Марина Дали. Кинотерапия.
Кинотерапия — это современное направление групповой психотерапии с использованием кино. Этот метод позволяет объединить культуру, искусство и психологию в увлекательный и действенный инструмент для самопознания и личностного роста.
В кинотерапии фильм используется как средство самопознания и раскрытия внутренних резервов личности; как средство эффективной саморегуляции; как инструмент налаживания межличностных и межгрупповых взаимоотношений и др.
С помощью кинотерапии участники могут:
• Решить свою трудную ситуацию, и найти в себе больше сил, чтобы выйти из нее
• Расширить горизонты восприятия жизни
• Увидеть свою внутреннюю силу
• Помочь побудить себя к действиям
• Пережить горе или утрату
• Справиться с неуверенностью и обрести новую перспективу в понимании красоты
• Исследовать свои личностные особенности и поведенческие паттерны
• Переоценить и скорректировать свои действия
• Начать свой путь к осознанным изменениям в жизни
Кино отображает нашу жизнь и очень часто в героях, событиях и ситуациях фильмов мы узнаем себя и своих близких. Каждый участник найдет для себя ответ именно на свой вопрос, так как видение и интерпретация столь же неповторимо, как и индивидуальность.
Как проходит кинотерапия:
1. Вводная лекция о том, что такое кинотерапия, как смотреть фильм, на что обращать внимание.
2. Спонтанное обсуждение после просмотра. Участники высказывают мысли и чувства, вызванные затронувшими эпизодами и героями фильма.
3. Обобщение обсуждений ведущим кинотерапии. Ведущий помогает участникам осознать свои жизненные ситуации, актуальные потребности, препятствия и возможности.
Кино отображает нашу жизнь и очень часто в героях, событиях и ситуациях фильмов мы узнаем себя и своих близких, пристрастия ума и намерения души. Каждый участник может найти для себя ответ на собственный вопрос, так как видение и интерпретация столь же неповторимы, как и индивидуальность.
Почему же кинотерапия получила такое широкое распространение? Фильмы, как и иные художественные произведения, изобилуют разнообразными образами и иносказаниями. Разумеется, перед просмотром фильма и после него, состояния человека могут весьма существенно отличаться. В этой связи важно понимать, что каждый человек воспринимает фильмы, которые смотрит, через призму собственного жизненного опыта. Все мы по-разному реагируем на события, которые происходят на экране. Иной раз получается так, что, переживая вместе с героями те или иные ситуации, мы видим свои проблемы со стороны. Мы видим свою работу, свою семью, находим черты своих родственников и друзей.
Психотерапевт прекрасно разбирается в том, какой фильм подойдёт в конкретно взятой ситуации. Однако попробуем разобраться и мы. К примеру, если Вы находитесь в затяжной полосе невезения, то лучше подойдёт просмотр комедийного фильма. При том, если у Вас сложности на работе, то фильм не должен иметь большого отношение к работе вообще. Скорее, пусть он будет об отдыхе, каких-то смешных семейных ситуациях. Впрочем, не всегда полезно смотреть то, что Вы уже видели. Иногда стоит абстрагироваться от известного и с интересом окунуться в мир неизвестного и захватывающего. Если это подействует, то можно с уверенностью констатировать, что этот фильм положительно скажется и на Вашем состоянии. О какой депрессии может идти речь после получения хорошего заряда положительных эмоций?
Если Вас беспокоят предстоящие перемены в жизни, к примеру, переезд в другой город или смене места работы, то у Вас есть все основания посмотреть комедию, связанную именно с такими явлениями. Единственное условие заключается в прочтении анонсов. Всё-таки нужно смотреть кино о позитивных изменениях и настраиваться именно на это.
Если у Вас наметились проблемы во взаимоотношениях с коллегами по работе, то стоит посмотреть нечто, вроде «Служебного романа», точнее, пересмотреть этот замечательный фильм, ведь сложно представить себе человека, который его никогда не видел.
Самой важной отличительной чертой кинотерапии является её умение очень быстро устранять негативные эмоции, заменяя их позитивными, что продуктивно сказывается и на работе, и на личной жизни человека.
Кинотерапия или синемалогия?
Просмотр фильма и детальный разбор психологических причин поступков его героев, позволяет нам задуматься о правильности понимания причин своих собственных поступков. Для того чтобы избежать ненужных параллелей, я предпочитаю использовать вместо термина «кинотерапия» термин «синемалогия» — изучение кино. Данный термин я заимствовал из работ профессора Антонио Менегетти (А.М.), основателя онтопсихологической школы. «Синемалогия — это логика следствий, вызванных кинематографической действительностью». А.М.
Антонио МенегеттиДля анализа, синемалогии выбираются значительные фильмы, отмеченные какими-либо международными наградами, или выбранными для конкурса. Этот выбор обусловлен тем, что подобные фильмы отражают реальную информационную составляющую общества, выраженную в образе. Создатели этих фильмов, уловили своим тонким чутьем, интуицией, коллективный бессознательный запрос определенной динамики в данный момент, доминирующий комплекс. Именно по этой причине такое кино находит наибольший отклик в массах людей, и имеет успех.
Что общего между изучением кино с психологией?
Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо обсудить некоторые аспекты психологии, лежащие в основе синемалогии. В процессе изучения этих аспектов нам придется погрузиться в мир бессознательного. Известно, что сознание (наше «Я» как таковое) является лишь вершиной айсберга человеческой психики. Очень многие поступки человек совершает под воздействием бессознательных мотивов, которые зачастую лежат и в основе наших решений и поведенческих реакций.
Большинство людей полагают, что они тщательно обдумывают каждое свое решение, я соглашусь с этим утверждением. Но спрошу в свою очередь: а какие же причины заставляют человека думать и действовать в подобном направлении, делать определенный выбор, который, не всегда является эффективным, а иногда, и вовсе, полностью ошибочным? Понимание причин подобных поступков редко приходит сразу, иногда для осознания своей ошибки требуется довольно много времени, так как правильность сделанного выбора мы определяем по достигнутым результатам. На это может потребоваться много времени, а в идеале, хотелось бы знать оптимальное решение для каждой конкретной ситуации сразу, в тот самый момент когда эта ситуация разворачивается.
Мы не пользуемся в сознательной жизни большей частью своей психики, хотя она живет вместе с нами и посылает нам постоянные сигналы, к которым можно отнести спонтанные представления, рисование, фантазии, имагогику, сновидения и т.д. Все эти проявления бессознательного отсылают нас к своей базовой единице – образу. Бессознательное, с помощью образов, интерпретирует нашу активность в сознательной части нашей жизни и показывает наши ошибки, давая рекомендации по их исправлению. К сожалению, бессознательное и разум говорят на разных языках, и мы не понимаем смысла, переданного нам через онейрические образы, послания.
Вы спросите — так какое отношение синемалогия имеет к бессознательному? Кино является образным рядом определенной динамики, заданным для зрителя режиссером фильма. Показанные на экране образы вызывают у нас определенную реакцию, несмотря на то, что показанные в фильме события не имеют к нам никакого отношения, да и вообще не происходят в реальности. Эта автоматическая реакция запрограммирована в нашем бессознательном и кино позволяет нам ее «проявить», вывести в осознаваемую область психики.
Необходимо учитывать, что каждый зритель понимает фильм по-своему, то есть в соответствии с потребностью своего комплекса. Здесь необходим специалист, психолог, который владеет ключом интерпретации эмоциональной составляющей зрителей, пробуждаемой определенным образом, динамикой, которая присутствует в фильме, знает, какая реальность соответствует тому или иному образу.
Мы можем выявить наши слабые места, узнать, что именно включает в нас одни и те же автоматические реакции, заставляющие совершать раз за разом одни и те же ошибки. Мы можем с помощью кино научиться использовать новые, творческие подходы к решению каких-либо вопросов в жизни, более адекватные для данных жизненных ситуаций. Отвечать на новые вызовы окружающей среды новым, неожиданным, даже для нас самих, способом. Также, этом метод позволяет лучше понять свое тело, как и на какие семантические послания оно реагирует, какой орган, часть тела или все тело отвечает на какое-то действие или субъекта.
Очень важен правильный отбор фильмов для группового просмотра. Доктор Вудер (основатель методики кинотерапии) рекомендует следующие фильмы: при недостатке силы воли — «Рокки» со Сталлоне, для потерявших близкого человека — «Привидение», при утомлении от жизни — «Дон Жуан де Марко». Женщинам, неуверенным в себе, поможет кинофильм «Ширли Валентайн». «Воспитание Риты», по мнению Вудера, избавит от скуки. Если в отношениях назрел кризис, стоит посмотреть фильмы «Перед рассветом» и «Перед закатом».
Для кинотерапии подходят фильмы режиссёров: Феллини, Антониони, Куросавы, Хичкока, Тарковского, Чухрая, Михалкова, Рязанова.
Специальные области применения кинотерапии:
1. Кинофильм как средство самопознания и раскрытия внутренних резервов личности;
2. Кинофильм как средство эффективной саморегуляции;
3. Кинофильм как вспомогательный метод в психологическом консультировании;
4. Кинофильм как вспомогательный дидактический материал в учебном процессе;
5. Кинофильм как тренажер для решения проблем бизнеса;
6. Кинофильм как средство внутрифирменного PR;
7. Кинофильм как инструмент налаживания межличностных и межгрупповых взаимоотношений.
• Различные уровни анализа фильма(ПрокофьеваН.И.):
-интерпретация сюжета, погружение в метафору, совместное эстетическое переживание;
-работа с символами и их возможными смыслами;
-проекция как основной механизм восприятия киноматериала;
-спонтанное обсуждение;
-опыт ведения пролонгированной группы личностного роста «СРЕДА» с использованием метода кинотерапии.
• Специальные области применения кинотерапии:
-кинофильм как средство самопознания и раскрытия внутренних резервов личности;
-кинофильм как средство эффективной саморегуляции;
-кинофильм как вспомогательный метод в психологическом консультировании;
-кинофильм как вспомогательный дидактический материал в учебном процессе;
-кинофильм как тренажер для решения проблем бизнеса;
-кинофильм как средство внутрифирменного PR;
-кинофильм как инструмент налаживания межличностных и межгрупповых взаимоотношений.
Источник — Ассоциация Он-лайн Психологист