Кинотерапия и кинолекторий.
Кинотерапия как один из целебных методов воздействия на психику человека возникла одновременно с появлением кинематографа. Вместе с актерами немых фильмов зрители «были» героями любовных историй, совершали великие подвиги, переживали жизненные крушения, попадали в нелепые и комические ситуации. Великая сила кинематографа заставляла людей страдать и восхищаться, смеяться и плакать. Без единого слова фильмы открывали перед человеком удивительный мир, где он мог прожить любую жизнь и испытать любые чувства, оставаясь при этом защищенным темнотой зрительного зала.
Кинематограф, как и другие виды искусства, был замечен психологией и «возделан» ею. Этот естественный и доступный способ «лечения души» подкрепили психологическими теориями, подвели под него методологическую базу, опробовали на практике и, объявили его одним из психотерапевтических методов.
Целительные свойства кинотерапии воздействуют чаще всего на бессознательную сферу и основаны на работе нескольких Психологических механизмов. Однако, прежде чем описать их, необходимо сказать о том, что все механизмы тесно связаны между собой, взаимопроникая и дополнял друг друга. Понятие «механизм» здесь также весьма условно, так как оно означает одновременно и условие кинотерапии и ее психологическую суть.
Итак, терапевтические свойства воздействия киноленты на человека определяются, во-первых, механизмом проекции. Фильм в этом случае становится тем полотном, на которое не только режиссер, но и зритель (клиент) может спроецировать свои отношения, переживания, мысли и чувства. Фильм часто помогает клиенту перенести содержание внутреннего мира во вне, то есть увидеть на экране то, что происходит в его собственной жизни. Такая проекция своих забот или психологических затруднений облегчает работу с ними. Как известно, «лицом к лицу лица не увядать», поэтому «Отделение» проблемы, проецирование ее на киноэкран уже само по себе оказывает полезное действие, помогая клиенту увидеть себя как бы со стороны.
Во-вторых, в кинотерапии активно работает механизм идентификации, который, несомненно, связан с проекцией. Благодаря проекции и идентификации, человек выбирает такого киногероя, который наиболее близок ему в настоящий момент по характеру, способам поведения, решаемой ситуации, психологической проблеме и т. д. Клиент, выбирая героя и идентифицируясь с ним, проживает за время фильма его жизнь. Образ мыслей, чувства, привычки, черты характера, решения становятся как бы общими — либо спроецированными на героя, либо позаимствованными у него.
Указанные психологические механизмы эмоционально включают клиента в происходящее на экране. И здесь стоит вспомнить о том, что хотя ситуация в кинофильме вымышленная, чувства, которые она вызывает у клиента, всегда настоящие. Поэтому золотое правило консультирования здесь и сейчас может быть проявлением третьего механизма, действующего в кинотерапии. Другими словами, целебный эффект этого вида арттерапии достигается потому, что дает личности возможность пережить те чувства, которые не находят своего выражения в реальной жизни.
Представляется важным рассмотреть еще один механизм, основанный на законе «фигуры и фона». В соответствии с ним клиент выбирает в фильме ту ситуацию (героя, наиболее запомнившийся эпизод, фразу и т. п.), которая является для него «фигурой», то есть наиболее значимой в данный момент. Это четвертый механизм — актуализация значимой проблемы (потребности). Таким образом, фильм помогает не только актуализировать скрытые или неявные проблемы, что необходимо для эффективной терапии, но и удовлетворять различные потребности личности.
Говоря о потребностях, следует отметить, что кинотерапия стремится удовлетворить их через позитивные фильмы (например, снятие стресса через смех или острые впечатления). Это одно из правил кинотерапии, о которых будет сказано Ниже. Понятно, что за рамками кинотерапии, использующей созидающий потенциал фильмов, потребности могут удовлетворяться личностью и другими, разрушительны способами — через фильмы со сценами насилия, жестокости, агрессии, ужасов и т. д.
И, наконец, еще один важный, пятый, механизм не только кино-, но и других видов арттерапии (а также всех Проективных методов) — так называемая маска. Как мы помним, потребность в безопасности является для личности одной из самых важных. Особенно значимой она становится при обращении к болезненным травмированным или ослабленным сторонам души, что часто происходит на консультировании и в терапии. Клиент в такой ситуации ищет возможность психологически спрятаться от пугающих переживаний и разрушения, В кинотерапии такой защитой служит «маска», то есть образ киногероя и осознание того, что это — всего лишь фильм, а значит, все происходящее — неправда и уж тем более «не моя жизнь». Возможность оставаться «скрытым» позволяет клиенту проникать в мир собственных чувств с наибольшей осторожностью и выдерживать ровно столько, сколько он может выдержать в данный момент.
Таким образом, используя просмотр кинофильмов в качестве терапевтического материала, мы видим, что они не только вызывают ощущение истинного наслаждения и обогащают духовную сферу личности, но и содержат в себе огромный целительный потенциал, который открывает широкие возможности для психотерапии. Помимо этого, в фильмах заключен богатый обучающий смысл, позволяющий развивать социальные и культурные,
нравственные и моральные стороны личности. Несомненно к тому же, что этот вид арттерапии дает возможность познакомиться с мнением других людей, что значительно расширяет спектр представлений о себе и мире.
Т. И. Сытько выделяет следующие цели, которые определяют вид кинотерапии и соответственно особенности ее проведения:
- Развитие психологической компетентности. В задачи этого вида кинотерапии входит знакомство с различными социальными типажами (типы темперамента, социальные роли и т. д.) и обучение взаимодействию с ними.
- Развитие интеллектуальных навыков. Основная задача — тренировка внимания, памяти, наблюдательности, навыка формулирования мысли, слушания, логического мышления и т. д.
- Развитие эмоциональной сферы. Этот вид кинотерапии обучает клиентов навыкам эмпатии, определения собственных чувств (рефлексии) и эмоциональных состояний партнера по общению (или киногероя).
- Развитие навыков решения проблем. В данном случае психологическая работа с фильмом позволяет увеличить количество способов решения какой-либо проблемы, расширить поведенческий репертуар у членов группы (например, пятьдесят способов признаться девушке в любви).
- Снятие стресса. Как видно из названия, такая кинотерапия позволяет снять эмоциональное напряжение, а также обучает навыкам релаксации и спонтанности в поведении.
- Самоанализ. В сущности это направление наиболее полно отражает понятие кинотерапия, так как именно здесь основными задачами являются обучение навыкам глубокой рефлексии, самоосознания и самоанализа, а также психотерапевтическая проработка психологических проблем.
- Обучение расшифровке символического ряда. Это один из самых интересных видов кинотерапии, так как он позволяет научиться работать с символами, которые используются в фильме. «Работать» в данном контексте — значит видеть эти символы, понимать их значение и уметь расшифровать смысл, которым они наполнены. Такое обращение к символическому ряду фильма позволяет не только сделать кинотерапию более глубокой и познавательной, но и увидеть волнующие проблемы в другом ракурсе, а также научиться замечать символику в повседневной жизни.
Выбор фильма
Реализация возможностей кинотерапии зависит не только от профессионального мастерства психолога, но и от правильного подбора фильма. Здесь существует ряд тонкостей.
Во-первых, фильм должен быть позитивным. Позитивность фильма определяется многими характеристиками: первым (интуитивным) впечатлением от него, наличием жизненной правды, органичностью сюжетного и образного ряда, эстетическими переживаниями и др. Но главный критерий, который можно выделить для отбора фильма, весьма прост: фильм должен учить высшим ценностям (добро, любовь, права, терпение, красота), нести в себе гуманистические идеалы (свобода, ответственность, смысл), ставить пред зрителем (клиентом) нравственные вопросы («Свобода и вседозволенность: где между ними грань?», «Что лучше: слушать свое сердце или сохранить репутацию?», «Как истинное отличить от ложного?»).
Во-вторых, фильм должен соответствовать целям кинотерапии, а также учитывать возраст, уровень образования и психологическую ситуацию клиента.
В-третьих: в фильме должны отражаться актуальные для клиента проблемы, приуроченные к современной действительности.
Технология кинотерапии. Кинолекторий
Технология ведения групповой беседы. Прежде чем предложить фильм для обсуждения в группе, ведущий несколько раз просматривает его сам, чтобы свободно ориентироваться в последовательности сюжетов, основных символах и даже фразах. Важно, чтобы психолог мог восстановить фильм с любого момента. Во время групповой беседы обсуждаются впечатления от просмотренного фильма (чувства, мысли), анализируются герои, их поступки, то, что показалось символичным. Также обсуждаются нравственные проблемы, которые затронул этот фильм, или наиболее актуальные темы (например, «смерть», «потеря, «любовь к матери», «преступление» и т. д.).
Однако следует помнить о том, что групповая дискуссия о просмотренном фильме может содержать в себе опасность ухода на искусствоведческие темы. Это одна из ловушек кинотерапии: вместо обращения к собственным чувствам и переживаниям, участники будут обсуждать игру актеров или режиссерские промахи. В этом случае очень важно помнить о целях кинотерапии и возвращать к ним группу.
Для более полного самоанализа можно использовать не только беседу, но и рисование (чувств, героев фильма, нравственных дилемм), а также элементы психодрамы, где участники группы, становясь героями фильма, разыгрывают наиболее значимую или непонятную ситуацию (сцену из фильма).
В конце обсуждения, подводя итоги, можно поговорить о том, чему научил этот фильм, какой самый главный урок вынес каждый участник кинотерапии. Например, Форрест Гамп в конце одноименного фильма спрашивает: «Есть ли судьба или все мы летим по жизни как перышко по ветру?» А как бы ответили на этот вопрос вы?
Метод «стоп кадра»
Психолог останавливает просмотр фильма на критичной и переломном моменте сюжета. И просит участников поделиться с группой возможными вариантами развития сюжета, тем как поступили бы они. После группового обсуждения просмотр фильма продолжается.
Итак, кинотерапия напрямую обращается к человеку, обходя сознание. Бесспорно, что искусство — происходит ли его восприятие или созидание — оказывает на людей огромное воздействие. Картины, книги, театр, музыка, пение — все это часть нашей жизни. Искусство помогает принять различия, искусство помогает обратиться к собственному опыту и научиться слушать себя.
В процессе обучения люди пытаются прятаться за умные слова, теории, описанные в трудах, но зачастую не умеют или боятся обращаться к себе, своему опыту. Нужно понимать и принимать себя, учиться быть с человеком, не прячась за словами.
Искусство может быть одним из способов обучения, а может быть и фундаментом, на котором строится учебная группа. Искусство помогает достичь целостности и принятия друг друга членами группы, что является необходимым условием для дальнейшего обучения. Обращение к искусству раздвигает границы обучения и начинает играть важную роль.
- Искусство помогает преподавателям использовать различные стили обучения и способности учащихся, различные паттерны поведения взрослых и детей. Причем искусство эффективно в обучении как совсем маленьких детей, так и зрелых и пожилых людей.
- Искусство задействует различные уровни человека — кинестетический, пространственный музыкальный, вербальный, интерперсональный и интраперсональный. Это позволяет включить в процесс обучения не только уровень сознания и ума, но и всю сущность человека. В этом случае обучение происходит как бы изнутри, оно более результативно и не может восприниматься как насильственное.
- Искусство — Один из наиболее эффективных путей «научения» принимать различия — индивидуальные, культуральные, расовые и другие. Принятие различий, какими бы они ни были — одно из самых важных качеств консультанта. Фильмы учат не только терпимости к различиям между людьми, но и пониманию и принятию их.
- Обращение к искусству помогает развивать различные умения и навыки, такие как символическое мышление, применение старых решений к новым проблемам, понимание причинных связей, принятие и присутствие.
- Искусство проникает глубоко в сердце, затрагивает душу и питает ее энергией. Оно обращается к человеческому бытию, а не к тому, что мы видим и что является для нас явным. Искусство выходит за границы явного.
- Искусство помогает людям разного возраста пройти путь опыта. Способность выражать себя является отражением устойчивого образа «Я». С помощью искусства происходит разблокирование человеческой креативности, что позволяет людям расти, быть способными к саморефлексии, поддерживать здоровые взаимоотношения с другими людьми и чувствовать себя комфортно.
- Искусство может обеспечить универсальный язык для всех людей (детей или взрослых). Обращение к нему рекомендуется как в школе, так и в любых других группах. Оно выступает объединяющим фактором людей разных национальностей, физических или умственных способностей, социальной принадлежности.
- Искусство способно соединить внутренние аспекты различных внешних и социальных условий в которых мы живем. Оно помогает понять значение и услышать то, о чем мы очень редко говорим. Возможность не говорить, а пережить, представляется как одно из важнейших преимуществ арттерапевтической работы.
Источник — Семья детям