ошибочное представление об отношении у нас к ребенку, о том, какой у него уровень развития и как он выглядит. Чужие образцы опасны тем, что они укореняют пренебрежение к своим, заставляют отказываться от собственных поисков.
Фильм живыми образами содействует отрезвлению. Вот, мол, и там нехорошо, и там обманывают да обижают. Повесть, как и драматическое произведение, выполняет ту же самую роль, но фильмы делают это проще и быстрее, а к тому же не тенденциозно, а более естественно. Поэтому я предпочитаю кино.
Януш Корчак

Мне в моем кино важнее всего показать мою версию сна о жизни. Саму жизнь я могу посмотреть и так.
Рената Литвинова

Я не пытаюсь своими фильмами что-то сказать, я стараюсь быть честным с идеями, в которые я влюблен, перевести эти идеи и радоваться от работы над переводом этих идей на тот или иной язык искусства. И оставаться верным идее означает, что ты остаешься верным каждому элементу, стараешься постичь глубину вещей, с надеждой, что результат будет таким же мастерским, каким совершенным является каждый отдельный элемент. Поэтому я люблю истории, в которых в целом есть и конкретика, и абстракция. Это как жизнь. Каждый знает, что существует не только то, что есть на поверхности, что случаются даже вещи, которые мы не видим в реальности, но чувствуем их, и это те вещи, о которых может рассказать кино. Кино может рассказывать о том, что тяжело передать словами, это язык, которые позволяет говорить об абстрактных вещах.
Девид Линч

Я верю, что страдание очищает душу человека, оно подводит человека вплотную к осознанию смысла собственного существования. Но искусство зовет не страдать, а сострадать. Сострадание — способность ощущать чужую боль как свою — возвышает человека, поднимает его над самим собою. И если человек в состоянии разделить чувства других людей — его жизнь есть жизнь духовная…
Лариса Шепитько

Настоящее произведение искусства создаёт трещину в глади наших представлений о мире, о наших связях с людьми. Как молния, которая в краткий миг освещает всё, что вокруг тебя. Тут же всё снова погружается во тьму, но ты всё-таки что-то увидел.
Андрей Звягинцев

Искусство безгранично — человек хрупок.
Искусства не бывает ни много, ни мало. Искусства столько, сколько было угодно Богу терпеть произвол одарённых людей. Ибо искусство — это не более чем попытка отдельных людей выпрыгнуть за пределы, очерченные Создателем.
Именно искусство пробуждает стихийное сознание человека, разрушает естественные границы, меняет направление течения рек, возбуждает гордыню человека, пробуждает самомнение людей, разглядывает войны как волшебный кристалл, идеализирует смерть, анатомирует любовь или делает её глянцевой, пресной, спорит с религией…
Александр Сокуров

Есть замечательные поверхностные фильмы. Есть более глубокие, и они редки. Про поверхность я сняла «Увлечения». Про ипподром, про красивых лошадей, про красивых девушек, про красивые скачки. Когда у меня спрашивали, что это за фильм, я отвечала: «Это фильм салонный». То есть поверхностный. Такое тоже бывает красиво. (со смехом) Очень глубокий фильм про поверхность — тоже можно так сказать. Понимаете, если сказать «глубокий» — то разговор продолжается. А сказала «про поверхность» — и всё, хватит, отстаньте.
Глубоких фильмов — раз, два и обчелся. А поверхностных — много. Поверхность всем сразу видна, она прилична. Глубокие фильмы обычно таят в себе неприличие, непристойность, нечто пугающее. Любая изнанка, тем более изнанка человеческая — пугает. А поверхность прилизана, окультурена, обработана. Она легко воспринимается и делается. Она бывает эстетически прекрасной, даже мудрой. Потому что поверхность — это и есть жизнь как таковая. Люди не любят думать про смерть. Начнешь думать — не остановишься. Или остановишься — но будет не по себе.
Иногда смотришь на людей на улице и думаешь: «они живут как бессмертные». А как еще им жить? Это как в притче — человек висит над пропастью на травинке, но при этом с наслаждением жует ягоду с соседней травинки. Вот это и есть жизнь. А как только он эту ягоду есть перестанет, то увидит бездну. Почувствует, что травинка кончается. Человек ведь знает, что умрет в любом случае — как бы ему хорошо ни было сегодня. И эта глубина печальна и ужасна, человек старается не думать о ней. Поэтому очень много поверхностного искусства. И это правильно. Это живая трепещущая поверхность всего.
Вообще так и надо жить. Надо жить поверхностью. Это замечательно, конечно — сделать произведение, которое уведет тебя в глубину. А потом нужно посмотреть на солнышко и опять жить так, словно ты бессмертен.
Кира Муратова

Когда фильм снят, он принадлежит тем, кто его смотрит, кому он понравится или не понравится.
Катрин Денев

Я люблю слова. Слова прекрасны, они многое могут сказать. Для поэтов слова – все, что у них есть. Они формируют смыслы, дают возможность переключить поток абстракций и говорить то, что может сказать кино. То есть слова великолепны. Слова – это инструмент записи идей. Я всегда говорю, что, если появилась идея, ее нужно записать. Я выучил английский язык, я пишу на этом языке. И эти слова, когда я перечитываю их, помогают мне вернуться к полноте идеи. То есть я стараюсь, чтобы мои чувства соотносились с идеей, а перечитывание помогает запоминать. И это очень важно, потому что забыть гениальную идею очень легко. Кажется, что это невозможно, но ее действительно можно забыть, и это ужасно, поэтому ее необходимо записать. Это не кино. Это идея в словах, помогающая напоминать о ней. Сама же идея сильно отличается от слов, но только слова помогают не забыть о ней. Помня об идее, начинаешь закладывать основы перевода этой идеи на язык кино, но это не происходит сразу, а на протяжении длительного времени, когда приходится проходить различные этапы создания фильма. Поэтому приходится всегда стоять на страже изначальной идеи. У тебя есть один сценарий и десять разных режиссеров, и ты получишь десять разных фильмов. Идея, пропущенная через машинерию режиссера, определенным образом преобразовывается. Но в основном требуется идея и лишь чуть-чуть машинерии, чтобы случилось так, как должно быть.
Дэвид Линч

Я веpю в энeргию нaивности — oна своpачивает гоpы, и станoвится зaлогом жизнeнного успeха… Нaс вeдут пpостые чувствa: интеpес, любопытствo, тяга к дpугому чeловеку. Всё лучшeе в нaс пpосто, а нe слoжно.
Мaйкл Фaсcбeндеp

Художник должен самовыражаться, делая то, что он любит, в собственном, одному ему присущем стиле, и не идти на компромиссы. Те же, кто только и пытается угодить публике, никогда не станут подлинными творцами. Маленькая уступка здесь, маленькая уступка там — вот личность и утрачена. Раз — и нету.
Федерико Феллини

Успех ничего не гарантирует, в этом проблема. Тут, конечно, можно многое вспомнить. Но могу сказать каждому: найди свой собственный голос, оставайся верным ему и своим идеям, никогда не сметай со стола хорошую идею и никогда не реализуй плохую, всегда создавай окончательный вариант и настаивай, что в нем ничего нельзя менять. Кем бы ни были те люди, которые дали тебе возможность снять фильм или финансируют его, они должны доверять режиссеру, давать ему право сделать фильм так, как режиссер хочет снять фильм. Если у тебя нет окончательной версии, ты имеешь право сказать, что это не твой фильм, что ты не можешь двумя руками отстаивать право говорить, что это твоя работа, потому что любой посторонний может поковыряться в этом. Когда художник рисует картину, никто не подходит к нему и не говорит, что ему не нравится этот оттенок синего, его надо бы переделать, потому что не исключено, что художник поколотит такого критика. То же самое происходит и в других областях искусства. Художнику нужна свобода, он должен получать удовольствие от работы, чувствовать, что она дает счастье и охрану, чувствовать поддержку от людей, с которыми он работает, твои сотрудники должны стать для тебя семьей, ведь вы работаете вместе.
Я всегда говорю, что актерам очень важно чувствовать защищенность, потому что они должны сказать «до свидания» своей личности и переключиться на другую и сделать так, чтобы она стала реальностью. Когда есть стресс, давление, им приходится непросто, напротив, когда есть хорошее чувство и никто не давит, остается время, чтобы все было сделано правильно. Актеры питаются от этой среды и начинают прекрасно себя чувствовать, тогда они могут сыграть глубже и реальнее. Это очень важно для работы.
Если же думать о том, что хочется заработать денег, то это совсем другая история. Тогда не так важно, будет или не будет у режиссера окончательная версия фильма, ведь он просто собирается взять свои деньги. Если это единственная вещь, которая его интересует, то я не хотел бы даже разговаривать с таким человеком.
Дэвид Линч

Сейчас уже мало кто помнит о том, что фильмы — это сны. Живые сны наяву, и это невероятно интересно.
Даррен Аронофски

Мне плевать на все эти стереотипы, которые нам навязывает общество, требующее от нас «быть сексуальными штучками до восьмидесяти лет».
Отсюда все комплексы и страхи женщины — страх постареть, страх быть собой, настоящей, страх утратить то, чем одарила нас когда-то юность, — свежесть, сексуальность, притягательность, изящество, страстность…
Так вот, я от всех этих пунктиков свободна. Мне все равно. Всегда придерживалась принципов бесстрашия. Бессмысленно бояться неизбежного. Вот я и не боюсь.
Старость, конечно, похожа на вынесение смертного приговора. Тут уж ничего не поделаешь. Но до своего эшафота я хочу дойти бодрой походкой, с улыбкой и бокалом вина в руке. А не плестись, увиливая и прикидываясь кем-то другим.
Фанни Ардан

Кинотерапия-это процесс, который заключается в использовании показа фильмов на большом экране или в телевизоре для терапевтических целей.
Гэри Соломон

Кинотерапия может оказать положительное влияние на большинство людей, за исключением тех, страдания которых обусловлены психотическими расстройствами.
Гэри Соломон

Идея состоит в том, что нужно выбрать такой фильм, который как зеркало отражал бы ваши текущие проблемы или ситуации.
Гэри Соломон

Фотография — это правда. А кино — это правда 24 кадра в секунду.
Жан-Люк Годар

В кино и ходят-то для того, чтобы дать облик и слово обитающим в себе призракам. По сравнению с психоаналитическим сеансом сеанс кинематографический — довольно экономный способ вызвать этих призраков пред собой: на экран.
Жак Деррида

Публичное искусство кинематографа отражает мир человека с его мечтаниями и представлениями не в меньшей мере, чем его личные сны. Кино рождается из снов, — свидетельствует Пьер Паоло Пазолини. Из снов рождается психоанализ, ведь именно сновидения Зигмунд Фрейд называет «королевским путем к пониманию бессознательного». Закончив писать очередную главу «Толкование сновидений», он выходит из своей беседки в саду в сомнамбулическом состоянии. Так выходит под впечатлением от фильма кинозритель.
В.А. Мазин

Кино — предельно извращенное искусство. Оно дает вам не то, что вы желаете, но учит, как желать.
Славой Жижек

Не только картина находится в нашем зрачке, но и мы находимся в картине.
Лакан

В фильме должно быть начало, середина и конец, но не обязательно именно в этом порядке. Как и в жизни.
Жан-Люк Годар

Все-таки жаль немого кино. До чего приятно было видеть, как женщина открывает рот, а голоса не слышно!
Чарли Чаплин

Каждый мой фильм — последний.
Ингмар Бергман

В игровом кино режиссер — это Бог, а в документальном Бог — режиссер.
Алфред Хичкок

Кино должно заставить зрителя забыть о том, что он сидит в кино.
Роман Полански

Люди приходят в кино, чтобы разделить одну и ту же мечту.
Бернардо Бертолуччи

Фильм должен начинаться с землетрясения, а потом напряжение должно нарастать.
Алфред Хичкок

Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.
Фрэнк Капра

Трагедией немого кино были ненужные надписи, трагедия нынешнего — ненужные диалоги.
Рене Клер

Кино дает возможность без всякой опасности испытать восторг, страсти и желания, которые в обычной жизни обязательно подавляются!
Карл Юнг

Фильм должен беспокоить зрителя как камешек в ботинке.
Ларс Фон Триер

Если актер должен плакать, снимайте его со спины. Не демонстрируйте зрителям слез. Всем известно, как люди плачут, лучше покажите плечо или спину. Это гораздо сильнее действует на воображение.
Кшиштоф Кесьлевский

В кино вместо бюста нужно показывать сердце.
Джина Лоллобриджида

Кино – это управление невыразимым.
Ингмар Бергман

Кино – это жизнь, из которой вырезано всё скучное.
Алфред Хичкок

Психологический вестерн: фильм, в котором ковбой уже умнее, чем его лошадь.
Андре Гиллуа

У кино — две функции: отображать окружающую реальность и создавать новую.
Зигфрид Кракауэр

Люблю кино, когда оно — как жизнь и люблю жизнь, когда она — как кино.
Гарун Агацарский

Единственное искусство, способное сочетать все искусства — это кино.
Гарун Агацарский

Кинокамера всех нас превращает в туристов, глазеющих на чужую жизнь или на свою собственную.
Сьюзен Зонтаг

Смотришь в день по фильму — проживаешь много жизней в одной своей, смотришь несколько фильмов в день — рассеиваешь свою единственную.
Елена Ермолова

Звуковое кино открыло тишину.
Робер Брессон

Кинотеатр – это место, где смотрят на актёров для того, чтобы в лучших из них получше разглядеть себя.
Леонид Сухоруков

Жизнь никогда не будет выглядеть как кино. Она может повторять сценарий точь в точь,но выглядить как кино не будет никогда.
Артем Рогов

Когда в кино много от жизни — это настоящее кино, но когда в жизни много от кино — это уже жизнь ненастоящая.
Вадим Синявский

Если мой фильм сделал счастливее хоть одного человека, значит, я работал не зря.
Вуди Аллен

Даже если человек десять раз видел фильм, он все равно посмотрит его одиннадцатый раз в компании с человеком, его не смотревшим.
Алексей Калинин

Жизнь — не кино, ремейка не будет.
Александр Грачев

Для критиков в творчестве важнее всего — качество, а для народа — ощущения.
Гарун Агацарский

Одна вещь, которую я люблю в фильмах, это то, что там есть своего рода эмоциональная, психологическая дискуссия.
Киану Ривз

Я боялся задать вопрос режиссеру, боялся диалога с ним, словно он был учителем, чей диктат извечен и легитимен. У меня годы ушли на то, чтобы научиться спрашивать, выяснять, прояснять позиции. Научиться жить по принципу: если у тебя есть вопрос, задай его.
Джуд Лоу

Мне было 18, когда я впервые посмотрел «Семь самураев» (Shichinin no samurai) Акиры Куросавы. Буквально через тридцать секунд я осознал, феноменальность этой картины. Годы спустя я посвятил себя изучению Бусидо. Это очень сильно повлияло на меня. Я просто восхищен кодексом самураев и самураями вообще. Именно это стало одной из причин, почему я захотел снимать «Последнего Самурая».
Том Круз

Чтобы создать комедию, мне необходимы лишь парк, полицейский и хорошенькая девушка.
Чарли Чаплин

И я представляю себе, что Бог в данный момент занимается тем же, крутит себе свое кино, которое и есть мы.
Джек Керуак

Сюжет? Это — характер. Будет одна и та же ситуация, но будут действовать два разных человека, будет два разных рассказа — один про одно, второй совсем-совсем про другое.
Василий Шукшин

Комедия имеет намерение отображать людей худших, а трагедия — лучших, чем существующие.
Аристотель

Жизнь человека есть сочетание всех жанров кино, и каждый день своей жизни мы можем проживать в разных жанрах.
Екатерина Гердт

Если в конце года я могу сказать, что я видел десять по-настоящему — без всяких скидок — хороших фильмов, значит, год удался.
Квентин Тарантино

Когда я работал в видеомагазине, я слышал, как родители ругали детей за то, что те все время брали фильмы, которые они уже видели и любят. Ребенок думает: «Зачем брать неизвестно что? Возьму-ка снова эту кассету». Вот и у меня психология ребенка — мне нравится такой подход.
Квентин Тарантино

Современное кино, оперирующее зрительными образами, мощно воздействует на человека и по праву занимает одно из первых мест в ряду искусств. Известно, что основным и единственным средством, доводящим кино до такой силы воздействия, является монтаж.
Сергей Эйзенштейн

Кадр никогда не станет буквой, а всегда останется многозначным иероглифом.
Сергей Эйзенштейн

В кино главное слово «почему».
Жан Рено

Актер должен заставить публику забыть о существовании автора, о существовании режиссера и даже о существовании актера.
Пол Скофилд

Во всем, на что направлен в наши дни киноаппарат, массы получат возможность взглянуть самим себе в лицо.
Вальтер Беньямин

Фильмы — бывают разными. Умными их делает зритель…
Александр Пузанов

Не путайте: актеры гибнут от недохваленности, настоящие люди — от недолюбленности.
Фридрих Ницше

Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли, как никогда.
Фаина Раневская

Жизнь отличается от фильма только тем, что фильм в любой момент можно остановить и перемотать на нужное место или начать сначала.
Татьяна Павленко

Кино — это сны государства.
Сергей Нежинский

Кино удовлетворяет извечную потребность коллективного бессознательного – потребность людей в общих воспоминаниях.
Мартин Скорсезе

— Кино — не искусство. Это магические фокусы для детей.
— Может, идею ты уловил правильно. В любой форме это магия, а не искусство. Финт, который заставляет людей забывать обо всем, даже о смерти.
Марио Пьюзо. Дураки умирают.

В кампусе каждого колледжа студенты, вместо того чтобы писать романы, снимали фильмы. И внезапно до меня дошло, что фильмы — это совсем даже не искусство, а некая форма терапии. Каждый хотел рассказать историю своей жизни, выразить свои эмоции, мысли. Но ведь и множество книг публиковалось по той же причине. Только магия не проступала так явственно в книгах, картинах, музыке. Кино вбирало в себя все виды искусства, кино разило наповал. Казалось невероятным, что, располагая таким мощным арсеналом, можно сделать плохой фильм. Ты мог быть последним говнюком, но при этом делать хорошие фильмы. Неудивительно, что среди киношников так пышно расцвел непотизм. Ты мог заказать сценарий племяннику, из любовницы сделать кинозвезду, сына назначить руководителем студии. Кино могло превратить в знаменитость любую посредственность. В литературе такой фокус не проходил.
Марио Пьюзо. Дураки умирают.

Фильмы могут доставить удовольствие и вызвать эмоциональные переживания, но научить практически ничему не могут. В отличие от книг, они не способны раскрыть глубину характера персонажа. Они дают ощущения, но не позволяют понять жизнь. Фильм — это магия, заклинания которой могут превратить дурнушку в красавицу, а шалаш — во дворец. Для многих людей кино становится наркотиком, безвредным кокаином. Для других заменяет психотерапию. Приятно, знаете ли, видеть свое прошлое или будущее такими, как хотелось бы, такими, где ты проявляешь себя лишь с самой лучшей стороны.
Марио Пьюзо. Дураки умирают.

Я ничего не умею в жизни, но зато на экране всё.
Роми Шнайдер

Ни в коем случае нельзя оправдывать мужскую агрессию буйством гормонов. Но жизненно важно отделить стимул к жестокости от сексуального стимула. Нельзя создавать и показывать фильмы, в которых соседствуют секс и насилие. Сценарии низкосортной кинопродукции, построенные на изнасиловании и последующей мести, дают искаженное представление о действительности.
Стив Биддалф. Воспитывать мальчишек… Как?

Отношения мужчины и женщины в кино слишком уж идеальны для того, чтобы быть правдой.
Гаспар Ульель

В доме напротив постоянно кино,
В котором никак не увидеть конца,
Пока не дойдешь до собственных титров…
[Gunshot Bride] — Распятое небо

Каждый прожитый день является гораздо лучшим фильмом, чем любой снятый фильм.
Уильям Сароян. Прогулка в роскошной колеснице.

Знаете, почему я ненавижу любовные сцены в кино? Потому что они нереальные. Я имею в виду реальную любовь. Вот фраза, которую вы никогда не услышите в фильме, но каждый парень слышал её хоть раз в жизни: «Ай, осторожно, больно!» Это реальная любовь. Дамы, вы тащите нас на эти фильмы, мы смотрим на эти любовные сцены и думаем, что можем их повторить. Помните фильм «Девять с половиной недель?» В этом фильме была сцена, где женщина с завязанными глазами лежит на кровати связанная и парень кормит её клубникой. Она зажималась? Нет! Она извивалась, как червь на горячем тротуаре. И я в кинотеатре подумал: «Я должен это попробовать». Но, видимо, колбаса и сыр не особо заводят… Кто знал?.. Хотите показать мне настоящую любовь? Покажите пару, которая занимается сексом, когда на них смотрит собака.
Билл Энгвалл

Есть место, куда мы можем отправиться — подлинный, вечно существующий мир, в котором дикая природа продолжает жить своей жизнью, безграничная территория, на которой и мы, и наш вымышленный мир неприкосновенны и защищены от всякой опасности. Это пространство, где царят мир и спокойствие, где нет законов, где мы можем общаться и верить, не считаясь ни с какими мелкими и надуманными условностями, где мы свободны от власти коррумпированных корпораций и их тугих сетей… Страна Кино.
Тильда Суинтон

Кино — это призма, сквозь которую стало возможно отражать наши видения благодаря тонкой игре света, контрастам четкости и размытости, магическому зеркальному преломлению… Это алхимия, в которой целое рождается не только из сочетания элементов.
Тильда Суинтон

Кино — это искусство, в котором время становится материальным.
Тильда Суинтон

Я жажду попасть в страну кино, ощутить его тонкую и хрупкую сущность. Это страна, в которой ничего не происходит, но все возможно, даже невыразимое, неосуществленное, неупорядоченное…
Тильда Суинтон

Высшее мастерство — это не умение нарисовать. Высшее мастерство — это найти такие соотношения тепла, света внутри картинки, которыми можно было дать чувственность кинокадру.
Юрий Норштейн

Кино — убежище для одиночек.
Педро Альмодовар

Кино, пожалуй, самое несчастное из искусств. Им пользуются как жевательной резинкой, как сигаретами, как вещами, которые покупают.
Андрей Тарковский

Это очень просто — играть в кино бизнесмена. Быть жестоким, безликим и необразованным способен каждый.
Джон Клиз

Фильм похож на живописное полотно — оно ведь тоже остаётся неизменным, но каждый зритель привносит в него своё личное ощущение, своё неповторимое восприятие завершённого холста. То же происходит и с фильмом.
Робертсон Дэвис. Мир чудес.

Идите в кино. Это лучшее средство убить вечер. Выйдя из кино, обычно даже не помнишь, что видел, но там, по крайней мере, ты забываешься…
Эрих Мария Ремарк. Возлюби ближнего своего.

Я думаю, что кино делается не для того, чтобы провести два приятных часа в узком кресле бок о бок с другими людьми. Но кино делается для того, чтобы мыслить, и глупый фильм даже лучше наводит на мысли, чем фильм хороший.
Жан-Люк Годар

Фильмы — это и инфракрасные лучи, и зеркало, и телескоп, и микроскоп. Они родились такими, что не смогут надоесть никому и никогда.
Жан-Люк Годар

Раньше кино снимали совсем не такое, как сейчас. Оно было более наивное, но одновременно и более глубокое. И более человечное, что ли. В старом кино смерть — это всегда трагедия, даже если умирает какой-то второстепенный, совсем незаметный персонаж. А в каждом втором современном фильме чуть ли не горы трупов — и никому их не жалко. Ни зрителям, ни героям…
Олег Рой. Письма из прошлого.

Для меня единственный способ избавиться от своих страхов — снять о них фильм.
Альфред Хичкок

Сравните привычную унылую повседневность с той, что клокочет в книгах и на экране, и осознайте наконец, до какой степени вы нетипичны. Вы не пытаетесь украсть ядерную боеголовку, в погоне за нарушителем правил дорожного движения не сносите пол-Майами, в вас никогда не вселялась душа недавно погибшего знакомого.
Евгений Лукин. Кризис номер два.

Я люблю тени в фильмах. Но не в жизни.
Роман Полански

Есть три типа актёров: плохие, хорошие и великие. С плохими всё ясно, они играют бездарно, хорошие – играют хорошо. А великие ничего не играют — они просто живут перед камерой.
Ален Делон

Человек не может смотреть художественные фильмы без самоидентификации. Он обязательно ставит себя на место одного из героев: «я прекрасная злодейка», «я – крутой парень», «я – барышня-овечка», «я – сумасшедший гений». Как ни смешно это звучит, но мне всегда нужна влюбленная умная дурочка.
З. Ы. У каждого человека есть сценический образ себя, любимого, и он его старательно обслуживает. Мой образ – это умненькая творческая девушка, не способная сварить картошку даже в мундире. При этом я абсолютно точно знаю, что окажись я на необитаемом острове, не только всю посуду бы перемыла, но и пальмы бы валила топором.
Дмитрий Емец. Мефодий Буслаев. Книга Семи Дорог.

Вы никогда не замечали, что жизнь похожа на сериал? В жизни есть приключения. Они всегда начинаются с того, что случается какая-нибудь неприятность, но потом ты признаешь свои трудности и упорно работаешь над тем, чтобы стать лучше. И тогда счастливые развязки прямо-таки расцветают. Именно так оно все и происходит в конце фильмов про Рокки, Руди и Парня-Каратиста, в «Звездных войнах», в трилогии про Индиану Джонса, в «Балбесах». Это все мои любимые фильмы. Правда, я обещал себе не смотреть кино до тех пор, пока не вернется Никки, у меня ведь моя собственная жизнь — кино, и оно никогда не кончается.
Мэтью Квик. Серебристый луч надежды.

Я вполне могу допустить, что хорошенькая героиня, спасаясь бегством, может оказаться на извилистой и опасной горной тропе. Менее вероятно, но все же возможно, что мост над пропастью рухнет как раз в тот момент, когда она на него ступит. Исключительно маловероятно, что в последний момент она схватится за былинку и повиснет над пропастью, но даже с такой возможностью я могу согласиться. Совсем уж трудно, но все-таки можно поверить в то, что красавец ковбой как раз в это время будет проезжать мимо и выручит несчастную. Но чтобы в этот момент тут же оказался оператор с камерой, готовый заснять все эти волнующие события на пленку, — уж этому, увольте, я не поверю!
Нильс Бор

Попробуйте представить из любопытства, что перед вами не быт, а кино. По молодости лет я довольно часто так развлекался. Попробуйте – и вы ужаснётесь. Принято считать, что чем произведение ближе к жизни, тем оно талантливее. Бред. Страшно представить, какое количество обыденности надо промыть, чтобы получить одну крупицу искусства! Но обыденность в сыром виде… Боже, как отвратительно мы исполняем собственные роли! Станиславский наверняка бы завопил: «Не верю!»
Любительские съёмки чужих застолий и свадеб – видели? Более бездарной актерской игры, чем в жизни…
Нет, даже не так. «В жизни не видел более бездарной игры, чем в жизни». Да, теперь гораздо лучше. Почти Ежи Лец.
Евгений Лукин. С нами бот.

Привлекательность кино заключается в страхе смерти.
Джим Дуглас Моррисон

Ты всегда чему-то учишься. Каждый фильм — это новый опыт, новая страна, другие правила, другие люди и другие технические сложности. В этом и заключается одна из главных радостей съемки кино. Никогда не бывает скучно, потому что ты ничего не знаешь. Всю жизнь ты остаешься учеником.
Стивен Спилберг

Кино является действительно ценным средством связи между людьми.
Акира Куросава

Человека, видевшего что-то собственными глазами, — трудно убедить, что этого не было. Для него виденное — свершившийся факт. Кино в этом смысле — страшное оружие.
Александр Сокуров

Задача книги или фильма в том и состоит: дать пинка, чтобы тебя вышибло из дерьма, в котором ты погряз.
Маргарет Мадзантини. Никто не выживет в одиночку.

Знаешь, в фильмах и романах людям преподносят симпатичный, удобный мир, устроенный в соответствии со строгими правилами, — логичный мир, в котором есть добрые и злые. А потом мы встречаемся с реальностью. В реальности преступники редко попадают в тюрьму. И может быть, это даже лучше для всеобщего спокойствия.
Бернар Вербер. Рай на заказ.

Действительно, не стоит надеяться на длительные отношения, если ваши с партнершей музыкальные соображения практически ни в чём не пересекаются, а ваши любимые фильмы, окажись они на одной вечеринке, даже не подошли бы друг с дружкой поздороваться.
Ник Хорнби. Hi-Fi.

Со временем я убедился, что воспоминания о фильмах, которые меня поразили, почти никогда не совпадают с оригиналами.
Педро Альмодовар

Игровое кино — это в первую очередь нарратив. В визуальном искусстве ты конструируешь форму и пытаешься взаимодействовать с ней. По крайней мере, я так понимаю. Художник пишет картину и создает статичную образную структуру, которая воздействует на человека эмоционально, причем это воздействие может быть длительным, растянутым на годы. В игровом кино главное — история, сюжет, где бы ни происходили события: в Тимбукту, Папуа — Новой Гвинее, на Аляске или в Хельсинки. У фильма есть преимущество: он может быть доступен множеству людей одновременно, чего не скажешь об изобразительном искусстве.
Стив МакКуин

Кино — это некая форма общественного откровения. Отчасти желание снимать — это желание через пленку освободиться от своих эмоций, разделить их с кем-то.
Федор Бондарчук

Наверное, о жизни любого человека можно снять кино… Только где потом найти столько зрителей?
Дмитрий Скирюк. Блюз чёрной собаки.

Кинотеатры — храмы для людей, страшащихся жизни.
Харри Эдмунд Мартинсон

Что беспокоит современного человека? Какой отклик находят в его душе происходящие в мире события? Вот те вопросы, которые мы должны ставить перед собой в своём творчестве.
Микеланджело Антониони

Ни у кого не бывает такого секса, каким он бывает в кино. В жизни вы вряд ли станете заниматься этим на полу, и вы точно никогда не станете заниматься этим, стоя в полный рост. Да, на вас вполне может остаться какая-то нелепая одежда, а вот сексуального белья почти наверняка не будет. И вообще, если кто-то в порыве страсти начнет срывать с меня одежду — я его убью.
Джулианна Мур

Жизнь… всегда похожа на плохое кино. Когда в кино всё как в жизни, про него говорят: плохое. Потому что такое кино никому не интересно. Все люди и так живут своей жизнью и знают её досконально, им не интересно про эту жизнь ещё и в кино смотреть. А вот когда кино на жизнь не похоже, тогда его называют хорошим, потому что можно помечтать, представить себя на месте героев. В плохом кино герой — всё равно что ты сам. Это скучно.
Александра Маринина. Воющие псы одиночества.

Люди в древности много работали, и у них было только несколько часов в неделю, чтобы расслабиться перед экраном. Кино служило для них энциклопедией жизни. Люди брали из кино все свои знания. Часто это был их главный источник информации о мире. Поэтому, если в кино какой-то народ постоянно изображали сборищем убийц и выродков, это на самом деле были новости. Но их выдавали за кино.
Виктор Пелевин. S.N.U.F.F.

Всегда хорошо напомнить себе, что реальная жизнь и экранная не одно и то же.
Кристин Дэвис

Кинофильмы как открытые двери, и перед каждой я меняю характер и жизнь… Я всегда живу настоящим. Я принимаю этот риск. Я не отрицаю прошлого, но это – перевернутая страница.
Жюльет Бинош

Можно быть милым и умным мальчиком, прекрасно учиться в школе, отлично пройти курс университетских наук — и после нескольких лет исправного посещения кинематографа превратиться в идиота.
Илья Ильф и Евгений Петров. Одноэтажная Америка.

Я горжусь, что занималась делом, которое приносит удовольствие, создает красоту, пробуждает совесть, вызывает сострадание и, может быть самое главное, дает миллионам возможность отдохнуть от нашего такого жестокого мира.
Одри Хепберн

Иногда показать, как кто-то или что-то проживает свою жизнь — все, что нужно! Жизнь интересна, в жизни есть проблемы, в жизни не всегда все разрешается умно и поэтично, в жизни не всегда есть герои, не всегда есть злодеи.
Дуглас Дэриен Уолкер

Лучший в мире кинозал — это мозг, и ты понимаешь это, когда читаешь хорошую книгу.
Ридли Скотт

Женщины в кино нужны для того, чтобы заставить героя говорить о себе: говорить о его надеждах, его страхах и даже о его проклятом увлекательном детстве…
Телохранитель (London Boulevard)

Кино — это потребность в общении с людьми, которых не видишь.
Жан-Люк Годар

Мне хочется сделать фильм о стене. Смотришь на стену и начинаешь постепенно видеть очень многое.
Жан-Люк Годар

Кино мне интересно тем, что оно способно быть немного всем на свете. Это живопись, которая может быть услышана как музыка.
Жан-Люк Годар

Я в ответе за то, как я заставляю зрителей себя чувствовать, и мне хочется, чтобы они чувствовали себя неуютно.
Дэвид Финчер

Не уверен, что кино должно развлекать. Мне интереснее кино, которое ранит. Я люблю «Челюсти» за то, что с 75 года не купаюсь в океане.
Дэвид Финчер

Чтобы полнее всего раскрыть для себя фильм, посмотрите его от начала и до конца в каком-нибудь спокойном месте, желательно на большом экране и с хорошей акустикой. Только так и можно проникнуть в другой мир и обрести новый опыт.
Дэвид Линч. Поймать большую рыбу.

Кинематограф рассказывает истории. Он придумывает мир, конструирует опыт, который люди не смогли бы пережить, не посмотрев этот фильм.
Дэвид Линч. Поймать большую рыбу.

Кинематограф — это язык. С его помощью можно говорить о больших, абстрактных вещах.
Дэвид Линч. Поймать большую рыбу.

Не знаю, почему, но меня всегда завораживает момент, когда в кинозале начинает гаснуть свет. Наступает тишина, а затем занавес — должно быть, красный — медленно раздвигается. И открывает дверь в иной мир.
Дэвид Линч. Поймать большую рыбу.

… моё дело приносит по меньшей мере столько же добра, сколько успокаивающие лекарства. Любой может пойти туда, куда ведёт его сознание. Можно жить в воображаемом мире, не испытывая реального ужаса или реальной боли. Я создаю образы. Я открываю дверь. Я могу воспламенить… и могу исцелить… и успокоить… и дать людям понимание…
Дик Фрэнсис. Дикие лошади.

Трагическое кино – вот это по-настоящему круто. Подобные фильмы заставляют людей задуматься о смысле жизни и помогают анализировать происходящее. Однако, в то же время, развлекательное кино является своего рода исцелением. Это — то место, где ты забываешь о своих проблемах.
Николас Кейдж

Кинематограф может пробить любую защиту и разбить вам сердце.
Дэвид Гилмор. Киноклуб.

Быть режиссером — это все равно, что проживать множество жизней. Думаю, что по этой же причине люди и ходят в кино.
Стивен Спилберг

Умереть не страшно. Страшно, что после смерти могут снять фильм и тебя сыграет Паттинсон.
Стивен Спилберг

Если ты хочешь меня понять, смотри мои фильмы.
Чарли Чаплин

В кино мне как раз нравится то, что камера подчас способна уловить ваши мысли.
Джуди Денч

… Идеальная история должна полностью захватывать зрителей, вырывать их из реальной жизни и направлять их по сюжету, чтобы они ни разу не задумались о том, как играют актеры, например, или как то, что они видят на экране, сочетается с настоящей жизнью… Вот для меня идеал.
Тиль Швайгер

Иногда говорят, что события в кино нереальны, но на самом деле нереально то, что с тобой происходит в жизни. На экране эмоции выглядят сильными и правдивыми, а когда с тобой действительно что-то случается, то ничего не чувствуешь – как будто смотришь телевизор.
Энди Уорхол. Философия Энди Уорхола.

Кино никогда не спасало ничью жизнь, это не лекарство, способное спасти чью-то жизнь. Это всего лишь аспирин.
Люк Бессон

… кинематограф у женщин — единственное утешение в жизни.
Собачье сердце.

Большинство современных фильмов построено на одной идее: вначале нужно изобразить зло, а потом — его уничтожить. Так делают все, но, на мой взгляд, от этой идеи пахнет мертвечиной. Как и от другой популярной идеи — о том, что у истока любого злодейства — в жизни, в политике, где угодно — стоит конкретный человек, которого всегда можно обвинить и которого всегда можно наказать. Это самая безнадежная мысль, которую я когда-либо слышал.
Хаяо Миядзаки

(…) слова – это литература, это высоко символизированная действительность, совсем особая система ассоциаций, воздействие на совсем иные органы чувств, наконец, в то время как кино – это живопись, это музыка, это совершенно реальный, я бы даже сказал – беспощадно реальный мир, элементарной единицей которого является не слово, а звучащий образ.
Борис Стругацкий. Комментарии к пройденному.

Кино никогда не меняется, оно не может измениться. Но каждый раз, когда ты его смотришь, оно другое, потому что ты другой. Ты видишь каждый раз разное.
12 обезьян (Twelve Monkeys)

Кино — это всегда выход из положения. Там каждый о чём-то может помечтать.
Эрих Мария Ремарк. Три товарища.

В кино спасения достичь легко. Как и подтвердить свою невиновность. Ты платишь четверть доллара за билет и получаешь правды ровно на эту сумму. В настоящей жизни все дороже, и на те же вопросы даются совсем другие ответы.
Стивен Кинг. Зелёная миля.

Женщина должна быть как хороший фильм ужасов: чем больше места остается воображению, тем лучше.
Альфред Хичкок

Тебе не нужно держать на себе весь фильм и являть сосредоточие моральных принципов. Ты полная противоположность себе самому в жизни. Так что играя злодея, получаешь определённую свободу, которой нет, когда ты герой. По-моему, это здорово.
Эрик Бана

Так всегда бывает в кино — в самый последний момент, когда женщина уже готова сесть в самолет, появляется в полном отчаянии мужчина и под иронично–сочувственными взглядами служащих авиакомпании хватает ее в охапку, целует и возвращает в свой мир. Появляется надпись «Конец», и зрители расходятся, пребывая в уверенности, что эта пара отныне и впредь будет неизменно счастлива.
«В кино никогда не показывают, что было дальше», в утешение самой себе произнесла она. А дальше — брак, кухня, дети, секс по обязанности, пусть даже и супружеской, но все более редкий, а вот и впервые найденная записка от любовницы, и желание закатить скандал, а потом — обещания, что это никогда больше не повторится, потом вторая записка (уже от другой женщины), и снова скандал и угроза развода, но на этот раз муж уже ничего не обещает с такой определенностью, а всего лишь говорит, что любит ее. Третья записка (от третьей женщины), а за ней обычно предпочитают промолчать, сделать вид, что ничего не происходит, ибо с мужа станется сказать теперь, что он ее больше не любит и она может уходить на все четыре стороны.
Ничего такого в кино не показывают. Фильм кончается раньше, чем начинается другой мир. Так что лучше не думать.
Пауло Коэльо. Одиннадцать минут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *